Знакомство детей с животным миром Красноярского края

  • Червякова Наталья Валерьевна, воспитатель

Актуальность.

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери. «Не навреди!» – одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится большое внимание. Экологическое воспитание на протяжении уже нескольких лет является темой моей работы по самообразованию. Педагогический опыт показал мне наиболее успешную именно для моей педагогической деятельности технологию экологического воспитания – метод проектов. Эта технология имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

Сроки реализации: краткосрочный 1 год.

Участники проекта: дети среднего возраста (4-5 лет), родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: формирование представления у дошкольников о животном мире Красноярского края, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представления о животных (внешних особенностях, потребностях для их роста и развития.
  • Развивать познавательный интерес к животному миру Красноярского края.

Развивающие:

  • Развивать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
  • Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитать у детей чувство сопереживания ко всему живому, гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия, беседы, игры, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методическое:

  • З.Ф. Аксенова – «Войди в природу другом».
  • С.Н. Николаевой – «Юный эколог».
  • С.А. Веретенникова – «Ознакомление детей с природой».
  • Н.А. Рыжова – «Наш дом природа».
  • Л.Б. Поддубная – «Природа вокруг нас».
  • П.Г. Федосеева – «Система работы по экологическому воспитанию».
  • Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?».
  • А.В. Корзун, С.В. Кишко «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики».

Материально-техническое:

  • подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
  • разработка группового проекта, конспектов занятий и игр.
  • подбор иллюстраций, фотографий животных, детской литературы.
  • оформление выставки работ в группе.

Этапы проведения проекта

I. Подготовительный:

  1. Подготовка к работе педагогов.
    • Анализ методической литературы, подборка рассказов, фотографий, иллюстраций по теме.
    • Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
  2. Сотрудничество с родителями.
    • Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада.
    • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.
  3. Подготовительная работа с детьми.
    • Беседы и игровые ситуации.
    • Рассматривание фото, чтение художественной литературы, дидактические игры.
    • Экскурсия в парк флоры и фауны «Роев ручей».

II. Практический.

Работа с детьми:

Месяц Формы работы
Сентябрь

Барсук
Игровая ситуация: «Барсук»
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – барсуках; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Что за зверь? Где живет?»
Цель: Закрепить умение детей узнавать и правильно называть животных, их среду обитания. Развивать речь, память, мышление.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии «Живой мир»
(страничка про барсука).
Октябрь

Крот

Игровая ситуация: «Крот»
Цель: Дать первоначальное представление о кротах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей крота.
Просмотр мультфильма «Крот»
Цель: Учить детей внимательно смотреть мультфильм, отвечать на вопросы воспитателя. Закрепить знания детей о кротах, их повадках, питании, образе жизни. Воспитывать доброту и отзывчивость. Учить отличать положительные и отрицательные поступки.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии «Живой мир»
(страничка про крота).
Ноябрь

Мышь полевка

Игровая ситуация: «Мышь полевка»
Цель:
Дать первоначальное представление об обитателях полей – мышах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Чтение сказок С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке»
Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Закрепить знания детей о мышах, её повадках, питании, образе жизни, детенышах.
Рисование палочками на снегу «Мышь полевка»
Цель: Закрепить умение рисовать мышку палочками на снегу передовая её характерные особенности.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
(страничка про мышку полевку).
Декабрь

Белка-летяга

Игровая ситуация: «Белка летяга»
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – белках-летягах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Кто такой? Чем питается?»
Цель: Закрепить умение детей узнавать и правильно называть животных и то чем они питаются. Развивать речь, память , мышление.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
( страничка про белку-летягу).
Январь

Косуля

Игровая ситуация: «Косуля»
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – косулях; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Однажды в лесу…»
Цель: Закрепить умение придумывать небольшие истории с предложенными героями животных. Развивать память, речь, фантазию.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
(страничка про косулю).
Февраль

Кабан

Игровая ситуация: «Кабан»
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – кабанах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Чья мама? Чей малыш?» (зонт)
Цель: Закрепить умение детей узнавать и правильно называть животных и их детенышей. Развивать речь, память, мышление.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
( страничка про кабана).
Март

Суслик

Игровая ситуация: «Суслик »
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях степей – сусликах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Найди отличия»; «Чем похоже?» (крот и суслик)
Цель: Закрепить умение узнавать и называть отличия и одинаковые качества крота и суслика. Развивать речь, память, мышление.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
( страничка про суслика).
Апрель

Выдра

Игровая ситуация: «Выдра »
Цель: Дать первоначальное представление о выдрах; их месте обитания; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
(страничка про выдру).
Май

Летучая мышь

Игровая ситуация: «Летучая мышь »
Цель: Дать первоначальное представление о летучих мышах; их месте обитания; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
(страничка про летучую мышь).

Работа с родителями:

Месяц Форма работы
Сентябрь Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о барсуках).
Выставка рисунков семейного творчества «Вот такой барсук».
Октябрь Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о кротах).
Выставка поделок семейного творчества «Крот».
Ноябрь Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о мышах полевках).
Выставка рисунков семейного творчества «Вот такие мышки».
Декабрь Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о белках летягах).
Выставка поделок семейного творчества «Белка-летяга».
Январь Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о косулях).
Выставка рисунков семейного творчества «Семья косулей».
Февраль Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о кабанах).
Выставка поделок семейного творчества «Семья кабанов».
Март Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о сусликах).
Выставка рисунков семейного творчества «Суслик».
Апрель Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о выдрах).
Выставка рисунков семейного творчества «Выдра».
Май Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о летучих мышах).
Выставка рисунков семейного творчества «Летучие мышки».

Предметно-пространственная среда:

Месяц Формы работы
Сентябрь Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про барсука).
Приобрести энциклопедию «Живой мир».
Оформить выставку рисунков
«Вот такой барсук».
Сделать Д/И «Что за зверь? Где живет?».
Октябрь Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про крота).
Приобрести мультфильм «Крот».
Оформить выставку поделок семейного творчества «Крот».
Ноябрь Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про мышь полевку).
Приобрести книжку С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Приобрести книжку С.Я. Маршака «Сказка об умном мышонке».
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Вот такие мышки».
Подготовить палочки для рисования на снегу (песке).
Декабрь Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про белку-летягу).
Оформить выставку поделок семейного творчества
«Белка-летяга»
Сделать Д/И «Кто? Чем питается?»
Январь Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про косулю).
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Семья косулей».
Февраль Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про кабана).
Сделать Д/И «Чья мама? Чей малыш?» (Зонт).
Оформить выставку поделок семейного творчества
«Семья кабанов».
Март Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про суслика).
Сделать Д/И «Найди отличия. Чем похоже?» ( крот и суслик).
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Суслик».
Апрель Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про выдру).
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Выдра».
Май Оформление альбома «Животный мир Красноярского края» (страничка про летучую мышь).
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Летучие мыши».
Сделать макет «Лес и его обитатели».

III. Обобщающий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для детей:

  • Развит познавательный интерес к животному миру Красноярского края.
  • Даны представления о потребностях животных для их роста и развития.
  • Воспитаны чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Для педагогов:

  • Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Для родителей:

  • Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листки-памятки и т. д.).
  • Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (родителей, воспитателя, мед. работника, музыкального руководителя, психолога.) т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
  • Совместная продуктивная деятельность родителей и детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *