Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема:Путешествие с веселым язычком

  • Пяткова Елена Михайловна, воспитатель

Цель: развивать межполушарные
взаимодействия, координацию речи с движением.

Программное содержание:

  • Продолжаем развивать фонематический слух,
    фонематическое представление.
  • Закрепить правильное выполнение
    артикуляционных упражнений детьми и чёткое
    произношение звуков в скороговорках.
  • Упражнять детей в составлении предложений по
    картинкам со звуком «Р», умение составлять
    рассказ по контурным картинкам «Кролик».
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу, сопереживание детей к персонажу, желание
    прийти на помощь.

Оборудование: костюм Весёлого Язычка,
зеркала для каждого ребёнка, зеркала для
зеркальной комнаты, набор предметных картинок на
звук «С», костюм Незнайки, конверт, контурные
картинки для составления рассказа «Кролик» ,пни,
вырезанные цветы, деревья, картинки для
рассказывания скороговорок, сюрпризы по
количеству детей, картинки (ёж, лопата, коньки,
арбуз), буквы.

Предварительная работа: Ежедневное
проведение артикуляционной гимнастики,
пальчиковой гимнастики, составление рассказов
по контурным картинкам, разучивание
скороговорок с различными звуками, составление
из букв коротких слов и их чтение. Д/и «Найди
картинки со звуком «С», Д/И «Составь предложения
со звуком «С», Д/и «Подскажи словечко».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Сегодня к нам в гости прейдёт необычный гость, но
чтобы его узнать кто это, вам нужно отгадать
загадку.

«Всегда он в работе, когда говорим
А отдыхает, когда мы молчим». (Язык)

Вы догадались кто это? Правильно – это язык.

Воспитатель переодевается в костюм Весёлого
Язычка (предлагает детям закрыть глаза).

– Здравствуйте ребята! Я – Весёлый Язычок! Я
хочу посмотреть, как вы научились выполнять
зарядку для весёлого язычка.

Дети выполняют основные артикуляционные
упражнения. Весёлый язычок смотрит и выполняет
движения вместе с детьми: «Часики», «Почистим
зубки», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Лошадка», «Качели», «Лопатка», «Трубочка».

Весёлый Язычок: Молодцы! Вы правильно
выполняете мою зарядку. Ребята, я хочу вас
пригласить в путешествие, но это не простое
путешествие. На нашем пути нам будут встречаться
разные трудности и преграды, которые я думаю, мы
преодолеем. И если мы, пройдём, препятствия нас
ждёт приятный сюрприз. Вы согласны? (Да)

Первая преграда: игра «Зеркало»
(упражнения для развития динамической
координации рук)

Дети и Весёлый Язычок попадают в зеркальную
комнату.

Весёлый Язычок: Ребята, посмотрите,
куда мы попали. Вокруг зеркала. Как называется
такая комната? (Зеркальная комната). Давайте
поиграем в игру «Зеркало». Я буду показывать
разные движения, а вы выполняете, так как будто
смотрите в зеркало.

  • «Весёлые маляры»: синхронные движения обеих
    кистей рук вверх – вниз, затем влево – вправо.
  • «Колокола»: активные хлопки над головой.
  • «Вертушки»: руки согнуты в локтях и
    зафиксированы в статичном положении, повороты
    кистей рук от корпуса и обратно, лёгкие хлопки
    ладонями.
  • «Волна»: плавное движение одной рукой влево,
    другой вправо.
  • «Кулачки»: руки в стороны, одновременно менять
    положение кистей рук: одну сжимать в кулак другую
    разжимать, выпрямляя пальцы.

Весёлый Язычок: Ребята вы справились с
этим заданием, и мы отправляемся дальше.

Вторая преграда: игра
«Разведчики»
(развитие фонематического
представления)

В разных местах комнаты раскладываются и
развешиваются предметные картинки. Весёлый
язычок объясняет детям, что они все разведчики и
им нужно выполнить важное задание. Нужно найти
картинки, в которых звук «С». Для этого нужно
надеть специальные очки, которые помогут им
найти картинку.
Дети соединяют большой палец с указательным
«Очки».
Называя предметы по картинкам, дети должны чётко
произносить звук.
Затем детям даётся ещё одно задание. Каждый
«разведчик» составляет предложение по данной
предметной картинке.
Например: Это самолёт. Я мечтаю полетать на
самолёте.
Это слон. Слон самое большое животное. И т. д.

Весёлый Язычок: Молодцы дети! И с этим
заданием вы очень хорошо справились.

Третья преграда: игра «Подскажи
словечко»
(развитие фонематического слуха).

К детям приходит Незнайка и играет с ними в
эту игру.

Незнайка: Ребята, я вам сочинил стихи.
Они мне очень нравятся! Хотите, я вам их прочитаю? (Да).

У Светланы и у Лизы
Есть и санки, есть и лызы (лыжи).

Забодал меня котёл (козёл)
На него я очень зол.

На полянке весной
Вырос зуб (дуб) молодой.

Встал Илья на тонкий лёд
И хотел пойти впелёд (вперёд).

Тает снег. Течёт ручей
На ветвях полно врачей (грачей).

Миша и Маша лежали в коляске
Были они, безусловно, двойняски (двойняшки).

Лежали на улице свежие доски
На них отдыхали ленивые мошки (кошки).

Весёлый Язычок: Как хорошо, Незнайка,
что ты встретил ребят, и они помогли исправить
твои стихи. Теперь они понравятся всем.

Незнайка благодарит детей.

Динамическая пауза:

Раз-два-три, раз-два-три
По дороге мы пошли. (Дети шагают)
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагали мы легко,
Головушку подняв. (Ходьба змейкой)
Вот мы кочки увидали
Через них мы прыгать стали (Прыжки с
продвижением вперёд)

Впереди течёт ручей
Подходите поскорей (Ходьба на носках, руки – в
стороны)

Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем
Лес осенний увидали
И к нему мы побежали. (Бег по кругу)

Четвёртая преграда: Составление рассказа
«Кролик»
по контурным картинкам.

Весёлый Язычок: Ребята, посмотрите,
какое большое письмо пришло к нам, давайте его
прочитаем, что там написано.
«Здравствуйте ребята! Вам осталось совсем
немного и чудо – приз будет ваш»!
Чтобы приблизится к призу, нужно выполнить
следующее задание. Вам нужно составить рассказ
по данным картинкам.

Дети рассматривают контурные картинки и с
помощи вопросов составляют сначала предложения
с каждой картинкой, а затем объединяют
предложения в рассказ.

– Кто это? Это – папа.
– Кто это? Это – Рома.
– Что сделал папа? Папа для Ромы купил кролика.
– Какой был кролик? Кролик был серый, пушистый, с
длинными ушами и коротким хвостиком.
– Чем Рома кормил кролика? Рома кормил кролика
свежей капустой и морковкой.

Рассказ: Это – папа. Это – Рома. Папа
для Ромы купил кролика. Кролик был серый,
пушистый, с длинными ушами и коротким хвостиком.

Весёлый Язычок говорит детям, что и с этим
заданием они тоже справились.

Пятая преграда: Дети попадают на
цветочную полянку. На полянке в цветах
расположены пни. Весёлый язычок даёт детям
последнее задание. Каждый ребёнок подходит к пню,
на котором лежат приготовленные картинки со
скороговорками. Дети должны чётко, ясно и
выразительно произнести скороговорки.

Скороговорки

  • «Ехал Грека, через реку. Видит Грека в речке рак.
    Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Грека цап».
  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
  • «Жук упал, и встать не может, ждёт он, кто ему
    поможет».
  • «Кошка на окошке штанишки шьёт, а мышка в
    сапожках избушку метёт».

Весёлый Язычок: Ребята, вот вы и
справились со всеми заданиями. Вам понравилось? (Да).
И мне вы понравились. Ребят, а вы ждёте сюрпризы?
И сюрпризы ждут ребят, но чтобы добраться до них,
нужно ещё немного постараться. У меня есть вот
такие картинки: ёж, коньки, лопата, арбуз. Дети
должны составить слово из первых букв. (Ёлка).

Итог занятия: Молодцы ребята! Вы
справились со всеми заданиями, и дошли до
сюрприза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *