Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе на тему Морское путешествие

  • Бахметова Эльвира Маратовна, учитель-логопед
  • Бондаренко Елена Владимировна, учитель-логопед
  • Стрелкова Анна Николаевна, учитель-логопед

Цель занятия: закрепить правильное
употребление предлогов в речи.

Задачи занятия:

коррекционно-образовательные:

— уточнить пространственные отношения,
выраженные предлогами в, на, под;

— способствовать формированию умения выделять
эти предлоги в тексте и составлять предложения
по наглядной ситуации с заданным предлогом;

— способствовать формированию умения
составлять предложения по двум опорным словам с
включением предлога;

— способствовать умению выполнять словесную
инструкцию;

— содействовать формированию умения включать в
предложение пропущенный предлог;

— содействовать закреплению практического
использования приставочных глаголов в речи
(плыть, подплыть, отплыть);

— содействовать закреплению поставленных
звуков в словах, фразах, предложениях;

коррекционно-развивающие:

— способствовать развитию памяти, общего и
речевого внимания, слухового и зрительного
восприятия, логического мышления;

— способствовать развитию точной воздушной
струи;

— содействовать развитию связной речи;
обогащать словарный запас;

коррекционно воспитательная:

— способствовать воспитанию отзывчивости и
желанию помогать нуждающимся, чувства уважения к
своим товарищам.

Оборудование:

демонстрационное:

магнитофон, музыка “Шум моря”, макет корабля,
карта сокровищ, схемы предлогов, детские игрушки:
машинка, коробка, мост; тазик с водой, 4 кораблика;
бутылка с письмом; сундук, сладкие сокровища,
пальма, сказочная птица.

раздаточное:

предметные картинки: самолет, ангар, машина,
облако, вертолет, автобус, такси, улица, дети,
мотоцикл, обочина, мост; корзинки на каждого
ребенка; фрукты: виноград – 8 шт, яблоко — 8 шт,
мандарин – 8 шт.

Предварительная работа:

знакомство с каждым предлогом на отдельных
занятиях; работа по схемам, по опорным картинкам,
с деформированными предложениями; выполнение
словесных инструкций; знакомство с
приставочными глаголами; знакомство с
различными видами транспорта; заучивание
речевки.

Методические приемы:

сюрпризный момент, дидактические игры,
использование музыкального сопровождения,
использование наглядности, беседа.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Дети стоят возле
своих рабочих мест)

Мы были на пригорке. (Руки вверх, потянуться на
носочках)

Мы были под горой. (Присесть, руки вниз)
Побывали мы в лесу (Встать, руки в стороны)
И отправились домой. (Шаги на месте)

— Сядет тот, кто скажет где мы побывали и какие
“маленькие слова” называли?

(После называния слов и предлогов дети садятся).

2. Объявление темы занятия.

— Садитесь и закройте глаза. (Включается
музыкальное сопровождение “Шум моря”)
.

Что вы сейчас слышите, на что это похоже?

— Правильно! Я предлагаю отправиться сегодня в
морское путешествие. Где мы многое узнаем, многое
увидим, а быть может, повстречаем новых друзей. А
путешествовать мы будем вот на этом корабле.
(Логопед показывает макет корабля).
Какой это
вид транспорта. Не заблудится в морских водах нам
поможет карта, которая досталась мне от
путешественника. (Карту можно нарисовать
самому, придерживаясь заданий в конспекте)

3. Составление предложений по наглядной
ситуации с заданным предлогом.
(Включается
музыкальное сопровождение)

— Закройте глаза, представьте, что вы на море,
слышите крики чаек и тут перед вами остров, с
непонятным обозначением. (Схема предлога НА).

— Что оно означает?

— Посмотрите на мои движения. (Логопед
производит манипуляции, перекладывая их на
предлог НА)

1) Машина стоит на мосту. (Выслушиваются
предложения 2-3 детей).

(С выполнением первого задания логопед
передвигает кораблик к следующему острову,
выставляя к каждому заданию схему предлога).

(Аналогично с предлогами ПОД, В.)

2) Машина едит под мостом.

3) Машина стоит в гараже.

4. Игра “Подбери нужное слово”. Подбор
приставочных глаголов.

— Посмотрите, как много впереди островов, как бы
нам не сесть на мель. Нам нужно их обплыть.

По морю (что делаем?) плывем.

От острова (что делаем?) отплываем.

К острову (что делаем?) подплываем.

5. Составление предложений по 2 опорным
картинкам и распределение по схемам.

— На острове две картинки, посмотрите на ваших
столах есть две картинки? Вам нужно составить
предложения из двух ваших картинок, используя
маленькие слова НА, ПОД, В и распределить ваши
предложения по схемам.

Самолет — ангар (В), такси — улица (НА), дети —
автобус (В), машина — мост (НА), мотоцикл — мост (ПОД),
вертолет – облако (ПОД), пароход — порт (В),
велосипед — трава (НА), лодка — вода (НА), парашют —
воздух (В).

6. Выполнение словесной инструкции.

— Какие мы с вами молодцы! Как хорошо проплыли
острова и не сели на мель. Но вот беда закончились
продукты и вода. Выходим на сушу, чтобы все
погрузить на корабль, нужно четко выполнять
инструкции. (Дети встают на ковер, на котором
приготовлены продукты с корзинами).

*Положить яблоко на ладонь.

*Положить мандарин под корзину, а яблоко в
корзину.

*Поставить корзину на левую ладонь, а правой
рукой положить в корзину мандарин.

7. Дыхательная гимнастика.

— Пока мы с вами грузили продукты, на море
наступил полный штиль. (Объясняется значение
слова “Штиль”).
Поможем нашему кораблю, надуем
наш парус. (Во время дыхательной гимнастики,
птица бросает бутылочку с письмом)
.

8. Работа с деформированным текстом. (Логопед
читает письмо
).

Нас похитили и спрятали … острове. Закрыли …
сундук. Сундук закопали … пальмой. Спасите нас,
пожалуйста!..

— Ребята, если мы правильно расставим
“маленькие слова”, то узнаем, кто нас просит о
помощи.

(Дети вставляют пропущенные предлоги).

— Нас просят о помощи “маленькие слова” В, НА,
ПОД. Если мы будем следовать письму, то доберемся
до сундука. (Выполняя действия по письму, ребята
находят сундук).

— А вот и маленькие слова.

9. Итог занятия.

— Куда мы сегодня отправились? (В путешествие)

— На чем путешествовали? (На корабле)

— Какой это вид транспорта? (Водный)

— Какие еще виды транспорта вы знаете? (Наземный,
подземный, воздушный
)

— Кого мы спасли? (Маленькие слова В, НА, ПОД)

10. Оценка работы детей.

— Сегодня все замечательно работали, выполняли
дружно задания, спасли “маленькие слова”. В знак
благодарности за вашу помощь “маленькие слова”
угощают вас сладкими сюрпризами.

Литература

Скворцова И. Логопедические игры. М., ЗАО “ОЛМА
Медиа Групп”, 2013.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет.- М.: -2009.

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия
с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.- М.-2005.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система
коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.
– М.: — 2005.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. — М.: —
“ВЛАДОС”, — 2003.

Цвынтарный В.В. Играем и развиваем речь. — СПб.:-
“Лань” — 2000.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *