Занятие Наше условие – долой сквернословие

  • Рейнсон Людмила Валерьевна, воспитатель

Цель занятия: Формирование
потребности культурно выражать свои мысли и
эмоции, позитивно относится к культуре изложения
мыслей и выражения эмоций подростков 13-16 лет (с
опорой на цивилизованные нормы) путем включения
их в анализ проблемных ситуаций.

Задачи:

  • Стимулировать развитие нетерпимости к
    нецензурной лексике.
  • Способствовать формированию у подростков
    чувства стыда, потребность выражать
    цивилизованно эмоции и чувства.
  • Актуализировать знания социальных норм и
    расширить представления о нормах речевой
    культуры, о влиянии нецензурной речи на развитие
    сознания человека.
  • В ходе дискуссии вывести правила речевой
    культуры для себя и в группе.
  • Формировать позитивное отношение подростков к
    литературной речи путем включения их в
    выполнение творческого задания «Антиреклама
    сквернословия».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Дядя Фёдор мыл забор,
На котором был “фольклор”.
Мыл, ругаясь неприлично,
Слышал Вася все отлично
И усвоив весь “набор”
Вновь украсил им забор.

Воспитатель: А знаете, почему вы
смеетесь? Потому что смех это попытка скрыть
стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно
знаете, что “фольклор” употреблять неприлично,
хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих
сверстников, вы часто употребляете такую
“сниженную” лексику, в том числе и
нецензурную.

– Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор?
(Ответы детей)

Воспитатель: Да, речь пойдет о
нецензурной брани в нашей речи. А вы при общении
друг с другом часто сталкиваетесь с этой
проблемой? (Ответы детей)

– Я попрошу вас выполнить одно небольшое
задание.

Детям предлагается разделиться на две группы
и выполнить следующее задание:

– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки.
Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к
категории “святых для каждого человека”

(Дети пишут, а затем прочитывают слова).

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда
произносите эти слова? Разве можно произнося их
почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот,
они придают нам силу, многие из этих слов
вызывают гордость.

– А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из
разряда “скверных”. Конечно, если вам
неприятно, то вы можете этого не делать.

(Прогнозируем, что дети не станут записывать
матерные слова).

– Теперь давайте подумаем, почему вы
спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и
не стали даже записывать слова другой группы? (Выслушиваем
ответы детей)
.

– Да стыдно, неловко.
– Когда вам бывало стыдно? (Ответы детей).
– Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам
становится стыдно, значит стыд это
необходимое свойство нашей психики, наш
ограничитель, не позволяющий нам вести себя по
хамски, ограничитель вседозволенности.
Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе
с тем жизненно необходимых качеств. Человек
должен многого стыдиться, если он человек.
– А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем
ответы детей).

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о
стыде перед словом.
– А вы знаете, что мат наши предки практически не
употребляли, а ведь они были людьми не глупыми.
Почему же мы сами перерубаем корни со своими
предками, становимся не лучше, а хуже их.

Специалисты по истории языка провели
интересное исследование и сделали следующий
вывод. В древнерусской литературе и в
народной традиции запрет на матерную брань
связывался с представлением о том, что матерщина
оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать
Иисуса Христа) и родную мать человека. По
народным, нравственным представлениям славян,
бранящийся оскорбляет не столько мать
собеседника, сколько свою собственную. Среди
легенд о происхождении матерщины есть одна,
записанная на Смоленщине. В ней говорится о
человеке, которого попутал дьявол. Человек этот
убил отца своего и женился на своей матери. С тех
пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян
считалось грехом бранить детей, ибо на том свете
они отвернутся от своих родителей. Ребёнка,
которого обругали “чёрным” словом с
упоминанием чёрта, дьявола, ведьмы, демона могли
унести по поверью злые силы. Нельзя было
браниться в доме при иконах, при печке (по поверью
этого не выносил домовой). Боясь лешего, не
бранились в лесу, Это же относилось к полю, реке и
озеру – ведь у каждого из них был свой хозяин
(покровитель). Провинившимся он насылал болезни и
немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот
ангелы покидают такое жилище.
Такие слова указывают на то, что по естественному
чувству стыда скрыто от чужих глаз: детородные
органы, интимная жизнь человека. Не кажется ли
вам, что своими словами вы сами выставляете все
это на показ?

– А теперь рассмотрим, как к этой проблеме
относятся другие специалисты.

Психологи замечают, что употребление мата
формируют зависимость, сходную с алкогольной,
никотиновой, наркотической.
В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии.

Первая стадия, когда человек впервые
слышит нецензурное слово, он испытывает стыд,
отвращение, брезгливость;

Вторая стадия, когда человек впервые
употребляет такое скверное слово
для разрядки, ради напускной удали, или,
чтобы казаться своим в компании, где все
ругаются. Но нужны ли вам такие компании?
Компании, где подростки стремятся быть
«крутыми», «блатными», где нравственность
искажается до неузнаваемости и не стыдно
напиться, избить слабого, обхамить взрослого или
пожилого человека, украсть то, что плохо
лежит, а уж мат употребляется как вполне
нормальные слова. Именно в таких компаниях
зарождается преступность. Давно известно, что
преступником движет не пресловутая уголовная
романтика, а стяжательство, жадность,
желание не работая иметь средства к
существованию. А полная потеря стыда и
неуважение к людям помогает им оправдывать любую
свою подлость, даже к тем людям, которых они
называют друзьями. Ради денег такие люди
запросто поступятся своими так называемыми
«воровскими принципами» и как крысы обворуют
даже своих родных, а о приятелях и говорить не
приходится.

Третья стадия, человек привыкает к
этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В
дальнейшем человек уже использует эти слова, не
замечая этого. Еще позже он уже вообще
не может изъясняться без мата, забывает другие
слова.
Часто такой человек, попадая в «приличное
общество», старается больше молчать, чтобы
ненароком не сказать грубого слова. В медицине
известны случаи, когда человек утрачивает речь,
но сохраняет способность сквернословить. Нам
всем следует понимать опасность тотального
распространения сквернословия, которое в
последнее время принимает угрожающий характер.
И людей, подобных герою стихотворения
Анатолия Лысова “Дикарь”, мы встречаем
повсеместно.

(Подготовленное выразительное чтение
отрывка стихотворения воспитанником).

Дикарь

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

Воспитатель: А у нас в школе много
таких дикарей?

– Ребята как нам избавляться от сквернословия?

(Дети высказываются)

– Представьте себе такую ситуацию, президент
России поручил нам составить правило для
молодежи «Как избавиться от сквернословия?»

(Дети высказываются)

– А что если нам начать с себя?

(Выслушиваем мнение ребят и обобщаем ответы,
подводим к выводу).

Мы не властны над речью других, но над
собственной речью мы властны.

Возьмем это правило за основу для общения в
своей группе.

Воспитатель: Для себя мы правило
вывили и постараемся его выполнять. Как же
быть с теми, кто этого правила не знает и не
собирается его выполнять? Нереально стоять на
улице и хватать за рукав всех бранящихся людей?
Как вы думаете, что нужно делать?

(Выслушиваем мнение ребят).

– А знаете, сейчас во многих городах России
проводятся акции по борьбе с матом. Самая
решительная борьба развернулась в Белгороде.
Всех, кто ругается в общественных местах, ждет
штраф – от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на
0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на
премии полицейским, которые задержали
нарушителей.
Активисты акции – студенты и молодые журналисты
придумали остроумные лозунги против
сквернословия. Это своеобразная антиреклама
мата.
Например:
– Чтобы в жизни состояться, матом лучше не
ругаться!
– Наше условие – долой сквернословие!
Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В
качестве подсказки можете использовать рифмы,
написанные на доске.

Воспитатель раздает ватманы и маркеры. Дети
выполняют задание, читают свои лозунги.

Воспитатель: Молодцы, дети, мне
очень понравились ваши лозунги. Теперь давайте
подумаем, где их разместить?

(Определяемся с размещением).

Воспитатель: Даже в самой ужасной
среде есть люди, к которым грязь, как бы ни
пристает, есть на кого опереться, с кем вместе
противостоять злу. Мы понимаем, что мат
непристоен, но ведь это еще и социальное зло. Это
язык подонков и блатарей грозит уже стать нормой.

– Изменилось ли ваше отношение к сквернословию?
– Трудно ли будет отказаться от этой вредной
привычки? Думаю трудно, но будем пытаться!
– Что было самым важным на занятии?

(Выслушиваем мнение ребят).

– Подводя итог, прочитаем, что написано на
плакате и скажем вместе: «Моя речь – это мое
достоинство. Настоящий контроль – это контроль
изнутри».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *