Внеурочная работа со слабоуспевающими учащимися

  • Куракина Елена Николаевна, учитель начальных классов

Одной из главных проблем, которую приходится
решать педагогам школ, — это работа со
слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими
принято считать учащихся, которые имеют слабые
умственные способности и слабые учебные умения и
навыки, низкий уровень памяти или те, у которых
отсутствуют действенные мотивы учения. Не
секрет, что количество таких учащихся в школах
составляет примерно 10-15 %.

Неуспеваемость школьников всегда есть
следствие какой-то причины. Она не возникает сама
по себе. Современная наука (психология,
физиология медицина) свидетельствует, что люди
рождаются с большими возможностями для
умственного развития, однако эти возможности
исчерпываются далеко не полностью. Психологи
считают, что человек использует 10 % своих
природных данных, другие 40%. И в том и в другом
случае, очевидно, что задатков у человека больше
чем он их реализует. Исключения составляют
больные дети. Мы в школе часто встречаемся с
детьми, которые доставляют много забот и требуют
от коллектива больших усилий, а результаты
незначительные. Каждый педагог обязан знать о
причинах неуспеваемости школьников и по мере сил
должен стремиться делать так, чтобы в школе было
как можно меньше слабоуспевающих.

Путь преодоления причин неуспеваемости
младших школьников лежит в проведении
коррекционной работы. Поэтому после выявления
причины плохой успеваемости намечается план
работы по полному или частичному устранению этих
причин.

Задания по ликвидации пробелов знаний, умений и
навыков разделены на домашнюю, классную и
внеклассную работы. Главным в работе со
слабоуспевающими детьми является
психологическая поддержка. Поэтому необходимо
создавать ситуацию успеха. Важно сделать
серьёзное обучение занимательным, не наполнять
детей знаниями, а зажигать. Тогда учиться
интересно, легко, радостно. А счастливого ребёнка
легче учить и воспитывать, легче развивать его
духовный потенциал. Психологами доказано, что
знания, усвоенные без интереса, не окрашенные
собственным положительным отношением, эмоциями,
не становятся полезными — это мёртвый груз.
Пассивное восприятие и усвоение не могут быть
опорой прочных знаний. Дети в таком случае
запоминают слабо, так как учёба не захватывает
их.

Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я увлекусь!

Можно предположить, что если на дополнительных
занятиях слабоуспевающим детям предлагать
специальные задания с диагностической и
коррекционно-развивающей направленностью, а не
учебного характера, то можно обеспечить
положительную динамику развития этих детей.
Одним из основных мотивов использования
развивающих упражнений является повышение
творческо-поисковой активности детей, важное в
равной степени как для учащихся, развитие
которых соответствует возрастной норме или же
опережает ее, так и для школьников с пониженной
успеваемостью в большинстве случаев оказываются
связанными именно с недостаточным развитием
базовых психических функций.

Для неуспевающих детей эмоциональная сторона
организации коррекционно-развивающего процесса
является важным условием. Педагог своим
поведением, эмоциональным настроем должен
вызывать у учащихся положительное отношение к
занятиям. Необходима доброжелательность
взрослого, благодаря которой у детей появляется
желание действовать вместе и добиваться
положительных результатов.
Психолого-педагогическое воздействие
конструируется путем создания дозированных по
содержанию, объему, сложности, физическим,
эмоциональным и психическим нагрузкам заданий.
Предлагаемые детям материалы должны постепенно
усложняться с учетом опыта детей. Прежде всего
здесь соблюдаются следующие дидактические
принципы: доступность, повторяемость,
постепенность выполнения задания.

Условия проведения.

  1. Занятия рассчитаны на детей младшего школьного
    возраста. Продолжительность занятий 40-45 минут.
    Занятия проводятся 1 раз в неделю. Структура
    занятий.
  2. Разминка: психологический настрой на занятие,
    приветствие (3 мин.)
  3. Кинезиологические упражнения (5 мин.)
  4. Коррекционно-развивающий блок: задания на
    развитие мышления, памяти, внимания и т.д. (15
    минут)
  5. Двигательная разминка (физминутка) (5 мин.)
  6. Терапевтические сказки (15 минут)
  7. Прощание, домашнее задание (2 мин.)

Целью таких занятий должно стать —
оказание действенной, эффективной помощи
учащимся, испытывающим трудности в обучении. Задачи:

  • расширение границы возможностей деятельности
    мозга учащихся;
  • развитие умственные способности детей;
  • активизация сил самих детей, настройка их на
    преодоление жизненных трудностей.

План-конспект занятия.

I. Приветствие.

Стоя или сидя в кругу всем предлагается
разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не
проговорить:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть
головой),

Доброе утро, Маша .. .(называются имена детей по
кругу),

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем
спускают)

Доброе утро, небо (аналогичные движения
руками)
,

Доброе утро, всем нам (все разводят руки в
стороны, затем опускают)!

1. Упражнения для развития
межполушарного взаимодействия.
Комплекс № 1.
«Колечко»

— Спасибо всем. Садитесь, пожалуйста, по своим
местам.

— Сейчас, ребята, мы разучим упражнения для
наших ручек., которые развивают наш ум, память,
внимание. Вы должны будете выполнять их каждый
день в течение 5 минут.

— Итак, первое упражнение «Колечко»…

К-2 «Лесенка», К-3 «Восьмерка», К-4
«Похлопывание — поглаживание»,

К-5 «Ладошки кулак ребро»

2. Коррекционно-развивающий блок.

1. «Графический диктант» (на развитие
внимания, самоконтроля, аккуратности,
графических навыков).

— Вы, прекрасно справились. А теперь откройте
тетради.

— Сейчас мы будем рисовать узоры.

— Начинаем рисовать первый узор. Поставьте
карандаш на самую верхнюю точку. Рисуйте линию:
одна клетка вниз. Не отрывайте карандаша от
бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка
вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна
клетка направо. Одна клетка вверх. Дальше
продолжайте рисовать такой же узор сами».

— «Теперь поставьте карандаш на следующую
точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка
вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх.
Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна
клетка направо. Одна клетка направо. Одна клетка
вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте
рисовать тот же узор».

«Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две
клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки
вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка
направо. Теперь сами продолжайте рисовать этот
узор».

2. «Слепая муха» (на развитие внимания,
самоконтроля, памяти, пространственного
воображения).

— Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Слепая
муха». Вот посмотрите на доске расчерчено
игровое поле 3×3: — А вот это — «муха». Перед
началом игры «муха» всегда находится на
центральной клетке поля (прикрепить к доске).

— Сейчас я буду говорить путь передвижения
«мухи», но при этом не двигая ее. Ваша задача —
угадать на какой клетке она будет находиться к
концу (от 4 до 15 ходов). Например: вверх — вправо —
вниз — влево — вниз. Итак, где «муха» должна
находиться? (в нижней центральной клетке).

Можно предложить следующие команды:

Вниз — влево — вверх — вправо — вверх — вправо
(верхняя справа клетка).

Вверх — влево — вниз — вправо — вниз — влево —
вверх — вправо (на исходной клетке).

Можно предложить ребятам самим давать команды
«мухе», не допуская при этом ее вылета за
пределы игрового поля.

3. «Дорисуй девятое» (на развитие
внимания, логического мышления).

— Ребята, посмотрите на этот рисунок. Здесь не
хватает одной фигуры. Нарисуйте ее в своих
тетрадях. (Выберите одно из предлагаемых ниже).

Двигательная разминка.

4. «Стряхни»

Одним из наиболее сложных препятствий на пути к
жизненному успеху является память о наших
неудачах и поражениях. Поэтому предлагается
простая и весьма приятная процедура, в ходе
которой дети могут представить, как они
стряхивают с себя все негативное, ненужное и
мешающее.

— Я хочу показать вам, как можно легко и просто
привести себя в порядок и избавиться от
неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие
и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.
Например, кому-нибудь из вас может придти в
голову мысль: «Опить у меня не получилось. Я не
умею рисовать и никогда не научусь этому». Кто-то
другой может подумать: «В последнем диктанте я
сделал кучу ошибок. В следующем диктанте я опять
понаделаю их не меньше». А кто-то может сказать
себе: «Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу
кому-то нравиться?» Другой же может подумать:
«Все равно я не такой умный, как другие. Что мне
зря стараться?»

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается
промокшая собака. Она трясет спиной и головой так
сильно, что вся вода брызгами разлетается в
стороны. Вы можете сделать примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно
места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи.
При этом представляйте, как все неприятное —
плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о
самих себе — слетает с вас, как вода с собаки.
Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А
затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если
вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки…
Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как
смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.
Представьте, что весь неприятный груз с вас
спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее,
будто заново родились. (Всего 30-60 секунд).

При постоянном занятии со слабоуспевающими
детьми, можно добиться неплохих результатов
умственного развития и среднего уровня
обученности.

При проведении коррекционно-развивающих
занятий стоит прислушаться к мнению английского
психолога и психотерапевта Р. Бернса: «Забота
учителей и родителей о детях должна быть
разумной. Было бы неверно поддерживать у
школьников, которые не проявляют больших
способностей к учебе, представление о том, что
высшей ценностью и главным фактором всякой
личностной оценки является только превосходная
успеваемость. У каждого ребенка есть свои
сильные стороны, свои положительные качества, на
которых чуткий взрослый должен помочь ему
выстроить прочный фундамент позитивной
самооценки».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Безруких М., Ефимова С.»Почему учиться трудно?»
    М., 1995.
  2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к
    школе?» М., 1994.- с. 500
  3. Волина В. В. «Весёлая грамматика» М., 1995.- с. 336
  4. Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к
    школе». М., 1993.
  5. «Жизнь ребёнка и его успехи в школе» //н/шк 1996.№
    4.
  6. «Орфографические ошибки и пути повышения
    грамотности учащихся// н/шк 1991 №1.
  7. «Психическое развитие младших школьников» /
    Под ред. В. В. Давыдова. М.,1990.
  8. «Психологическая готовность детей к школьному
    обучению» // н/шк 1997. №3.
  9. «Развитие творческой активности
    школьников»./Под ред. А. М. Матюшкиной. М.,1991.
  10. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами
    логики. — М, 1998.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *