Внедрение регионального компонента в курс начальной школы

  • Ильичева Надежда Вячеславовна, Учитель начальных классов

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения путем внедрения регионально-гуманитарного материала в содержании общеобразовательных школьных предметов. Введение регионального компонента в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного представления об особенностях развития и современном состоянии природы, социума и экологии Чувашской Республики;
  • почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей малой родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям;
  • уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам; [7, 52]

Есть два варианта внедрения регионального компонента в курс начальной школе. Первый вариант: раздаточный материал по краеведению «Занимательные истории о родном крае» включается в тематическое планирование предмета «Окружающий мир». Таким образом, органично сочетается изучение географии, и истории России и Чувашии.

Тематическое планирование предмета «Окружающий мир» 2 класс с использованием раздаточного материала.

Тема урока Название статьи
Твой адрес в мире Чебоксары
Явления природы Чувашские приметы о погоде
Что такое погода? Барометр
Звездное небо Три солнца
Какие бывают животные? Отчего ласточка двухвостая
Будь природе другом! В гармонии с природой
Из чего что сделано? Крашение пряжи, холста, сукна и меха
Как построить новый дом? Где люди жили раньше?
Какой бывает транспорт? Первый поезд
Наша дружная семья Тамга
Правила вежливости Дружба народов, Богатей Ухтияр
Впереди лето Детские игры
Что такое экономика? Торговля и связи Чувашии
Город и село Чувашские деревни
Если хочешь быть здоров Питание чувашей

Занимательные рассказы о родном крае

Крашение пряжи, холста, сукна и меха [4, 66]

Наш мир очень ярок и разноцветен. Он не может остаться незамеченным. Люди всегда старались отобразить его на своей одежде. Первые краски, которые использовал человек, природного происхождения.

В древности нитки красили с помощью разных трав, листьев, коры. Крашением занимались женщины. Использовали все части растений: корни, листья, стебли, кора, цветы, плоды. Весной и летом выкапывали нужные корни и собирали пучки трав. Затем растения сушили и измельчали. Порошок растворяли в воде. Некоторые краски ставили в посуде с водой в горячую печь, на другой день кипятили в котле.

Растительные краски [4, 67]

Красители Цвет
Еловые шишки Коричневый
Шелуху репчатого лука Коричневый
Кора тополя Серый
Листья ветлы Зелёный
Чистотел Зелёный
Марена Красный
Полынь + дрок Жёлтый
Цветы душистой ромашки Жёлтый
Кора дуба Чёрный

Где люди жили раньше?

1 шаг. Наиболее древнее из жилищ – это ветровые заслоны. Их строили из веток, сучьев, коры. Поднимали стенку полукруглую или прямую, которая должна была защищать от ветра. Щели заполняли листьями, мхом, травой.

2 шаг. Предки чувашей занимались скотоводством, поэтому было необходимо жилище, которое можно было легко переносить. Юрту собирали и ставили женщины. Собиралась юрта из решетчатого каркаса и покрывалась войлочной кровлей. На крыше имелось дымовое отверстие. [1, ]

3 шаг. Со временем стало преобладать занятие земледелием. Потому изменяется тип жилища. Зимними жилищами служили полуземлянки и наземные деревянные дома. Избы рубили из липы и хвойных пород – сосны, ели. В южных районах встречались избы из смеси глины и соломы. [1, ]

Три солнца [4, 119]

Древние чуваши считали, что раньше светили три солнца: утреннее, дневное и вечернее. Светили они круглосуточно, отдыхая по очереди. На земле было вечное лето, земля давала обильный урожай. Люди жили счастливо, не зная лжи.

Однако бог злых сил и духов – Шуйттан посеял между людьми ссоры и заставил обманом уничтожить два солнца. Осколки первого солнца превратились в звёзды. Второе солнце раскололось надвое. Главный бог – Турă склеил обе части, и образовался месяц. Напоминая людям об их великой ошибке, месяц ежемесячно убывает, но затем вновь восстанавливается.

Тамга [4, 169]

В древности у каждой чувашской семьи был свой знак-тамга (тăмха, тура). Тăмха ставили на строения, вещи, оружие, принадлежащие семье. Ими клеймили домашних животных, обозначали пограничные столбы и деревья, в которых жили пчёлы, подписывать документы.

По представлениям древних чувашей, этот священный знак давал семье особую силу, оберегал их. Каждый знак имел своё название.

Барометр [3, 73]

Чуваши умели определять погоду не только по явлениям природы, но и с помощью специальных приборов – барометров.

Барометр состоял из двух кусков совершенно сухого дерева твёрдой и мягкой пород (обычно дуба и липы) равного веса. Эти два куска соединялись концами, а в месте их соединения просверливалось отверстие, за которое и прикрепляли барометр на гвозде к стене.

Перед дождём более мягкий и крупный кусок липы впитывал в себя влагу и перетягивал дубовый кусок.

Дружба народов []

Народы Поволжья – чуваши, мари, мордва, удмурты, татары жили между собой в дружбе. Они не ссорились ни за границы, ни за притеснения, ни за другие какие-либо дела.

Татары и марийцы учились у чувашей лучшему ведению земледелия, чуваши воспринимали от татар элементы культуры.

Живя в соседстве с русскими крестьянами, чувашские крестьяне замечали у своих русских братьев лучшие стороны в хозяйстве, быту, культуре и старались перенять их. Слово «русское» чувашскими крестьянами понималось как слово «хорошее». О работе, выполненной хорошо, они говорили: вырăсла тунă («по-русски сделано»), о вкусно приготовленной еде отзывались: вырăс апачĕ («русская пища»).

В свою очередь и русские крестьяне Чувашского края воспринимали некоторые обычаи и нравы чувашей, учили чувашский язык.

Богатей Ухтияр [2, 24]

В одной чувашской деревне жил богатей Ухтияр. Он держал себя как помещик, стремился подчинить себе всех жителей деревни. Стал бесцеремонно наглым. Обязывал сельчан почитать его наравне с богом. Вмешивался в семейные дела.

Не смогли крестьяне терпеть далее его насилие. Жены у богатея не было, а было дочь Пинеслу, которую народ уважал. Когда крестьяне решили расправиться с Ухтияром, сельские девушки увели её на ночь в другой дом. Зашли мужики в дом к Ухтияру, напоили его, и уснул богатей. Как наступила ночь, крестьяне заперли двери дома Ухтияра, натаскали соломы вокруг него и подожгли.

В гармонии с природой []

С глубокой древности человек осознавал себя частью природы. В древности не было таких понятий, как «экология» и «охрана природы». Но люди понимали, что живут благодаря природе и за счёт жизни растений и животных. Поэтому чуваши, как и многие другие народы, бережно относились к природе.

По древним законам охотников и рыболовов люди старались не добывать самок с детёнышами.

Чтобы остановить рост оврагов, их обсаживали кустарниками и деревьями. Во дворах и на улицах соблюдали чистоту и порядок. Во дворах вешали скворечники и домики для певчих птиц. Летом чувашский двор напоминал зелёный сад, наполненный трелями соловьёв, скворцов.

Детские игры [3, 84]

Старинные детские игры хорошо развивали физическое здоровье детей. Летом они бегали наперегонки, прыгали, кувыркались на траве, прыгали через верёвочки, играли с мячом из шерсти. Зимой дети катались на лыжах, санках, коньках. Лепили снежные фигуры и «города». Устраивали скачки на лошадях. Мальчики метали маленькие копья, стреляли из лука, боролись.

Дети играли в игры, развивающие силу и ловкость.

Тăм пемелле. Это весенняя игра мальчиков. Они собирались на краю оврага. У каждого была ивовая ветка. Насадив на его конец комок глины, метали. Кто забрасывал дальше всех – выигрывал и считался самым сильным.

Çĕлен хÿри. В этой игре участвовало не меньше 10 ребят. Дети вставали в ряд и держали друг друга за плечи. Самый первый был головой, последний – хвостом. «Голова» должна поймать свой «хвост», а «хвост» убежать от головы. Остальные ребята должны были крепко держаться.

Çĕрĕк кăмпа. Ребята вставали в круг и очень быстро кружились, кто падал, тот становился гнилым грибом и выходил из игры.

Первый поезд [6, 18]

Большое значение имело строительство навой железной дороги для жителей посёлка Вурнары. Для того чтобы выехать в разные концы страны, до этого им приходилось добираться до Шихран или Ибреси пешком или на лошадях.

Новая линия прошла сквозь леса на протяжении более 100 километров, вышла к станции Шихраны (теперь Канаш). Строили линию рабочие, крестьяне, пленные немцы и австрийцы.

Радостно встретило население новость о первом поезде, который прибыл 4 августа 1917 года. Его встречала многочисленная толпа. Тут были строители и просто любопытные крестьяне, которые впервые увидели поезд.

После 20 минутной стоянки раздался гудок паровоза. Вдруг весь состав содрогнулся и поезд, постепенно набирая скорость, пошёл дальше на Канаш.

Чувашские приметы о погоде

По облакам. [8, 13]

  • Если облака редкие, будет ясно, холодновато.
  • Если облака двигаются друг другу навстречу, дождь пойдёт надолго.

По ветрам. [8, 14]

  • Если летом подул тёплый (горячий) ветер – к дождю.
  • Сильный ветер во время дождя предвещает хорошую погоду.

По росе. [8, 16]

  • Если роса выпадет, дождя не будет.
  • Если роса скоро высохнет, будет дождь.

По радуге. [8, 17]

  • Чем зеленее радуга, тем более дождя, а чем краснее, тем более ветра.
  • Если радуга протянулась высоко, будет ясно, низко – ненастье.

Отчего ласточка двухвостая [9, 20]

(легенда)

Рассказывают, что при всемирном потопе умный человек Ной построил корабль и взял на него всякой твари по паре. Мышь взяла да и прогрызла днище Ноева ковчега, а змея, увидев это, просунула в дырку голову и тем заткнула её. Ной, в благодарность, посчитал нужным хорошо накормить змею и послал за пищей слепня. Слепень полетел, поискал-поискал пищи, но ничего не нашёл, кроме человека. Впился он в человека, высосал из него сколько мог крови, а потом полетел к Ною.

– Что принёс? – спросил его Ной.

Слепень только было высунул язык для ответа, как в ту же минуту подлетела ласточка и, чтобы он не наболтал что-нибудь злое о человеке,– хвать! – и откусила ему язык.

Так, ничего не успев сказать, слепень, сердито жужжа, улетел.

Змея же, разозлившись на ласточку, прокусила ей середину хвоста. Оттого ласточка и стала двухвостой.

Чебоксары [5, 6]

Существует несколько версий происхождения названия столицы Чувашской Республики.

  1. По данным археологов с 14 века на месте Чебоксар существовало чувашское поселение городского типа с кирпичными зданиями. Основателем поселения был чуваш Шебашкар. В предании говорится «Шебашкар был изрядного жития добрый человек, почему за отменную ево между протчими жизнь имел от соседей своих почтение».
  2. По другому преданию, на месте города впервые поселились рыбаки-чуваши Шубаш и Кар. Поселение стало расти за счет прибывших из других мест рыбаков. Со временем рыбаки решили назвать поселение именами основателей – Шубашкар.

Торговые связи Чувашии [5, 116]

Экономика Чувашии всё более и более развивалась за счёт втягивания в торговую систему страны. Основным предметом вывоза был хлеб. Большая часть его в виде муки доставлялась в Петербургский порт для сбыта за границу. За границу вывозили сало и кожу. Из Чувашии ежегодно вывозили ржаную муку, хмель, пушнину, мёд и воск. Вывозили также лес, изделия из дерева, колокола, стекло, бумагу. Вывозили товара в 9 – 10 раз больше, чем ввозили.

Из Астрахани и Перми привозили соль, с Урала – железо. Ткани, краски и украшения привозили из Москвы, Петербурга. Казани и других городов.

Центрами местной торговли являлись города, торговые сёла. Набольшее значение в торговле имели города: Чебоксары, Ядрин, Цивильск.

Чувашские деревни [5, 130]

В чувашских деревнях не было правильных улиц. Дворы размещались группами. Крестьянский двор состоял из жилой избы и хозяйственных построек (амбар, конюшня, хлев, сарай, погреб). К избе пристраивался открытый навес. В каждом дворе была лачуга (лаç), где летом готовили пищу и жили, у многих имелись бани (мунча). Дворы огораживались дубовым забором или тыном.

Подавляющее большинство населения Чувашии занималось сельским хозяйством. Основным пахотным орудием стала соха. Стали применять бороны с железными зубьями.

Крестьяне сажали рожь, овёс, ячмень, гречиху, горох, просо. Выращивали лён, коноплю, хмель. К середине 19 века стали выращивать картофель.

Питание чувашей [5, 155]

Питание чувашей составляли растительные и мясомолочные продукты. Стол был разнообразен: ржаной хлеб, лепёшки, колобки, молоко, кислое молоко (турăх), мясо. Суп с салмой или клёцками (хуран кукли), борщ из репы и других овощей, щи из капусты и трав (щавель, сныть (серте), борщевик (пултран), крапивы), каши, кисель. На праздник пекли пшеничный хлеб, блины, пироги, ватрушки; изготавливали варёную и копчёную колбасы.

Второй вариант – факультативный курс «Наш край». Курс носит прикладной характер. В процессе занятий учащиеся составляют атлас Чувашии. На каждый урок с 1 по 9 учащимся предоставляется карта, на которую нанесены границы республики. Все остальные условные обозначения наносятся на карту в процессе изучения нового материала. В качестве итогового урока рекомендуется проведение ролевой игры «Я – экскурсовод». Все занятия проводятся с опорой на имеющиеся знания учащихся.

Курс предполагает проведение систематических экскурсий с составлением фоторепортажей. Контрольные работы проводятся в виде творческих работ или интеллектуальных игр.

Тематическое планирование факультативного курса «Наш край»

Тема занятия
1–2 Составляем карту: города, районные центры Чувашии
3–4 Составляем карту: реки, озера.
5 Контрольная работа №1. Игра «Мы ребята-туристята»
6–7 Составляем карту: животный мир
8–9 Составляем карту: растительный мир
10 Урок-экскурсия «Наблюдаем, замечаем, познаем»
11 Контрольная работа №2. Игра «Умники и умницы»
12 Наш поселок: история развития
13 Урок-экскурсия «Железнодорожный вокзал»
14 Наш поселок: промышленность
15 Наш поселок: улицы, памятники…
16 Урок-экскурсия «Раз, два, три, четыре, пять…»
17 Наш поселок: мой двор
18 Контрольная работа №3. Карта поселка
19 Чувашская мифология
20 Чувашские сказки
21 Контрольная работа №4. Составляем сказку.
22 Материальная культура чувашей
23 Вышивка. Виды швов.
24 Художественные средства выразительности в одежде чувашей
25 Контрольная работа №4. «Чувашский костюм»
26 Урок-экскурсия «Краеведческий музей»

Использование данного материала помогает решать такие задачи, как формирование социального опыта младшего школьника; осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество». Воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правилам поведения в ней.

Использованная литература:

  1. Дмитриев В.Д. История Чувашии XVIII века (до крестьянской войны 1773 – 1775 годов)/ Под ред. П.П. Епифанова. Чебоксары. Чувашское Государственное Издательство. 1959. – 532 с.
  2. Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Ч. 2, о жизни и борьбе народных масс со второй половины XVI столетия до середины XIX века. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1986. – 141 с.
  3. Елена Енька. Родной край: Учебное пособие для 5 кл. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2005. – 96 с.
  4. Иванов В.П., Матвеев Г. Б., Егоров Н. И. и др. Культура Чувашского края. Часть 1: Учебное пособие – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995. – 350с.
  5. История Чувашской АССР. Т. 1. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1983. – 288 с.
  6. Краснов П.И. Вурнары.– Вурнары: Вурнарская типография Министерства информации и печати Чувашской Республики, 1996. – 84 с.
  7. Раицкая Г.В. К вопросу о реализации национально-регионального компонента первой ступени в Красноярском крае // Начальная школа. 2007. № 2
  8. Смоленский А.В. Чувашские приметы о погоде и влияние ее на хозяйство. – Чебоксары: Библиотечка «Советской Чувашии», 1992 – 56 с.
  9. Чувашские легенды и сказки. Перевод Семена Шуртакова. Чувашское книжное издательство, Чебоксары, 1979 – 222 с.

Добавить комментарий

Вы вошли как maximios. Выйти?