Влияние фонематических процессов на развитие речевой системы детей дошкольного возраста

  • Вакуленко Наталья Евгеньевна, учитель-логопед

Фонематические процессы включают в себя:

  • фонематический слух (тонкий систематизированный слух, обладающий
    способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем,
    составляющих звуковую оболочку слова);
  • фонематическое восприятие (специальные умственные действия по
    дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова, в основе
    которых лежит фонематический слух.) Это определение охватывает и
    различение фонем
    , и фонематический анализ (разложение
    слова на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация),
    синтез (слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова) и
    представления (сохранившиеся в сознании образы звуковых
    оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее
    восприятий этих слов.)

При несформированности фонематических процессов ребенок не понимает смысла
сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он
продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и
буквенной записи, и в итоге, чувствует себя немного иностранцем в родной
языковой среде.

Уделяя необходимое по объему внимание развитию фонематических процессов, вы
облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем
– чтения и письма.

Я использую в своей работе и предлагаю Вам несколько интересных игр и
упражнений, которые позволят активно помочь малышу овладеть родным языком,
избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений.
Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематических процессов будет первым
шагом на пути его преодоления.

Этап первый: Узнаем неречевые звуки.

  • “Узнай игрушку”.
  • “Угадай, где звучит”.
  • “Звуки квартиры”.
  • “Звуки улицы”.
  • “Узнай, что звучит?”.
  • “Что ты слышишь?”.
  • “Найди по звучанию такую же коробочку”.
  • “Морзянка”.
  • “Угадай по звуку, что делает?”

Этап второй: Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте
голоса.

  • «Узнай, кто позвал».
  • «Близко – далеко».
  • «Три медведя».
  • «Узнай по голосу».

Этап третий: Различаем близкие по звучанию слова.

  • «Правильно-неправильно».

Форота, ворото, корота, морота, ворота, порота, хорота;
Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом” и т.д.

  • «Лишнее слово».

канава-канава-какао-канава
ком-ком-кот-ком
билет-балет-билет-билет
дудка – будка-будка-будка
винт – винт – бинт – винт
минута – монета – минута – минута

  • «Доскажи словечко».

Хвост с узорами, сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мед.
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные подушка.
Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась шишка.

Этап четвертый: Различаем слоги.

  • «Болельщики».

Представьте, что мы пришли на стадион. Ты – болельщик одной из
команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова:
no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спе¬ши, у-ра.

  • “Договори последний слог”.

Ба-бо-ба – у дороги два стол… (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко… (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле… (ти).
Де-де-те – сядем в темно… (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по… (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со… (фе).

  • Четвертый лишний”.

мак – бак – так – банан
сом – ком – индюк – дом
лимон – вагон – кот – бутон
мак – бак – веник – рак
совок – гном – венок – каток
ветка – диван – клетка – сетка

  • “Слоговая цепочка”.

ок-но; но-ра, ра-на, на-вес, вес-ло, ло-за, за-бор….

Этап пятый: Различаем фонемы.

  • «Угадай-ка».

У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет:
«Волк воет: у-у-у«, «Младенец плачет: а-а-а«, «Птичка поет:
и-и-и«. Малыш поднимает картинку, соответствующую произносимому
взрослым звуку.

  • «Звук заблудился»

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).

  • “Повтори – не ошибись”

сом – ком;
том – дом;
рак – мак – лак;
лом – ком – ром;
мышка – мишка – мишка – мышка:
кошка – мошка-ложка-мошка
Паша – Маша – Даша – Саша

Этап шестой: Слушаем и анализируем.

  • «Сколько звуков?» Ребенок должен отложить на столе столько
    палочек, сколько звуков услышал (один, два или три гласных звука: а, ау,
    оуи, аэа
    ).
  • «Буквы, по порядку становитесь». Взрослый произносит
    сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем – по три
    звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном
    порядке.
  • “Найди общий звук”.
    стакан, собака, свинья
    змея, коза, обезьяна
    цыпленок, курица, овца
    шайба, мишка, мышка
    жук, жираф, ежик
    черепаха, Чипполино, бабочка, кузнечик

    щенок, щетка, овощи
    лопата, лиса, самолет
    рыба, корова, катерок, Бармалей
  • «Отыщи слово, отыщи звук».

Землю роет старый к…от (крот),
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла…пу (лампу).

На арену вышли …игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

  • “Подумай, не ошибись”.

– Назовите как можно больше слов, которые начинаются на последний звук
слова “стул”.
– Перечислите птиц, в названии которых был бы последний звук слова “двор”.
– Подберите и назовите такие слова, в которых первым был бы звук [б], а
последним – [а].
– Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [п].
– Придумайте кошке такую кличку, чтобы второй звук в ней был [у], а
последний – [а].
– Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук – [и].
– Отгадайте, название какой ягоды начинается на звук [м], а заканчивается на
[а].
– Назовите слова, у которых второй слог КА
– Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук [р]?
– Кто назовет больше слов, которые заканчиваются на ЕЙ?
– Кто назовет больше слов, которые начинаются с первого звука слова “лес”?

  • “Собери слово”.

М, А, К – мак
Д, И, В, А, Н – диван
Р, У, Б, А, Ш, К, А – рубашка и др.

Опыт работы показывает, что при наличии систематической целенаправленной
работы по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста на
основе использования игровой деятельности происходит повышение качества речевого
развития детей, обеспечение высокоуровневой подготовки детей к школе.

Литература:

  1. Агранович
    З.Е.
    В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления
    недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович;
    Худож. О.Р. Гофман – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 147 c.
  2. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – 2-е изд. –
    СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 144 с, ил.
  3. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.– М.: Мир книги, 2008.–
    280 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *