Урок-ярмарка русского языка в 5-м классе Покупай поскорей и полтину не жалей!

  • Назарук Вера Алексеевна, учитель русского языка, художественной культуры, педагог-организатор

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Слайд 2).

Цели:

  • формировать навыки устной речи на основе
    воспроизведения и составления монологических
    высказываний с опорой на художественные
    произведения различных жанров и в соответствии с
    орфоэпическими и грамматическими, лексическими
    нормами русского языка;
  • совершенствовать умения полноценно
    воспринимать текст при аудировании, чтении
    молча.
  • обогащать словарь учащихся;
  • развивать умения и навыки выразительности
    чтения, творческие способности учащихся,
    орфографическую зоркость;
  • содействовать воспитанию интереса и
    уважения к культуре и традициям русского народа
    (Слайд 3).

Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний.

Форма проведения: урок-ярмарка.

Оборудование: проигрыватель,
магнитофон, балалайки, деревянные ложки,
трещотка, баян, мультимедийный проектор.

Наглядные пособия:

  • Выставка работ умельцев с. Манвеловка «Красна
    птица перьем, а человек – уменьем».
  • Названия павильонов: «Забава», «Сластёна», «Три
    толстяка», «Всезнайка»
  • Плакаты: «Покупай поскорей и полтину не жалей»,
    «Лежачий товар не кормит»,
  • «Для почину всякого почту и уважу», «Купил не
    купил, а поторговаться можно»,
  • «Твои деньги, твои глаза: гляди сам, что
    покупаешь» (и др. по выбору учителя).
  • Атрибуты коробейников, скоморохов, цыганок.
  • Грамзапись «Русские наигрыши», кассета с
    песнями о ярмарке.
  • Атрибуты для павильонов (по выбору учащихся).
  • Карта России.
  • Иллюстрации с работами народных умельцев
    России.
  • Папки-выручалочки, сигнальные карточки
    учащихся, тексты, тестовые задания к уроку,
    словарики.
  • Жетончики «матрёшки» для оценивания.
  • Иллюстрации: «Чудо-мастера России», «На
    ярмарке», «Гжель, Хохлома, Дымково, Жостово, Палех
    – гордость России».

ХОД УРОКА

1. Организация классного коллектива

2. Тема, цель, задачи, мотивация учебной
деятельности

– Ребята, знаете ли вы, что такое ярмарка?
(ответы учащихся). Ярмарка – ежегодный,
организованный торг, рынок в определённом месте
(Слайд 4).
На Украине ярмарки проводились уже с XVI века в дни
храмовых (больших религиозных) праздников.
Поэтому так назывались: Ильинская,
Воздвиженская, Крещенская. На Полтавщине
возрождена знаменитая Сорочинская ярмарка,
названа в честь села Сорочинцы. Эту ярмарку ярко
описал Н.В.Гоголь. Сейчас популярны
международные ярмарки, на которые съезжаются с
разных государств. Вчера в городе
Днепропетровске открылась Екатеринославская
ярмарка. Как вы думаете, почему она так названа?
(ответы)
Я приглашаю вас на русскую ярмарку, на которой мы
научимся зазывать покупателей и так
расхваливать свой товар, чтобы его непременно
купили. Кроме того, мы повторим тему «Имя
существительное», докажем, как мы в речи и в
письме используем обращения.

3. Воспроизведение и коррекция опорных
знаний

а) Откройте опорный сигнал «Имя
существительное». Четко прочитайте предложение,
записанное на доске:

На многолюдные и богатые ярмарки купцы
привозили товары со всех концов русской земли

Расскажите о слове ярмарка, как о части речи
(Слайд 5).

б) Россия богата народными талантами (Слайд 6).

Название города – визитная карточка мастеров.
Игрушки из глины, покрыты пёстрыми узорами – это
умельцы города Дымково. Палех славится живописью
– миниатюрой. Откуда яркие расписные подносы? Из
города Жостово. Посуда из фарфора и фаянса в
нежно-голубых тонах. Конечно же, это визитка
мастеров из Гжели. Специалисты Хохломы привезут
изделия из дерева, раскрашенные красными,
зелеными, золотистыми узорами. А чем гордятся
жители города Тулы? (ответы учащихся)
Сконструируйте предложение, объясните знаки
препинания:

Хохлома, Дымково, Гжель, Палех, Жостово –
…(Слайд 7).

в) Внимательно прочитайте текст. В тексте
встретятся слова: резец
инструмент для резьбы; кустарь
человек, занимающийся несовершенным примитивным
трудом (Слайд 8).

Чтение молча текста «Кустарь и резец»
В. Сухомлинского. В тестовых заданиях выберите
правильные ответы.

– Каким был резец в руках мастера? (Слайд 9)

а) послушным и искусным;
б) несовершенным, примитивным.

– Как вы понимаете – послушным и искусным?
(Слайд 10)
– Почему резец в руках кустаря превратился в
обыкновенный острый ножик?

а) резец поломался;
б) это были руки не специалиста, достигшего
высокого искусства в своём деле.

– К чему должен стремиться каждый человек в
своём деле? (Слайд 11)

а) закончить в срок работу;
б) к мастерству, чтобы работа радовала.

Озаглавьте текст. Подберите синонимы к слову
мастер (Слайд 12).
Мы на ярмарку поедем не с пустыми руками. Есть и у
нас мастера. Какой товар народных умельцев вы бы
предложили? (Монологические высказывания
учащихся на основе личного опыта).

4. Повторение и анализ основных фактов,
событий, явлений

а) Какая ярмарка без веселых цыганок? (Слайд 13) (Выступление
цыганок)

– Гадаю, гадаю! Хочешь – верь! Хочешь – нет!
Никого не заставляю!
– Ну, что такое? Кто не решается? Кто в искусстве
моём сомневается? Приглашаю, денег не надо!
– О, мой драгоценный, запомни золотое правило:
пиши НЕ слитно с именами
существительными в двух случаях:

  • слово без НЕ не употребляется;
  • можно заменить синонимом.

Тогда ты не будешь недоучкой, незнайкой,
невежей, невеждой.
– Голубушка наша сизокрылая, ты будешь большим
человеком, если будешь знать что И после
Ц пишется в корне слова и в словах на ЦИЯ.
Исключение: Цыган встал на цыпочки и
цыкнул на цыплёнка «цыц»

– Не ссорься с соседкой, она права. В именах
существительных женского рода третьего
склонения в конце слова после Ж, Ч, Ш, Щ
всегда пиши Ь.
– Дорогая моя, запомни, что написано пером – не
вырубишь топором! Поэтому пиши: ЧА-ЩА с А,
ЧУ-ЩУ с У, ЖИ-ШИ с И.
– Дайте ручку, чаечка вы наша залётная. О, к вам во
двор вольётся ливень из солидных, крупных
гривень!
– Будет дальняя дорога, предложений будет много,
только действуйте, не спите; полетите вы в Египет!
– Драгоценная вы наша! Ваши прекратятся муки с
РЭСом, ГАЗом и водой! В году этом комуслуги
возвратят с большой лихвой!
– Звёзды говорят: то ли вас направят в Йемен, то
ли вас попросит Кремень. В год Козы и только вас
ждет удача – супер-класс!

б) Диктант-провокация (исправьте
ошибки, вставьте пропущенные буквы, объясните
орфограммы) (Слайд 14).

в) Бинарный диктант. Замените
словосочетание существительными (Слайд 15).

  • Грубый, невоспитанный человек. (Невежа)
  • Бродячий комедиант в Древней Руси. (Скоморох)
  • Люди, торгующие с разными странами,
    государствами. (Купцы)
  • Скоморох рассказывает разные выдумки. (Небылицы)
  • Продавец, торгующий товаром вразнос. (Коробейник)

г) На ярмарке побывали два кума-хитруна. И
вот, что они увидели (инсценизация отрывка из
юморески «На ярмарке»)

– Чему они удивились? Запишите на русском языке
товар, какой увидели кумы (ответы учащихся) (Слайд
16).
– Ваш перевод доказывает, что русский и
украинский языки родственные, но в чём же их
отличие? Докажите, это на словах ярмарок (укр)
и ярмарка (рус) (Слайд 17).

д) Уважаемые земляки! Как вас напутствовали на
дорожку?

Кум: Дай, боже, купите, продати і гроші
додому принести.
Учитель: Переведите это
напутствие на русский язык (ответы учащихся).
Ну и как, добры молодцы, привезли ли вы деньги
домой?
Кум: Ой, не питайте!
Учитель: Какие старинные русские деньги
вы знаете? А двугривенный – это сколько, а
пятиалтынный? (Ответы учащихся) (Слайд 18).
– Объясните способ образования этих слов. Почему
в опорном сигнале «Имя существительное»
суффиксальный лучик самый длинный? Задание по
группам: образуйте имена существи­тельные при
помощи суффиксального способа и корня короб
(Слайд 19).

ж) Сегодня мы часто пользуемся словами, которые
вышли из употребления.

– Как называются такие слова? В каких
произведениях русских писателей и поэтов вы
встречались с архаизмами?

– Ребята, давайте вспомним стихотворение
Н.А.Некрасова «Дядюшка Яков» (Слайд 20).

(На фоне музыки «Русские наигрыши»
выразительное чтение стихотворения)
. Работа
по тексту.

– Каким вам представляется дядюшка Яков?
– Почему у него так много покупателей?
– Как называет дядюшка Яков покупателей?

з) А вот какие заклички, зазывалки
подготовили наши ученики — мастера слова
(выборочно знакомство с альманахом «Ярмарочные
напевы»).

е) При купле-продаже не обойтись без
обращений. Что называется обращением?
Сконструируйте новое предложение с обращением,
используя эпиграф урока по следующим схемкам
(Слайд 21):

1 гр. О! — — —
.
2 гр. — — , О, — — !

3 гр. — — — , О.
4
гр. О, — — — !

5. Обобщение и систематизация понятий,
усвоение системы знаний и их применение для
объяснения новых фактов и для выполнения
практической деятельности.

На фоне музыки «Коробейники» выход
скоморохов и коробейников.

– Здравствуйте, добрые молодцы, здравствуйте,
красны девицы! Эй, спешите все сюда, скоморошина
пришла!
– Вижу, братцы, не залежатся сегодня мои товары.
– За правильный ответ – приз!
– Люди добрые, помогите разобраться в грамотке.
Что-то в ней ни точек, ни запятых.

Подходи душа-зазнобушка все товары разложу
(Слайд 22)

– Грамотеи 5 класса! Найдите в названиях
павильонов имена существительные общего рода!
(сластена, всезнайка).
– Народ разумный, чем поговорка отличается от
пословицы?
– Ой, не пойму, что за странное выражение:

«Для почину всякого почту и уважу»

– Как вы понимаете выражение «лежачий
товар не кормит»
?
– Уберите лишние слова: щипцы, ночи, сутки,
Карпаты.
(Дерутся)
– Ой, ой, ой, я прав!
– Нет, я прав!
– Что за шум, что за драка?!
– Разрешите наш спор, чей это подарок. Последняя
буква стёрлась (подарок Матрёшке
подарок Матрёшки) (Слайд 23).
– Мальчишки и девчонки, грамотные ребятёнки!
Сейчас мы проверим кто из вас запомнил и
полюбил имя существительное.

Звуковой диктант «Узнай имя
существительное» работа с сигнальными
карточками – проводят скоморохи.

– Пора павильоны открывать да гостей зазывать!
(Слайд 24) (во время перехода к следующему
павильону звучит музыка)

Павильон «Забава»

1. Игрушки! Игрушки! Славные, занятные, забавные!
Есть прехитрые штуки избавиться от скуки!
2. Господа честные, люди развитые! Посмотрите,
полюбуйтесь, да только больно не торгуйтесь! Хоть
игрушка дешевая забава, да вам придется по нраву.
3. Игрушечка – диво, изящна, красива! Угодно
купить? Могу уступить?
4. Барышни любезные, взгляните, товар наш оцените!
Дешево продам, что вам по сердцу – все отдам!
Мамы, папы, бабушки, старушки, купите на ярмарке
ребятам игрушки.

Павильон «Всезнайка»

1. Большой и малый книге рад, заходите в книжный
ряд!
Очень книги хороши для ума и для души!

2. Эй, ребятишки, покупай книжки!
Торгуем без отдыха десять суток.
Все продаем, кроме шуток и прибауток,

3. Вот продается интересная книжка,
пригодится и взрослым, и ребятишкам!

4. Барышни – хохотушки, бабы – болтушки,
Мальчики вертлявые и дедушки ворчливые,
Подходи к прилавку, не гляди на давку!

Павильон «Сластена»

1. . Не стесняйтесь, подходите, приготовлено
искусно! Попробуйте, вкусно!
2. Сладости, сладости! В сладостях – радости!
3. Тает во рту само мороженое эскимо!
4. Подходите, девочки! Подходите, мальчики!
Сладости, пряности – оближете пальчики!
5. В прозрачной бумаге красив и ярок. На праздник
детям – отличный подарок!

Павильон «3 толстяка» (выступление
ансамбля «3 толстяка»: балалаечники, ложкари,
баянист, гармонист, трещотка).

1. Подходите, старички! Подходите, дети!
Покупайте пончики – лучшие на свете!
2. Только из печи пирожки горячие! Плати
пятнадцать – получишь сдачи! Пирожки помогают
сохранить красоту! Кушайте на здоровье, тают во
рту!
3. Всем на празднике нужны манвеловские блины!
4. Кому от холода некуда деться пейте кофе,
спешите согреться! Всех, кто замерз, я выручаю:
три копейки – стакан чаю!
5. Пар столбом дымится: в миске и сардельки, и
сосиски!
6. Гости званные и желанные, люди почтенные,
молодые, женатые, холостые, девушки-лебедки,
тетушки-молодки, ребята-молодцы, веселые удальцы,
пожалуйста, к нам, веселым толстякам! Будем чай
гонять, хороводы водить, хлебсоль
кушать да песни слушать.

– Молодцы! Украинский бизнес в лице 5 класса
сделал удачные первые шаги на русской ярмарке.

6. Подведение итогов. Домашнее задание

– Ребята! Какими бы вы словами
охарактеризовали ярмарку (весёлая, многоголосая,
золотая…) Какая это часть речи?

Домашнее задание (Слайд 25):

  • для всего классного коллектива:
    • повторить тему «Имя прилагательное»;
    • разбор по членам предложения (карточка, задание
      № 1);
  • по группам:
    • «Сластена» (карточка, задание № 2: подобрать
      имена прилагательные);
    • «3 толстяка» (карточка, задание № 3: подобрать
      имена прилагательные);
    • «Всезнайка» – подобрать пословицы, поговорки о
      трудовой деятельности человека.

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке,
чему научились? Я думаю, что наш урок был не
только веселым, но и полезным. За ваши знания,
творчество и участи в ярмарке я выдаю премию не
алтыном, не полтинником, а валютой национального
банка русского языка (оценивание «василисами»,
«петрушками», «руссиками», «всезнайками» и т. д.
Самому внимательному ученику вручается
переходящий приз «Фомы неверующего»).
Делу – время, потехе – час (Слайд 26). Приглашаем
на веселую кадриль (общий танец).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *