Урок-тренинг по теме Химические реакции

  • Васильева Оксана Анатольевна, учитель биологии, химии

Цель: углубление, закрепление и проверка усвоения теоретических знаний
темы и умений их применять в выполнении расчетных задач.

Технология: применена ДМТ (дидактическая многомерная технология) и
созданные на ее основе ЛСМ (логико-смысловые модели) лежат в основе
моделирования занятий темы.

Организация занятия: ЛСМ «Полизадача химического уравнения» проецируется
на интерактивной доске и на ее фоне в интерактивном режиме ведутся расчеты.
Учащимся выдается печатный вариант ЛСМ. Сокращаются потери времени на этапе
оформления задач, практически переводя их в режим устного счета, тестовых
заданий, обсуждения домашней работы (требуется записать только уравнение
реакции), которая может носить индивидуальный и творческий характер. Появляется
возможность закрепить и скорректировать решение задач различных типов, обобщить
теоретический материал, целостно представив учебную информацию. Ключевые
фрагменты тем и формулы представлены в виде опорных схем на ЛСМ, что
способствует качественному усвоению материала на основе учета доминирующих
полушарий и ведущих каналов восприятия информации учащимися.

В ходе тренинга отрабатывается материал: характеристика химических реакций,
ТХУ (термохимические уравнения), скорость химических реакций, расчеты по
уравнениям химических реакций, связанные с понятиями количество вещества, масса,
объем, правило Вант-Гоффа, смещение химического равновесия.

Проект урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Интерактивная доска с электронным вариантом ЛСМ «Полизадача
химического уравнения» (Приложение 1)
Печатный вариант ЛСМ, тестовые задания по теме (Приложение
1
), примеры уравнений химических реакций (Приложение
3
), таблицы по рефлексии урока (Приложение
4
)
2. Проверка домашнего задания На доске домашние тесты (Приложение
2
)
Проверка и выставление оценок при помощи
индивидуальных пультов интерактивной доски
3. Постановка проблемы, мотивационный этап Вводное слово учителя:

«Красота – совокупность
качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, интеллекту, все
красивое гармонично наполнено внутренним содержанием. Химическая
реакция – знаковая модель и содержит большое количество химической
информации в ясной и доступной форме. В ходе урока нам надо
доказать, что химическое уравнение – одна из самых красивых знаковых
моделей, созданных человечеством, но совершенна ли она?»

Фронтальная работа – обсуждение с учащимися
поэтапного решения проблемы урока, определения несовершенства
химического уравнения (оно не отражает все особенности реального
химического процесса – можно рассчитать теоретические выходы, многие
процессы описываются несколькими уравнениями).
4. Организация занятия по предложениям учащихся Работа с интерактивной доской по ЛСМ «Полизадача
химического уравнения» (по Приложению 1
и Приложению 3)
Оценки выставляется в карте урока (Приложение
4
) каждого ученика. Фронтальная работа у доски учащихся,
отдельные упражнения выполняются в парах. При необходимости, на
местах, работа по индивидуальному маршруту учащихся, показавших
высокий уровень знаний по теме
5. Подведение итогов урока В ходе беседы вычленение доказательств совершенства
и несовершенства знаковой модели химической реакции.
Выступления учащихся, совместное оценивание работы
конкретных ребят, определяя достигнутый уровень.

Рефлексия (Приложение 4)

6. Домашнее задание Индивидуальные,
Творческие
Индивидуальные, творческие задания (например,
придумать упражнения по конкретному уравнению, найти уравнение из
заданий ЕГЭ)

Библиографический список

  1. Левкин А.Н., Карцова А.А., Домбровская С.Е., Крутецкая Е.Д.
    «Химия: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы: серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»» –
    М.; СПб.: Просвещение, 2011. – 302 с.
  2. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный
    уровень. 10-11 классы: учебно-методическое пособие под ред. В.Н. Доронькина.
    – Изд.2-е. – Ростов \Д: Легион,2011. – 476 с.
  3. Галыгина И.В. Современные технологии преподавания химии: 8-11
    классы: учебно-методическое пособие. – М.: Вентана-Граф. 2009 – 160 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *