Урок с ИКТ Алгоритм. 3-й класс

  • Омельченко Василиса Михайловна, учитель информатики

Вид урока: комбинированный.

Оборудование:

  • “Информатика в играх и задачах”, 3 класс,
    учебник-тетрадь, Горячев А.В.
  • Мультимедийные проектор
  • Экран

Цели урока.

  • Обучающая: создать условия для формирования
    первичного представления о алгоритме.
  • Развивающая: развивать логическое и
    алгоритмическое мышления для составления и
    выполнения .
  • Мотивационная: побудить интерес к изучению
    предмета.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного
    интереса, логического мышления.
  • Учебная – познакомиться с понятием алгоритм,
    “алгоритм действия”, “команда алгоритма”.
  • Развивающая – развитие алгоритмического
    мышления, внимания, воображения.


Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, сверка обучающихся по журналу.

II. Мотивационное начало урока

Ребята давайте познакомимся с профессором
Фортраном и его другом котом Икс.

Кот лежит на кровати и читает книгу. Тут его
позвал профессор:

— Икс, иди чистить картошку.

— Уже иду.

Чистят картошку.

— Эх робота бы сюда. – Говорит кот

— Робот не знает, как чистить картошку. Нужен
алгоритм управления роботом. – ответил
профессор.

— Ха! Пара пустяков!

— Пара пустяков? Сейчас проверим. Давай я буду
роботом. Командуй!

— Робот Фортран, чисть картошку!

— Я чищу. – Чистит картошку носовым платком
кота.

— Мой носовой платок! Остановись!

— Ты должен давать подробные и точные команды.
Попробуй ещё раз.

— Робот Фортран! Возьми в правую руку нож и чисть
картошку!

Профессор Фортран чистит рукояткой ножа.

— Опять не так. Лучше я сам почищу картошку.

— Теперь ты понял, что управлять роботами не
просто? Нужен был другой алгоритм.

— А какой?

— Вот какой. Взять правой рукой нож за ручку. В
левую руку взять нечищеную картошку. Острой
стороной лезвия срезать у картошки всю кожуру.
Положить картошку в кастрюлю. Если не вся
картошка почищена, то вернуться к пункту 2. Конец
работы.

Приложение 1.

III. Объяснение нового материала

III. 1 Понятие алгоритма, команды алгоритма.

Ребята, а что делали профессор Фортран
и кот Икс?

А как кот Икс давал команды, в чем в
начале была его ошибка?

Почему второй раз робот кота Икс, тоже
не правильно сработал?

Что сделал профессор Фортран для того
чтобы робот правильно заработал?

Давайте теперь мы с вами сами
попробуем потренироваться в управлении
действиями робота?

ИГРА “РОБОТ”.

Одному из ребят предлагается стать
роботом он должен будет в точности выполнять все
команды которые ему будут предлагаться без
проявления догадливости. Если он по каким-то
причинам не может сделать например наткнулся на
стол, он должен сказать “Не могу выполнить
команду”.

Остальные дети по очереди дают команды
роботу. Если команда ошибочная учитель
поправляет и объясняет почему он поправил.

Ребята сейчас вы давали команды, как вы
их называли? (Правильно, последовательно).
Правильно вы их задавали в определенной
последовательности. Т.е. вы задавали план
действий. План действий мы можем с вами назвать
последовательностью шагов. Где вы в жизни делали
последовательность “шагов”? (Распорядок дня,
распорядок школьных занятий, зарядка и т.д.).
Молодцы, итак план действий или план шагов – это алгоритм
действия. Итак, какой вы каждый день выполняет
алгоритм перед школой? (Сбор в школу, доехать до
школы и т.д.).

Ребят каждый шаг в алгоритме принято
называть командой. Т.е. то, что вы проговаривали
роботу – это команды. В начале алгоритма принято
записывать команду “Начало”, а в конце –
команду “Конец”.

III.2 Последовательность команд в
алгоритме.

Давайте, теперь вместе с вами выполним Задание
1
и поможем роботу Бобу разобраться в командах.
Для начала внимательно посмотрите на рисунки,
подпишете их и пронумеруйте. Не забывайте, что
Боб впервые сажает дерево и поэтому мы ему должны
давать чёткие команды.

Учитель последовательно опрашивает
учеников, корректирует ответы и наводит на
правильные. Ребята называют картинку,
проговаривают команду и если картинка выбрана
правильно и команда проговорена правильно,
учитель показывает слайд с правильной командой.

Приложение 2.

Алгоритм “Посади дерево”

  1. Начало
  2. Принеси лопату, лейку и саженец
  3. Выкопай ямку
  4. Поставь саженец в ямку
  5. Засыпь ямку землёй
  6. Налей воды в лейку
  7. Полей саженец
  8. Отнеси лопату и лейку
  9. Конец

III.3 Ошибки в алгоритме.

Задание 2. Давайте разберёмся почему
же заболел Янт, внимательно посмотрите, какие он
сделал ошибки. Обучающиеся описывают картинки с
ошибками Янта.

После они проговаривают варианты
алгоритма. Выбирается наилучший, еще раз
проговаривается и записывается в тетради и на
экране.

Приложение 3.

Алгоритм “Съешь банан”

  1. Начало
  2. Вымой руки
  3. Возьми банан
  4. Вымой банан
  5. Очисти банан от кожуры
  6. Выброси кожуру в мусорное ведро
  7. Съешь мякоть банана
  8. Конец

III. 4 Выполнение алгоритма

Обучающимся предлагается написание
“Диктанта по клеточкам”, выполненное под
диктовку учителя строго по его алгоритму. После
чего обучающиеся должны сказать, что у них
получилось.

IV. Итоги урока

Сегодня мы узнали что такое алгоритм,
что при его помощи можно описать любое действие.

V. Домашнее задание.

Задание 3 – обратить внимание, что в
этом задание нужно составить алгоритм.

Задание 4 – обратить внимание, что
нужно выполнить в точности алгоритм.

Литература

1. Зарецкий А.В., Труханов А.В.
Энциклопедия, написанная профессором Фортраном.
Москва “Просвещение”, 1990 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *