Урок русского языка в 4-м классе по теме Правописание Е и И в безударных падежных окончаниях имен существительных в Р., Д., П. падежах

  • Варгина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

Цели:

  • повторение знаний о склонении существительных
    и определении типов склонения;
  • наблюдение за ошибкоопасными окончаниями имен
    существительных трех склонений в Р., Д., П. падежах
    и выделение закономерностей в написании
    окончаний;
  • упражнения в написании безударных падежных
    окончаний имен существительных трех склонений в
    Р., Д., П.падежах.

— Вы знаете, ребята, сейчас я вспомнила один
случа. Заглянула я как-то в другой школе в 4 класс.
Учительница попросила Андрея до урока написать
на доске три столбика слов: в каждом должны быть
существительные одного склонения (1, 2, 3). Андрей
все сделал и убежал на перемену в коридор.

А дежурные стали готовить доску к уроку и все
стерли. Наташа закричала:”Что вы наделали? Ведь
эти слова нужны для урока!” “Как же быть?”.
Наташа предложила вместо букв поставить
черточки и вот, что получилось.


1 склонение 2 склонение 3 склонение
_ _ _ а

_ _ _ _ а

_ _ _ я

_ _ _ т

_ _ _ _ о

_ _ _ е

_ _ _ ь

_ _ _ _ ь

_ _ _ ь

— Попробуйте, не подбирая слов, узнать, верно ли
Андрей выполнил задание учителя. Докажи. Выполни
задание 1 в технологической карте.

— Это знание потребуется нам для работы над
новой темой. Прочитайте тему нашего сегодняшнего
урока в технологической карте.

— Я предлагаю сегодня превратить наш кабинет в
лабораторию русского языка. А мы с вами ученые. Мы
будем наблюдать, исследовать и анализировать
окончания имен существительных трех склонений.

Найдите в технологической карте (Приложение
№ 1) аналитическую карту № 1

  • Определите склонение этих слов. Впишите в
    таблицу.
  • Допишите окончание существительных первого
    столбика.
  • Вызвала трудности работа по определению
    окончаний? (Нет) Почему? (Ударное)
  • Допишите окончания в словах второго столбика.
  • Где возникли сомнения? Где окончание
    ошибкоопасное? Где надо задуматься? (В предложном
    падеже)
  • Какую гласную напишем? (Е) Почему? (Ориентируемся
    на ударное окончание) Имеем ли на это право? (Да, у
    существительных одного склонения окончания
    одинаковы)
  • Итак. Делаем вывод, имена существительные 2
    склонения при изменении по вопросам падежей,
    имеют ошибкоопасные окончания в Предложном
    падеже.
  • Мы выбираем Е. Запомните Е!
  • Если предстоит задуматься, что писать Е или И, мы
    вспомним – Е.

— Возьми на столе карту “Результаты
исследований”.

Результаты исследований

Правописание Е и И в безударных
падежных окончаниях имен существительных в
родительном, дательном и предложном падежах.


2 склонение
3 склонение
1 склонение

— Возьмите аналитическую карту № 2. Приложение
1

Работа строится аналогично аналитической
карте № 1.

— Поработает над аналитической картой № 3. Приложение 1

Какие окончания ошибкоопасны? Давайте
понаблюдаем за окончаниями в Р.Д.П. падежах. Есть
ли сходство в окончаниях слов. Как во 2 и 3
склонении? Можем ли мы, не думая, сказать –
пишется Е или пишется И? Как быть?

А как мы поступаем со словами с безударными
гласными в корне? (Подбираем проверочные слова).
Вот и нам здесь поможет проверочное слово.
Давайте договоримся, что для проверки мы будем
подставлять слово земля. Для определения
безударного окончания имен существительных 1
склонения.

— Запишем результаты в карту исследований.

— Проверим, как работать с проверочным словом.
Найди в технологической карте задание №…

Итак, итогом наших исследований явилась
опорная таблица окончаний имен существительных
трех склонений.

Глядя на нее, скажите, нужно ли нам для проверки
ошибкоопасных окончаний определять падеж
существительных? (Нет). Что нам только нужно
знать? (Склонение)

Любое изобретение надо испытать. Опробуем и мы
нашу таблицу в действии.

— Составьте и запишите словосочетания.
Определяя окончания. Пользуйтесь опорной
таблицей.

— Вставь пропущенные окончания имен
существительных, выполняя следующие действия:

— Определи и надпиши тип склонения имен
существительных с пропущенным окончанием.

— Пользуясь опорной таблицей окончаний,
определи и допиши окончания.

Летом солнце восходит в туман____ и днем будет
тихо и душно.

Всё в ине___ — будет большой урожай.

Во время цветения черёмух___ всегда холодно.

Снег идёт большими хлопьями – к сырост___.

Самостоятельная работа (с самопроверкой на
доске).

Из соседней деревн____, летал на самолет____, ездил
на лошад_____,

скакал на лошадк____, причалил к пристан___.

— Изобретение, подтвердившее свою пригодность,
проходит тест на качество.

Я предлагаю вам тест.

Тест

1. Найди существительные 3 склонения.

  • Конь
  • Дочь
  • Песня
  • Ель
  • Нить

2. Найди существительное, где в окончаниях
пишется Е.

  • В пенал..
  • Без книг..
  • По парт..

Проверка теста по ключу на доске.

— Урок подошел к концу. Давайте подведем итог
нашей работы.

  • Над какой темой мы работали? Какие задачи
    ставили?
  • Какое изобретение сделали? Пригодится оно нам
    на практике?
  • Расскажите, как им пользоваться?

В результате работы достигли мы с вами
поставленной цели?

Презентация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *