Урок русского языка Повторение изученных орфограмм правописание Ь и Ъ

  • Шильд Олеся Фёдоровна, учитель начальных классов

Цели:

  • закрепить умение осуществлять выбор
    разделительного мягкого и твердого знаков,
    совершенствовать орфографическую зоркость;
  • продолжить развитие внимания, умения понимать
    схемы-модели, умения анализировать;
  • продолжить формирование интереса к русскому
    языку, воспитывать организованность,
    самостоятельность.

ХОД УРОКА

Организационный момент:
Я очень рада видеть вас,
Урок ждет интересный нас.
Давайте тетради сейчас открывать,
Число не забудем мы в них написать.
Еще строчку ниже ты отступи
И Классная работа на ней напиши.

Учитель: В течение нескольких уроков
мы повторяли все орфограммы, изученные во 2
классе. Вот и сегодня нас ожидает тренировка в
написании одной из орфограмм. А какой именно, вы
определите сами, выполнив первое задание.
Внимание на доску: Вставьте пропущенные буквы.
Определите, какие слова лишние и почему.

арбу_
заво_
шар_
пер_я
гри_
жира_
сне_
под_езд

Учитель: Кто догадался, над какой
орфограммой мы будем работать сегодня на уроке?
(Правописание разделительного мягкого и
твердого знаков.)
Учитель вывешивает на доску две схемы.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Используя схемы, расскажите, в каких случаях
пишется Ь и Ъ.

Минутка чистописания:

А теперь пришла пора
Буквы вспомнить нам, друзья.
Их писать неторопливо,
Аккуратно и красиво.

Учитель: Запишите только те буквы,
которые пропущены в словах: р_ка, м_сной,
за_шкина (избушка), _лочка, з_ма

Учитель: Почему именно эти буквы мы
будем сегодня писать на минутке чистописания?

Учитель: Запишите буквы, использую
образец: ьеъе ьяъя ьюъю ьёъё ьи

Учитель: Запишите в тетрадь в два
столбика по три слова-примера с Ь и Ъ. (Для
выполнения этого задания к доске вызываются два
ученика.)

Учитель: А следующее тренировочное
упражнение вы выполните на компьютере. Включите
их.

Учитель: (пока загружаются netbook)
Знаете ли вы, что первый «ноутбук» появился в 1981г.
Собрал этот компьютер американский инженер Адам
Осборн , причем сделал это в одиночку, чтобы
использовать его в своем бизнесе. Этот компьютер
представлял собой ящик весом 10 кг, напоминающий
современный системный блок, который положили на
бок. Передняя панель у него откидывалась и
превращалась в клавиатуру, а на открывшемся
пространстве размешался крохотный дисплей
размером с открытку. Мобильность заключалась в
возможности переноски его в специальной сумке, и
у него даже была возможность работы от батареи –
в пределах десяти минут. Портативный компьютер,
уже похожий на современные ноутбуки, был выпущен
в 1985г. Современные компьютеры сильно изменились
с тех пор. Они стали мощнее, удобнее и доступнее.

Учитель: Ребята, кто, выполнив задание,
прослушает похвальные слова от ёжика, получает
следующее задание на карточке.

Учитель проговаривает, а дети выполняют на
своих компьютерах пошаговые действия, запуская
программу:

  • УМК «Начальная школа» (запустить)
  • Урок 14. Твердый и мягкий знак.
  • Задание № 12.

Рисунок 3.

Учитель, определив успешность выполнения
задания по журналу, выдает карточку со следующим
заданием:


Фамилия_____________________________________________________________

Задание
№ 1. Вставь пропущенные буквы.

  • На сн_гу в_дны кабан_и и лис_и
    сл_ды.
  • Пуш_стый за_ц с_ел к_пусту.
  • Под_ехал к стройке кран под_ёмный.
  • Около жил_я ч_ловека можно
    услышать вороб_иное чирикан_е.
  • В су__оту р_бята собрались
    у под_езда школы.
  • С радост_ю п_ёт п_тух на птич_ем
    дв_ре.
  • Среди дерев_ев мелькает попрыгун_я
    белоч_ка.

Задание № 2. Исправь ошибки.


москва робота учиник
сабака отечество расказ
скора аднажды улеца
бирёза польто горад

Физ. минутка:

Наш урок идет вперед,
Физ. минутка нас зовет.
Физ. минутка занимательная
Надо быть сейчас внимательным.
Я вам слово зачитаю –
Делать вот что поручаю:
Коль в нем мягкий знак стоит,
Он вам прыгать всем велит.
Если твердый значится –
Приседаем, прячемся.

(Листья, объедки, объем, варенье, друг, печенье,
объявил, братья, друзья, разъезд)

Учитель: Найдите на карточке и
прочитайте слова с орфограммой разделительный
мягкий знак. Когда в слове пишется
разделительный мягкий знак? Прочитайте слова с
разделительным твердым знаком. Когда в слове
пишется разделительный твердый знак?

Учитель: А сейчас мы проверим, кто из
ребят оказался самым внимательным: назовите
последнее словосочетание из компьютерного
задания. (Предъюбилейный концерт.)

Учитель: Выполняя задание на
компьютере, вы, ребята, не только поработали с
орфограммой правописание Ъ и Ь, но и
потренировали свое внимание. Составьте с этим
словосочетанием предложение, а самое красивое мы
все вместе запишем в тетрадь.

Учитель: Выделите все орфограммы в
этом предложении. Подчеркните грамматическую
основу. Стрелочкой покажите связь слов в
предложении.

Самооценка.

Учитель: На полях рядом с предложением
нарисуйте смайлик зеленого цвета те ученики, кто
выполнил задание на компьютере без ошибок с
первого раза, желтого цвета те, кто справился с
заданием со второй попытки, а красным цветом те,
кому понадобилось больше двух попыток, чтобы
справиться с этим заданием.

Целый урок мы работали дружно
И повторили то, что нам нужно.
Да и компьютер нам очень помог,
Навыки все пригодятся нам впрок.
Вот наступает урока конец,
Каждый из вас был большой молодец!

Литература:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. 2 класс. – М.: Баласс, 2010.
(Образовательная система «Школа 2100»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *