Урок русского языка по теме Несклоняемые имена существительные. 2-й класс

  • Ганьшина Юлия Владимировна, учитель начальных классов

Цель: формирование понятия
“несклоняемые имена существительные”.

Задача обучающая: учить правильно
употреблять несклоняемые существительные в
речи.

Задача развивающая: развивать речь.

Задача воспитывающая: воспитывать
интерес к родному языку.

Оборудование и материалы: доска, мел,
раздаточный материал.


Ход урока

1.Чистописание, работа со
скороговоркой
.

— Сегодня мы отправляемся на прогулку
по городу.

Птп Тпт

В такси таксе тесно. (Обе ладони лежат
на столе. Правая – вниз, левая – вверх. С
произношением слов ладони меняются: правая
вверх, левая – вниз.)

2.Словарная работа.

— Запишите словарные слова по памяти.

Автомобиль, библиотека, билет, город,
завод, магазин, метро, улица, дорога.

— Проверим.

— Подберите синоним к слову дорога. В
этом нам поможет стихотворение С.Михалкова:

Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые,
Через луга медовые,
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось шоссе!

— Правильно, синоним к слову дорога –
шоссе.

3.Определение темы урока.

— Просклоняйте существительные дорога
и шоссе.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

— Проверим.

— Что вы можете сказать о
существительных дорога и шоссе? (Существительное
шоссе не изменяется.)

— Правильно, существительное шоссе не
изменяется, не склоняется. Тема нашего урока:
“Несклоняемые имена существительные”.

4. Работа по теме урока.

— Мы отправляемся на такси в зоопарк.
Какое животное мы там видим?

Кто-то в сумке носит спички,
Кто-то важные вещички,
Кто-то книжки и игру,
А детишек — …
(кенгуру.) (В.Орлов)

— Правильно, кенгуру. Вставьте в
стихотворение пропущенное слово кенгуру.
Работаем по цепочке.

Кенгуру.
Я ни капельки не вру,
Что видала кенгу…
Утром раннею порой
Повстречалась с кенгу…
Прямо в собственном дворе
Сок давала кенгу…
И заштопала дыру
Я в кармане кенгу…
Чтобы не было дыры
На кармане кенгу…
Посреди всего двора
Веселилась кенгу…
Разбудил меня вдруг гром –
Я простилась с кенгу… (
В.Орлов)

— Каких животных ещё мы увидели в
зоопарке? Посмотрите на картинки.

(Колибри, фламинго, шимпанзе, кенгуру.)

— Послушаем интересные сведения о них.

1-й ученик. Колибри – это крошечные и
мелкие птицы. Длина от 5 до 21 см. Масса от 1г до 20г. У
самцов красивое оперение. Клюв тонкий, длинный, у
некоторых равен длине туловища. Существует 320
видов колибри.

2-й ученик. Шимпанзе – род крупных
человекообразных обезьян. Длина тела до 95см,
масса самцов 50-80кг. Существует два вида:
обыкновенный и карликовый. На ночь строят на
деревьях сложные гнёзда. Живут до 40 лет.

3-й ученик. Кенгуру относится к
семейству сумчатых. Длина тела от 23см до 1м 60см,
масса до 90кг. Большинство передвигается прыжками
(до 13м в длину) на задних лапах, которые длиннее и
сильнее передних. Некоторые виды легко
приручаются.

4-й ученик. Фламинго – крупные птицы
с длинными ногами и шеей. Оперение взрослых птиц
розовое или красное. Высота птиц до 1м. Селятся
колониями на морских побережьях. Розовый
фламинго находится под охраной.

— Сейчас мы отправляемся в кафе. Кафе –
несклоняемое существительное. В кафе нам
приносят меню. Заказать мы можем блюда, которые
обозначены несклоняемыми существительными.
Назовите их.

Меню

Салат “Весна”

Салат “Оливье”

Суши

Суп

Какао

Чай

Кофе

Сок

Торт

(Салат “Оливье”, суши, какао, кофе.)

— Прочитайте сведения о слове кофе.

— Что вы ели на десерт, узнаем, отгадав
загадку:

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке.
В руки просится само.
Что же это? …
(Эскимо.)

— На каком транспорте мы поедем?

Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут.
(Метро.)

— Прочитайте и скажите, почему
городская подземная электрическая железная
дорога называется метро?

— Вставьте слово метро в стихотворение:

Метро
Каждый день мы поутру
Все спускаемся в …
Очень нужно детворе
Ехать в школу на …
И из школы мы домой
Возвращаемся …
Ну, и в секцию потом
Добираемся …
Хоть уж возрастом старо,
Не подводит нас …

— Проверим.

— На метро мы отправляемся в кино.
Отгадайте сказку, которую мы будем смотреть.

— Вези, вези её, старик, — говорит мужу, —
куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её
в лес, на трескучий мороз!

Старик затужил, заплакал, однако
делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг
лошадь… (“Морозко”.)

— Посмотрели мы сказку “Морозко” и
отправились домой. Отгадайте, в какие игры мы
играли дома и какие у нас есть цветы. “Четвёртый
лишний”.

1.Домино, прятки, лото, радио.

2.Хризантема, алоэ, роза, кактус.

5. Домашнее задание.

— Дома вам нужно выучить стихотворение:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино.
Слов этих ты не забывай
И никогда их не склоняй.

6.Итог урока, выставление оценок.

— Приготовьте листы, на которых
нарисованы ручки, красный и зелёный карандаши.
Ответьте на вопросы.

1.Тебе понравился урок?

2.Ты узнал что-нибудь новое?

3.Задания были для тебя трудными?

— Урок окончен.

Список используемой литературы

  1. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках,
    стихах. – М.: АСТ, 1996. – 464с.
  2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. –
    448с.
  3. Тридцать три Егорки: русские народные
    скороговорки / Сост. Г.Науменко. – М.: Дет. лит., 1989.
    – 32с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *