Урок русского языка на тему Глагол

  • Коптева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

Цели и задачи урока:

  • совершенствовать знания детей о глаголе как части речи;
  • формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание к «живому» слову;
  • на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами»;
  • создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомых и новых учебных ситуациях;
  • развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества;
  • формировать УУД: самооценки, взаимооценки самоконтроля.

Ход урока

I. Чистописание

Лл

  • назовите букву
  • какой звук обозначает буква Л?
  • дайте характеристику этим звукам. (согл., непарный, звонкий, тв./мяг.)
  • прочитайте 2 строчку:

Ломать голову

  • что записано? (фразеологизм)
  • что такое фразеологизм?
  • когда так говорят?
  • составьте предложение с этим фразеологизмом? (устно)
  • запишите его.

II. Орфографическая разминка.

  • назвать орфограмму (по схеме)
  • записать слово на эту орфограмму (самостоятельно)

Проверка в парах.

III. Запись предложения

(На доске предложение, вставить пропущенные буквы.)

Деревья покрылись молодыми листочками.

  • подчеркнуть главные члены предложения.

IV. Повторение по теме «Глагол»

  • вспомните всё, что знаете по теме (на доске появляется схема по мере ответов детей.)

– Какова цель нашего урока?

V. Словарь

1) прочитайте слова. Назвать орф.

  • какой частью речи они являются? (сущ.)
  • записать глаголы в н.ф. однокоренные данным сущ. (2 человека на индивидуальных досках)

мечта – мечтать
баран – барабанить
сочинение – сочинять

  • на какой вопрос они отвечают?
  • выделите суффикс н.ф.
  • почему начальная форма глагола называется неопределенной?

Проверка (доски).

2) запишите по памяти глаголы на -ять, которые надо запомнить (самост.)

  • выделите суффиксы н.ф.

Проверка: кодоскоп.

VI. Непостоянные признаки глагола.

назовите их

(гл. изм.:

  • по времени,
  • числам
  • в прош. вр. ед. числе по родам)

1) образуйте от глагола мечтать 3 временные формы

мечтает (н. вр.) – мечтал (прош. вр.) – будет мечтать

  • какое действие обозначает и на какой вопрос отвечают гл. в наст., прош. и буд. вр.?

2) Записать глаголы в 3 ст.

наст. вр.  прош. вр. буд. вр.
плывёт  читал будет петь
горит  ходила пойдёт
трещат  светило будет думать
блестят  бегали напишут
  • что общего у гл. прош. вр.? ( л ,).
  • что ещё знаете о гл. прош. вр.?
  • докажите, что гл. прош. вр. изменяются по числам, а в ед. ч. по родам.
  • докажите, что гл. в наст. и буд. вр. изм. по числам.

VII. Частица «не«.

– какую роль в речи выполняет частица не? (придаёт отриц. смысл слову или предлож.)

на доске пословица:

Семеро одного не ждут.

  • что написано
  • смысл
  • записать самостоятельно
  • морфологич. разбор.

Не ждут – (что делают?), чл., н.ф. ждать, наст. вр., мн. ч., сказ.

VIII. Записать под диктовку (с/р).

Приходит радостная весна. Лес проснулся после зимнего сна. В синем небе заиграют лучи солнца.

  • найти гл., опред. время.

IX. Итог.

  • чему научились. Цель достигнута?
  • оценить свою работу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *