Урок по окружающему миру Какие бывают животные?. 2-й класс

  • Илькаева Элиза Хамидулловна, учитель начальных классов

Прогнозируемые результаты: второклассники
узнают на какие группы можно разделить животных,
научатся выделять и сравнивать признаки этих
групп, будут учиться находить новую информацию в
рассказах о животных.

Учебные материалы: рисунки животных
и растений, книга “Великан на поляне” (авт.
А.А.Плешааков, А.А.Румянцев), учебник и рабочая
тетрадь А.А.Плешакова, плакаты “Рыбы”, “Птицы”,
“Звери”, “Насекомые”, “Земноводные”,
“Пресмыкающиеся”.


Ход урока

1. Актуализация знаний

– Отгодайте загадки.

1.Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

2.Две сестрички
Летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Красная и черная смородина)

3.Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

– Ребята, как одним словом можно
назвать все предметы, изображенные на рисунках?
На какие группы можно разделить все растения?

– Выполняем тест. (Приложение
1)

2. Мотивация учебной деятельности.
Постановка проблемы.

– Продолжаем разгадывать загадки.

1. Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких – красные ботики. (Утка)

2. Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука)

3.Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (Мышь)

4. Прыгает пружинка –
Зеленая спика –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)

– Ребята, как одним словом можно
назвать все предметы, изображенные на рисунках?

– Продолжите каждую строчку животного
своими рисунками животных, которые есть у
каждого из вас. Почему вы прикрепили таким
образом? Возникли у вас проблемы? Отличаются ли
каждые строчки между собой? Что вы перечислили? (группы).
По чему животных можно разделить на группы? (по
признакам
). О чем именно будем говорить на
уроке? В конце урока проверим, все ли вы сделали
правильно. Насколько я вижу, у вас есть ошибки
(черепаха, змея, лягушка, крокодил могут вызвать
затруднения)


3. Работа по теме урока

– Какие же группы мы выделили? Как вы
уже сказали, животные делятся на группы по
определенным признакам. Покажем это в таблице.
1)Перед заполнением таблицы вам необходимо
прочитать текст на страницах 62-63 учебника; 2)все
отличительные признаки животных каждой группы
покажем на плакатах “Рыбы”, “Птицы”, “Звери”,
“Насекомые”; 3)нужно разделиться на 4 варианта и
раскрасить: 1– насекомых; 2– рыбы; 3– птицы; 4–
звери и взаимопроверку осуществить; 4) а теперь
заполняем таблицу.


Название группы

Отличительные признаки

– А сейчас проверим задание, которое
мы выполнили в начале урока. Какие здесь у нас
ошибки, что лишнее. Черепаха, змея, лягушка,
крокодил – животные? Но к этим группам их не
отнести, что же тогда из этого следует? (Наверное
есть еще и другие группы животных)
. Вы правы.
Наша таблица еще не закончилась, продолжим ее,
когда я вас познакомлю еще с двумя группами
животных. Для этого необходимо вам в классе найти
две буквы. Первым нашли букву “З”. Значит
познакомимся с земноводными. Найдите корень в
этом слове. Эти два корня указывают на то, что
животное обитает и на, и в воде. Это удивительные
существа. Они могут жить в воде и на суше, могут
спать пол года и ничего не есть и не пить.
Произошли земноводные от рыб. Когда-то очень
давно их предки выползли на берег. Из плавников у
них развились ноги, а из воздушного пузыря –
легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем
возрасте большинство земноводных живут в воде и
дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животные
теряют жабры и начинают дышать легкими, как все
наземные животные. Кожа у них тонкая и влажная.
Периодически ее надо смачивать водой.
Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в
воде. Но также уверенно они прыгают, ползают по
земле, охотясь за червяками, мухами и личинками. (Можно
прочитать дополнительно, если будет время,
рассказ “В воде тихой речки показался тритон”).

Сообщение ученика о лягушке (Приложение 2).

– Итак в группу земноводных вошли
лягушки, жабы, тритоны. Исправим наше первое
задание, прибавив еще одну группу. Покажем на
плакате. А также запишем в нашу таблицу.

– Следующая группа начинается на
букву “П” – пресмыкающиеся (рептилии). К этой
группе относятся змеи, черепахи, ящерицы,
крокодилы. Все они пресмыкаются, то есть ползают.
За что и получили свое название. Пресмыкающиеся
могут жить на земле, под землей или в воде.
Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают
их и не выкармливают детенышей. Кожа у
пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и
сухая на ощупь. У некоторых из них роговые
пластинки срослись с костями.

– Посмотрим на плакате, исправим
ошибки первого задания и заполним нашу таблицу.

Сообщения учеников о змее, пингвине,
пчеле, акуле, дельфине (Приложение 2).

– Выполним задания 4, 5 в рабочей
тетради


4. Рефлексия учебной деятельности.

– Смогли ли мы устранить проблемы,
которые возникли у нас в начале урока? Какие
выводы можно сделать после изученного на уроке?
Рассмотрите рисунок на странице 61. Части каких
животных объединены здесь. Нарисуйте дома свое
чудо-животное, стараясь включить все группы
животных, которые мы рассмотрели. А также
домашним заданием будет задания 2,6 в рабочей
тетради.

– Ответьте на вопросы для
самопроверки, после сравните их с правильными
ответами на доске и поставьте себе отметку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *