Урок обучения грамоте по теме: Звуки [л], [л’], буквы Л, л

  • Самылкина Ольга Алексеевна, учитель начальных классов

Цели урока:

  1. Ознакомить детей со звуками [л],[л?], буквами Л, л.
  2. Учить слышать звуки [л], [л?] в словах.
  3. Закрепить произношение и написание звуков
    [л],[л?], букв Л, л.
  4. Дать детям понятие о синонимах, не произнося
    самого термина.
  5. Развивать логическое мышление, внимание.
  6. Знакомить детей с учебной терминологией
    программы (слова-термины “схема”, “ловушка”,
    “общий признак”, “плоские”, “толщина” и т.д.)
  7. Учить детей толерантности.
  8. Устанавливать межпредметные связи.

Ход урока

  1. Организационный момент:
  2. Прозвенел уже звонок.
    Начинается урок.
    Куда мы с вами попадём –
    Узнаете вы скоро.
    В стране далёкой мы найдём
    Помощников весёлых.

    Вы слышали когда-нибудь о городе, точней, о
    городке, в котором есть: Дом игрушек, Дом Сказки,
    Площадь Игр? Вы хотите попасть туда? Сейчас мы
    пойдём по тропинке Загадок. Она бежит под мосток,
    и вы попадёте в Играй-городок.

  3. Постановка цели урока.
  4. Вы в Играй-городке не только будете играть,
    но и познакомитесь с новыми буквами и новыми
    звуками.

  5. Основной блок урока.

(Звенит колокольчик)

Вы слышите, ребята? Ведь мы на тропинке загадок!
И если звенит колокольчик, значит, мы чуть не
прошли мимо загадки!

Черные кривые
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят!
(Буквы)

(учитель выставляет “грибы”)

Вы видели, такие грибы в лесу?

(дети отвечают “НЕТ”)

Почему?

(дети отвечают “Они с буквами”)

Такие интересные грибы растут в Играй-городке.
Но они перепутались, их нужно собрать в две
корзинки.

  1. Эти грибы буквы можно разложить в 2 корзинки?
  2. (дети отвечают “ДА”)

  3. А по каким признакам мы их будем разделять
  4. (дети отвечают “Гласные, согласные”)

  5. Как отличить согласный звук от гласного?

(Звенит колокольчик, учитель выкладывает
гриб-лисичку)

Ребята, что это за гриб? Про него есть загадка:

Мы – близняшки
Мы – сестрички,
в рыжих кофточках… (Лисички)

Да, это гриб-лисичка. Эти грибы растут на земле,
стайками, как рыжие лисята, в негустых лесах,
прячутся в мох под корнями лип. Послушайте, какое
у него ласковое название: лисичка. Какой звук
слышится в начале слова?

(дети отвечают [л?] – согласный, звонкий, мягкий)

На письме этот звук мы будем обозначать буквой
Л, а называть“ЭЛЬ”.

Показывает оборотную сторону гриба, где
нарисована Буква. В какую корзинку мы можем
поместить этот гриб? Почему?

Вот какая история произошла с этим грибочком
однажды.

Пошёл он гулять по лесу, и повстречал зверька с
пушистым хвостом.

– Ты кто? – спросил гриб.

– Я – лисичка! — ответил зверёк.

– вот здорово! – обрадовался Гриб, – я тоже –
лисичка!

Ребята, что за лисички встретились?

Вывод: одно слово может обозначать несколько
разных предметов.

Эти слова – как близнецы, они пишутся и
произносятся одинаково, но обозначают
совершенно разные вещи, как сестрёнки-близняшки
– совершенно разные люди, часто с непохожими
характерами.

(Учитель выставляет рядом с грибом изображение
лисы).

Ой, ребята! Смотрите, тропинка закончилась! Она
привела нас к воротам в Играй-городок!

(Учитель выставляет изображение ворот в виде
буквы “Л”).

Смотрите, на что они похожи?

(дети отвечают: “На букву “ЭЛЬ”)

А теперь давайте откроем учебники. (учитель
открывает книгу корешком вверх и показывает её
детям в профиль. Смотрите, ребята, на что сейчас
похожа книга?

(дети отвечают: “На букву “ЭЛЬ”, на крышу
домика, на шалаш)

Да, ведь книга — тоже ворота, только в страну
Знаний. И еще книга – это дом для знаний.

Давайте посмотрим, что там происходит? Какое
совпадение! Там тоже нарисован Зверёк! Кто это?

(дети отвечают: “Лисичка”)

Лисичка – это ласковое название, а ещё так
называют маленьких — например, молодых животных,
детенышей. А как называют взрослое животное?

Учитель вызывает к доске ученика и предлагает
детям поиграть и помочь ему составить схему
слова.

Ребята, назовите первый звук в слове “ЛИСА”

Ученик выставляет в схему на доске нужную
карточку.

(и так все четыре буквы)

Учитель вызывает к доске другого ученика и
предлагает детям помочь ему поделить это слово
на слоги и поставить ударение)

Ученик выставляет в схему на доске нужные
карточки (вертикальную черту и знак ударения)

(учитель раздает детям карточки)

Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а (…лук)

Посмотрите, на схемах, которые я вам раздала,
тоже нарисована схема. Сколько в ней окошечек?
(дети отвечают). А сколько букв в слове “лук”?
(дети отвечают) Давайте дадим этим звукам
характеристику и впишем их в схему. У вас одна
схема на двоих, вы будете работать в парах, а мы с
(учеником у доски) тоже будем работать в паре и
помогать вам.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш

(учитель выставляет на доску карточку с буквой
Л,л – письменной и печатной – Л,л; Л,л )

Для чего нужны две буквы?

Откройте тетради для печатания и пропечатайте
в них эти буквы – заглавную и маленькую.

Составьте слог.


а о у ы и
Л

Читаем получившиеся слоги хором и сразу
пропечатываем названный слог в тетрадях.

В каком слоге буква “Л” читается мягко?
Подчеркните его.

(дети отвечают: “Ли”)

Молодцы, ребята! Вы выполнили задание
правильно, и поэтому мы смогли войти на Волшебную
улицу. Тут тоже вас поджидает загадка, отгадка на
которую начинается на мягкий звук “ЭЛЬ”.

Летом вырастает,
Осенью опадает
(лист)

(учитель выставляет на доску изображение
дерева)

Какое красивое дерево! В какое время года можно
увидеть на дереве листву такого цвета? (Осенью)

Листья осенью меняют окраску и опадают.
Смотрите, на некоторых листочках написаны слоги.
Поработайте волшебниками и составьте из них
слова!

Мы с вами говорили о листьях деревьев, или
листве, так называют листья деревьев, когда их
много. А что еще можно назвать словом “Лист”?

(Лист книги, альбома, шифера, железа и т.д.)

Это тоже слова-близнецы, но тут есть и маленькая
ловушка. Все эти предметы, такие разные, имеют
общий признак. Какой? Чем они похожи? (дети
отвечают)

То есть лист – это плоский, тонкий, предмет, у
которого есть длина и ширина, но почти нет
толщины. У листа две стороны. Стороны листа книги
называются “страницы”. Откройте свои книги на
странице номер…. Там нарисована лисичка.
Прочитайте, что написано под картинкой.

“Листок осины упал на нос лисы”

Сколько слов в предложении?

Прочитайте вслух только те слова, в которых
встречается буква “Л”.

Какой звук слышится в слове… Мягкий или
твёрдый?

Когда можно увидеть опавшие листья? (Осенью)

Да, осенью. Это время называют “Листопад”. Вот
мы с вами сегодня и грибы собирали, и говорили,
что осенние листочки падают. Осень – прекрасное
время года, много красок можно увидеть. Ясные
солнечные дни такие, радостные, тихие, тёплые, их
можно назвать – ласковые.

Посмотрите, на картинке мама с малышом. Как она
смотрит на него?

(ласково, с любовью)

Посмотрите, мама ласкает ребенка, смотрит и
дотрагивается до него бережно, осторожно, чтобы
не сделать больно, а, наоборот, доставить
удовольствие, порадовать. Послушайте, эти слова
звучат по-разному, а означают они почти одно и то
же – “ласково”. Бывают и такие слова, разные, но
практически с одним смыслом.

Под этой картинкой написано слово. Прочитайте
его.

(дети читают: “лас-ка”)

Прочитайте предложение.

(дети читают: “Мама ласкала Алину”)

Мы с вами волшебники, и мы уже встречались с
необычными словами. И вот оказывается, что слово
“Ласка” обозначает еще и маленького лесного
зверька. Помните, мы говорили, что у разных
предметов, с одинаковыми названиями есть
какой-то общий признак. Например, предметы
называемые словом лист – плоские, у них
маленькая толщина.

А какой общий признак у гриба-лисички и
зверька-лисички?

(дети отвечают: рыжий цвет, растут стайками)

А теперь давайте подумаем, почему зверька
назвали лаской?

Он маленький, пушистый, очень осторожный, он
ходит по лесу, едва касаясь земли, скачет по
деревьям, чуть касаясь ветвей лапками, хочется
сказать, что он ведет себя ласково, тихо, никого
не обижая, и поэтому наши предки его и назвали
лаской.

Давайте прочитаем второе предложение.

(дети читают: “С сосны на сосну скакала
ласка”)

Сколько слов в предложении? Мы с вами на площади
игр. У вас есть любимые игрушки и игры. Ребята из
нашего сказочного города тоже любят играть в
игрушки. Мы с вами на чтении читали стихи Агнии
Львовны Барто из серии “Игрушки”. Назовите эти
стихи. (дети называют).

В названии некоторых стихов есть буква “Л”.
Давайте произнесем их еще раз.

(Лошадка, Самолет, Слон)

А теперь откройте в учебнике страницу № 65 и
посмотрите, во что играют нарисованные на
картинках дети.

Прочитайте, что написано под картинками. Эти
словосочетание означают действия.

Найдите в прочитанных словах букву “Л”

Какой звук она обозначает – твёрдый или мягкий?

  1. Подведение итогов урока

(учитель показывает на доску, на ворота “Л”)

Смотрите, ребята, мы снова подошли к воротам.
Скоро прозвенит звонок, и нам пора уходить из
Играй-города, но на этом путешествие не
закончилось. Мы с вами сможем в вернуться в
Играй-город, все вместе, когда будем знакомиться
с другими буквами. Вы сможете придти в него и
сами, когда научитесь хорошо читать.

А теперь давайте вспомним, с какой буквой мы
сегодня познакомились?

(дети отвечают: “Эль”)

Какие звуки она обозначает?

(дети отвечают: “Л”, “Л?”)

Где нам пригодятся полученные на этом уроке
знания?

(дети отвечают: на математике, окружающем мире,
чтении, письме…)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *