Урок обучения грамоте по системе Л.В. Занкова в 1-м классе по теме Прощание с азбукой

  • Гречуха Ирина Анатольевна, учитель начальных классов

Цель урока: обобщить знания
учащихся о звуках и буквах русского языка;
развивать умения сравнивать, группировать;
прививать любовь к чтению и навыки культурного
общения.

Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний.

Оборудование:

  • магнитная доска;
  • карточки с заданиями;
  • индивидуальные тетради для практических работ;
  • цветные карандаши;
  • удостоверения об окончании изучения «Азбуки».

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова (организационный момент)

Если всё у вас в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!
Приглашаем мы сегодня
Всех проститься с АЗБУКОЙ!

– Дорогие, ребята! Поздравляю вас с первой
школьной победой, которую вы одержали благодаря
старанию, трудолюбию и желанию учиться. Прошло
почти семь месяцев, как вы стали школьниками.
Многому научились за это время. Вы выучили все
буквы русского алфавита, научились хорошо читать
по вашей первой книге.
– А кто объяснит, почему мы наш учебник Азбукой
зовём? (В старину буквы А и Б назывались «аз» и
«буки»)

Книгу, что знакомит с буквой,
Букварём назвали в старь.
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой букварь.

II. Практическая часть

1)Давайте вспомним все 33 буквы
русского алфавита. (Чтение алфавита парами).
– На какие три группы можно разделить все буквы
русского алфавита?

Пришла пора вам показать,
Что успели вы узнать.
Чтобы с Азбукой проститься,
Всем вам надо потрудиться.

2) Вот вам следующее задание: «Найдите 2 лишние
буквы» (по вариантам).

I в. Д. м т к ы д л й я б

– Что можете рассказать о буквах и звуках,
которые обозначают эти буквы Ы (Я). (ы –
не смягчает согласный звук; я –смягчает
согласный звук, образует два звука ( ё, е, ю).

3) – Найди слова, в которых количество
звуков и букв не совпадает.

Д. поле юрта
(переносное каркасное (конструкция, сооружение)
жилище с войлочным (валяная шерсть) покрытием у
кочевников) стол пень
стая

4) II в. Д. а ю ы й о ё и ж у э

– Что можете рассказать о звуках, которые
обозначает буква Й (Ж). (Й – всегда
мягкий (щ, ч), звонкий, непарный; Ж – всегда
твёрдый (ш, ц), звонкий, парный)

– Запишите в полутетради пары по звонкости и по
глухости (взаимопроверка) ––> проверка на
доске б-п в-ф г-к
д-т з-с ж-ш
(карточки).
– Какая пара лишняя (ж-ш ) – всегда
твёрдые согласные.

Физминутка «С добрым утром!»

– С добрым утром, глазки! (поглаживают веки
глаз)

– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)
– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)
– Вы проснулись? (хлопаем)
– С добрым утром, ножки!
– Вы проснулись? (топают)
– С добрым утром, солнце! (раскрывают руки
навстречу солнцу)

5) Д. СВЕ
КРИ ЩУ ЧУ
РО ЧА ЩА ТА

– Как слоги можно разделить на группы? (2 буквы
– 3 буквы; орфограмма – нет).
– Составьте из слогов слова «роща», «кричу»,
«тащу», «свеча»
– Данные слова разделите на две группы (ча-чу;
предметы – действия; 4 буквы – 5 букв).

6) Д. Пугало пугало сорок
сорок.

– Прочитайте предложение. Что заметили?
– Расставьте правильно ударение.
– Назовите основу предложения. Что можете
сказать о главных членах предложения? (Родственные)

Физминутка

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!

7) «Название для рассказа»

– Прочитайте рассказ и выберите подходящее
название для него.

На море / За ягодами / Хорошо в лесу /
Заблудились.

Однажды Катя ходила с дедушкой в лес.
Там она нарвала цветов и листьев.
Катя сделала красивый букет.
Дедушка нашел много опят.
Довольные они вернулись домой.

8) – Прочитай и напечатай слова в тетради.

Д.[Й’ОЖЫК] [Л’АМКА]
[ЛУК] (луг, лук) [Д’ЭН’]

– На какие две группы можно поделить эти слова? (2
слога – 1 слог; можно поделить для переноса –
нельзя поделить для переноса).

III. Итог урока

Урок сегодня необычный,
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Вам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли.
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочитаете любые книжки.

(Выдача удостоверений)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *