Урок на тему Повторение пройденного материала по теме Части речи

  • Зотова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов

Обучающие цели:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме
    «Части речи»;
  • Развивать умения распознавать части речи;
  • Учить правильно употреблять части речи.

Развивающие цели:

  • Продолжить развитие устной и письменной речи
    учащихся;
  • Развитие кругозора учащихся.

Воспитывающие цели:

  • Создание условий для взаимодействия учащихся
    на уроке;
  • Организация самостоятельного учебного труда на
    уроке.

Ход урока

I. Организационное начало.

II. Актуализация знаний.

1)-Ребята, вы любите мультфильмы?

-Хотите посмотреть? (Просмотр мультфильма)

-Вы посмотрели маленький отрывок. Про кого этот
мультфильм?

-По какой сказке он поставлен?(«Крокодил Гена и
его друзья»)

-Кто написал эту сказку? (Эдуард Успенский)

-А какие другие книги Э.Успенского вы
знаете?(Выставка книг)

-Ребята, поднимите руки те, кому нравятся сказки
Э.Успенского.

-Чем вы пользовались, когда читали книгу,
обменивались мнениями с друзьями? (Речью)

-Из чего состоит наша речь? (Из предложений, из
слов)

-Как по-другому можно назвать слова? (Части речи)

III. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке, используя языковой материал
сказки «Крокодил Гена и его друзья», мы повторим
то, что уже узнали о частях речи.

Части речи.

IV. Повторение изученного.

-Что такое части речи? (Слова)

1) Имя существительное.

-Прочитайте слова, написанные на табличке.

крокодил

старуха

крыса

лев

— Как вы думаете, что общего у этих слов?

-Что называется именем существительным?

-Как изменяются имена существительные?

-На какие группы можно разделить эти слова?

Задание 1.Определите род имён
существительных, написанных на ваших листках.

-Прочитайте имена существительные мужского
рода.

-Прочитайте имена существительные женского
рода.

Задание 2. — У каждого героя есть имя. Напишите
имена этих героев.

-О чём вы должны вспомнить, прежде чем
записывать эти слова?

крокодил Гена

старуха Шапокляк

крыса Лариска

лев Чандер

— Проверка.

— Старуху звали Шапокляк. Какое необычное,
немного странное имя.

— Как вы думаете, придумал ли автор это имя?

— Оказывается, слово «шапокляк» существовало и
раньше. Шапокляк так называли шляпу, которую
можно сложить. Когда шляпу складывали, то
слышался звук «кляк» — отсюда шляпа получила
название шапокляк. (Рисунок)

2) Имя прилагательное.

-Рассмотрите иллюстрации, которые сделал
художник к сказке.

Соответствуют ли иллюстрации тем
представлениям о героях, которые сложились у вас?
Охарактеризуйте героев.

-Какая часть речи помогла вам охарактеризовать
героев?(Имя прилагательное)

-О каком герои этой сказки мы ещё не говорили?
(Чебурашка)

-Кто он? Как он появился в городе?(Неизвестная
зверюшка, которая попала в город вместе с
апельсинами)

-Когда книга вышла в 1966 году, то Чебурашка сразу
стал любимцем детей и взрослых.

Задание 3. Подберите слова, которые
характеризуют Чебурашку. Запишите их.

(Чебурашка — милый, неуклюжий, трогательный,
забавный, смешной, добрый)

-Проверка.

-Какой частью речи являются слова, которые
помогли охарактеризовать Чебурашку?(Именем
прилагательным)

-Что называется именем прилагательным?

-С какой частью речи связаны имена
прилагательные?(С именем существительным)

-Как изменяются имена прилагательные? (По
числам и родам)

-Как вы думаете для чего нужны имена
прилагательные?

3) Глагол.

-Ребята, сейчас вы узнаете почему Э.Успенский
назвал этого милого зверька Чебурашкой.
Послушаем автора. (Прослушивание аудиозаписи)

-Почему зверька назвали Чебурашкой?

Задание 4. Подберите синонимы к слову
чебурахнулся и запишите их.

(Чебурахнулся — упал, плюхнулся, свалился,
шлёпнулся)

-Какие слова называются синонимами?(Близкие по
значению)

-Что общего у этих слов?

-Что называется глаголом?

-Как изменяются глаголы?(по числам, временам)

4) Физкультминутка.

5) Предлог.

-Закройте глаза. А теперь откройте. Посмотрите,
какие изменения произошли?

— Мы видим у Чебурашки конверт. Такие же
конверты Чебурашка послал вам. Достаньте
листочек и прочитайте то, что написано.

-Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?

Задание 5. Вставьте пропущенные слова
(самостоятельная работа)

Пришёл :Чебурашке щенок Тобик и просит
:Чебурашки какое-нибудь волшебное слово. Хочет
волшебное слово : подарок своему другу льву
отнести. Заглянул Чебурашка :мешок :волшебными
словами, а их там столько!

-Проверка. Поменяйтесь листочками.

-Чей сосед справился с заданием?

-Какой частью речи являются слова, которые вы
вставили? (Предлогом)

-Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в
предложении)

6) Местоимение.

-Прочитайте текст ещё раз. Всё ли вам нравиться
в нём?

Задание 6: Отредактируйте текст.

Проверка

— Как называются слова, которые мы употребляем
вместо имён существительных? местоимение.

-Назовите личные местоимения. я, мы, ты, вы, он,
она, оно, они

7) Работа по развитию речи.

-Что за волшебные слова просит Чебурашка у
Тобика?

-Назовите «волшебные» слова.

-Как можно назвать их по-другому? (Вежливые)

-Озаглавьте текст.

-Почему Чебурашке так хотелось сделать Тобику
приятное? (Они были друзьями)

-Что значит быть другом?

Задание 7. Написать сочинение-миниатюру на
тему: «Что значит бить другом?»

V. Итог урока.

-Ребята, справились ли мы с поставленной
задачей?

-Что мы повторяли на уроке?

-Что нового узнали?

-Понравился ли вам урок?

-Какое задание понравилось вам больше всего?

VI. Рефлексия.


По итогам работы над темой
учащиеся оценивали себя и выбирали
соответствующую формулировку:
«Я полностью справился с заданиями
самостоятельно».
«Я справился с заданиями хорошо, но
мне помогали…»
«Я не справился с заданиями так, как
хотелось. Мне надо ещё поучиться:

VII. Организованный конец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *