Урок-конференция для 9–11-х классов Глобальное потепление… Быть или не быть

  • Буханова Евгения Юрьевна, учитель химии

Урок может проводиться как в одном классе, так и
для параллельных классов, начиная с 9 после
ознакомления с основными органическими
соединениями. Полезен при подготовке к ЕГЭ –
задание А30.

Цель занятия: изучить значение закона
сохранения массы веществ и энергии М.В.
Ломоносова при решении задач по
термохимическому уравнению, анализируя одну из
экологических проблем современности, связанную
с глобальным потеплением.

Задачи:

Образовательные: Закрепление понятия о
количестве вещества и единицах его измерения:
моль, молярная масса, закон сохранения массы
веществ и энергии, формулы, связывающие эти
величины. Показ взаимосвязи физико-химических
величин: массы, количества вещества, тепловой
эффект химической реакции на примере конкретных
веществ и смесей газов, которые окружают нас в
повседневной жизни (природный газ, бензин, другие
виды топлива).

Воспитательные: Воспитание умения работать в
команде, организованности и самодисциплины,
быстрота реакции, формирование мировоззрения,
экологической грамотности, исследование
психологического климата в коллективе.

Развивающие: Развитие абстрактного и
логического мышления, математических и
творческих способностей, художественного вкуса,
использование средств интернета и компьютерных
технологий при составлении и защите презентаций.

Методы: частично-поисковый.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, диски из серии “уроки
Кирилла и Мефодия” Химия-8, химия-10; презентации
учащихся. Портрет М.В. Лоионосова

На демонстрационном столе: лабораторные
весы, схема Природный газ, коллекции Нефть и
продукты ее переработки.

На доске: алгоритмы решения задач, формулы,
эпиграф и тема урока, табло учета баллов команд,
условия домашней задачи.

На партах: листочки для каждого участника и
для списка команд, указатели с номерами команд,
калькуляторы, учебники и тетради, пишущие
принадлежности, составленные в опережающем
творческом задании кроссворды и сообщения по
темам.

Оформление доски приведено в приложении
3.

Хронометражный план урока:

  1. Вступительное слово учителя. Разминка –
    актуализация имеющихся знаний. 5 мин.
  2. Проверка домашнего задания: представление
    презентаций и сообщений 13 мин.
  3. Решение задач 10 мин.
  4. Решение задачи эвристическим методом 5 мин.
  5. Домашнее задание (задача). 3 мин.
  6. Подведение итогов, выставление оценок . 4 мин.

Всего 40 минут.

При подготовке используются опережающие
задания – сообщения или презентации по вопросам
конференции, применяются элементы ролевой игры в
названиях представителей различных организаций:

  1. “История учения о глобальном потеплении”
    Организация Историко-гуманитарное наследие.
  2. “Оледенение или потепление ожидает нашу
    планету?” Институт прикладной химии.
  3. “Добыча и переработка природного газа и нефти
    – одна из угроз глобального потепления”
    Газодобывающая компания Ространснефть.
  4. “Автомобильное топливо как угроза глобального
    потепления” Союз автомобилистов.
  5. “Культура поведения в природе – залог чистоты
    окружающей среды” Туристическая организация
    “Чистый лес”.
  6. “Последствия парникового эффекта для планеты”
    Экологическая организация “Вместе в будущее”.

План конференции приведен в приложении
1
и включает следующие пункты:

  • Выступления делегатов с презентациями и
    заданиями для участников.
  • Подведение итогов конференции. Принятие
    резолюции.

Обучающиеся могут работать индивидуально или
делятся на команды из 4-6 человек, выполняя
задания по маршрутному листу и подводя итоги по
рейтингу участника (Приложение 2).

Задания выполняются в маршрутном листе
участника конференции,
по которому каждый
может самостоятельно подвести итоги и
определить свое место в индивидуальном или
командном рейтинге. Ответы к заданиям приведены
в приложении 4.

Маршрутный лист

Учени__ класса Ф.И.____________________________________

Рейтинг участника конференции
Глобальное потепление… Быть или не быть


Задание Оценивание Макс.число баллов Мои баллы
1. Кроссворд 1б. за ответ 9
2. Эксперимент 1б. за правильную 2
3. Классификация реакций 1б. за правильную 5
4. Задача 5 б. 5
5. Тест 1б правильный ответ 5
6. Творческое задание (презентация, …) 5 5
Итого 31

(26 б.) баллов

  • Эксперимент. Проведение термохимических
    реакций:

Инструкция

  1. Поместите в колбу с водой и термометром 2
    таблетки гидроперита. Добавьте катализатор
    оксид марганца (IV). Закройте крышечкой колбу. Как
    изменилась to ?
  2. Какой газ выделяется? Вспомните как доказать
    его наличие. Проведите опыт, предварительно
    убрав термометр из колбы.
  3. Какие термохимические реакции происходят в
    данном эксперименте?

Напишите реакции:

  • Классификация реакций по термохимическому
    эффекту:

  • Решение задач по термохимическому уравнению

Задача. Сколько теплоты выделится при
пробеге автомобиля 400 км с расходом 95 бензина
10л/100км, плотность октана 700 г/л, если модель
термохимического уравнения реакции:

Дано: Решение:

2C8H18+ 25 O2= 16CO2
+ 18H2O+1000 кДж

  • Тестовые задания приводятся в приложении
    5.

Впишите буквами вариант одного
правильного ответа:

Вариант:_________


№ задания

Ответ

1

2

3

4

5

  • Домашнее задание:
  1. Проконсультируйтесь с учителем физики и решите
    задачу:
  2. Задача. Хватит ли 1 кг сухих дров, чтобы
    нагреть на костре 1 литр воды для приготовления
    чая в походе, если удельная теплоемкость воды
    4200Дж/кго.

  3. Из сборника типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012
    (ФИПИ) прорешайте 10 вариантов задания А30.

Ценность данного урока заключается в
межпредметной связи химии с экологией,
информатикой, общественными дисциплинами, а
также в формировании активной жизненной позиции
обучающихся, компетентном взгляде на окружающий
мир, природные явления, которые взаимосвязаны
друг с другом. Материалы урока доказывают, что
современному человеку требуется внимательное,
вдумчивое отношение к природе, научный подход к
анализу материалов средств массовой информации.

Презентация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *