Творческая мастерская Команда Шерлока Холмса

  • Юрочкина Людмила Григорьевна, учитель химии

Большая часть тех, кто учится в МККЮ,
станет юристами. Эта профессия требует знаний во
многих областях. Но, пожалуй, самой сложной
дисциплиной является криминалистика.

  1. КРИМИНАЛИСТИКА (от лат. criminalis – относящийся к
    преступлению) – прикладная юридическая наука,
    разрабатывающая систему специальных приемов,
    методов и средств собирания, фиксации,
    исследования и использования судебных
    доказательств.

Мы постараемся сегодня заглянуть в
будущее и сыграть роль Экспертов-криминалистов,
которые должны раскрыть одно происшествие. Таких
команд у нас будет три. В состав каждой из них
войдут кадеты 4-6 курсов. И пока специальными
знаниями вы не обладаете, каждый из вас сможет
участвовать в этом конкурсе, используя
способность мыслить и опираясь на свой учебный
опыт. Пусть каждая команда выберет себе название
и капитана, который будет распределять
обязанности членов команды. Запишите на листах
состав в столбик, здесь же вы будете отмечать
количество заработанных баллов. Команды готовы к
работе?

А это мы сейчас проверим! Разминка!
(отвечает первый, кто поднял руку).


Конкурс “Права человека” (Приложение
1)

Командам зачитываются незаконченные
фразы, в которых упомянуты различные сказочные
герои. Необходимо определить, какое право
сказочного персонажа нарушено. При этом
руководствоваться команды должны положениями
“Всеобщей декларации прав человека”. За каждую
правильно законченную фразу команда получает 1
балл. Всего предлагается 6 таких фраз.


Конкурс “Пойми меня” (Приложение
2)

Работа каждой команды должна быть
слажена. Бывают такие обстоятельства, когда все
должны понимать друг друга без слов. Нужно
выбрать самого артистичного из каждой команды.
Они получают карточки с картинками и должны без
слов с помощью невербальных средств общения
показать данный атрибут юридической
деятельности. Команды угадывают.


Конкурс “Ответственность” (Приложение 3)

Команды должны определить, какой вид
юридической ответственности наступает в данных
случаях.

Конкурс “Обстоятельства
совершения преступления” (Приложение
4)

Команды читают текст, в котором
описано преступление и выявляют обстоятельства,
смягчающие и отягчающие наказание, вписав их в
соответствующие столбцы “Контрольного листа”.
Кроме этого, необходимо определить роль каждого
участника в совершении преступления. Время на
выполнение задания – 4 минуты. За каждое
правильно выявленное обстоятельство совершения
преступления команда получает 1 балл. Всего в
данной ситуации можно выявить 3 обстоятельства,
смягчающих наказание и 3 – отягчающих. Кроме
этого, за каждую правильно определенную роль
участников преступления, команды получают по 1
баллу.

А теперь капитаны так распределят
задания среди своих товарищей, чтобы
одновременно можно было выполнить четыре работы.
Вам понадобятся химики, биологи, географы,
физики, литераторы и правоведы. Они могут
помогать друг другу. Итак, кроссворд, работаем на
бланках карандашами (Приложение 5).

Две викторины (Приложения
6,7
). Ответы записываем на листах
бумаги под нужным номером (не забывайте
указывать фамилию). Анаграмма (слова, в которых
порядок букв переставлен) (Приложение
8
). Записываем в свободные клетки названия
химических элементов. На все задания 15 минут. И
соблюдайте конспирацию.

Время истекло. Сдайте работы.
Викторины можете оставить для выполнения
домашнего задания и поработать над теми
вопросами, которые вызвали у вас затруднения.
Команды получат дополнительные баллы.

Итак, вы подтвердили свой
профессионализм. А теперь приступаем к
расследованию. Внимательно слушаем описание
эпизода.

Полночь. Моросит дождь. На мониторах
охраны видно, как смутный силуэт завис на заборе.
Раздался приглушенный крик. Тень метнулась через
забор и скрылась в дождливом мареве. На белом
основании забора охранник обнаружил отпечаток
рифленой подошвы и темные пятна. Затем он стал
преследовать нарушителя по следам, оставленным в
мокрой почве, и сообщать по рации координаты
передвижения. Подошла подмога. Второй охранник
заметил фигуру, копающуюся в земле. Круг стал
сжиматься. Сейчас охрана схватит злодея. Но вдруг
тот взвизгнул, схватившись за место ниже спины.
Видимо, был сообщник, который метнул что-то и
предупредил своего. Тот проскочил сквозь
оцепления и ушел. Преследователи смогли лишь
обнаружить ботинок, завязнувший в грязи, бутылку
с неизвестной бесцветной жидкостью и пакет, на
упаковке которого были заметны бурые пятна. Край
пакета оказался надорванным и содержал
размокшую массу желтого цвета. Неужели тол? Тогда
злоумышленник – террорист? Охранник сделал
предупредительный выстрел в воздух. Снова в
темноте раздался крик, но ни тела, ни следов крови
не было найдено. С поста сообщили, что задержан
гражданин, у которого отобрали подозрительные
записи. Возможно, зашифровано содержимое
захоронки?

Командам предстоит составить план
оперативных мероприятий по выявлению и
задержанию нарушителя. Предоставьте список
возможных улик и способы их идентификации.

За отведенное время команды готовят
план и проводят гипотетическое расследование,
демонстрируя криминалистические методы. Мастер
направляет, дает советы, после выступления
команд указывает на просчеты и показывает те
демонстрационные опыты, которые не были
заявлены.

1. Трассология:

1) Скопировать отпечаток подошвы ботинка на
основании забора,
2) Получить слепки отпечатков ботинок (гипс –
формула – процесс),
3) Сравнить с найденным ботинком, установить
возможное сходство,
4) Изучить следы грунта, застрявшие в протекторе
подошвы:
А) механические – микроскоп,
Б) химические – белый порошок – возможный состав
по месту обнаружения – реактив – продукты
реакции – уравнение,
5) поиск пары.

2. Анализ биологических объектов:

1) Пятна на заборе: кровь или кетчуп –
реактив – продукты реакции – уравнение.
2) Анализ пятен на пакете – аналогично.
3) Кровь – идентификация по группе.
4) Поиск объекта – следы травмы с кровотечением,
сравнение группы крови.

3. Обследование места происшествия:

1) Проложить маршрут по описанию
охраны по плану территории (предоставляется план
территории кадетского корпуса. Приложение
9
).
2) Указать возможное место сообщника и нарушителя
по результатам решения расчетных задач по
стрельбе по целям (прилагается текст задачи по
баллистике Приложение 10).
3) Указать место захоронки по данным охраны и
маршрута.
4) Изучить маршрут, сделать предположение о
наличие на подозреваемых следов,
соответствующих местности.

4. Анализ найденных объектов:

1) Содержимое пакета: внешний вид,
соответствие надписи, возможный состав,
соответствующие качественные реакции.
2) Содержимое бутылки: внешний вид, соответствие
надписи, возможный состав, соответствующие
качественные реакции, органолептический.

5. Криптография – дешифровка записей.

6. Осмотр подозреваемых.

7. Допрос.

8. Заключение – передача дела в нужную
инстанцию.

Жюри подводит итоги творческой мастерской.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *