Тема урока: Сила. Сложение сил

  • Монахова Ольга Георгиевна, учитель физики

Понятие «вектор» очень тяжело усваивается
многими учениками, понятие требует умения
мыслить абстрактно и хорошего знания математики,
а, точнее, геометрии.

В физике векторных физических величин
значительно меньше, чем скаляров, но именно они
лежат в основе большинства физических законов, а
на работе с ними основано решение огромного
количества задач в самых разных разделах физики.

Учащиеся знакомятся с векторами ещё до того,
как начинают изучать физику, но, как говорится,
«мы это прошли»… В физике первая встреча с
векторами – при изучении понятия «скорость»:
«Скорость, кроме числового значения, имеет и
направление. Величины, которые кроме числового
значения (модуля), имеют ещё и направление,
называют векторными.» [А.В. Пёрышкин, Физика-7.
Учебник для общеобразовательных учебных
заведений, Дрофа, Москва 2011]

Следующей векторной величиной является сила. И
уже в 7 классе желательно заложить основы
графической работы с силой и с векторами вообще
на чертежах: как изображается вектор на чертеже,
где находится точка приложения силы, куда
направлен вектор силы, как складываются силы, что
такое равнодействующая сил.

Презентаций на эту тему существует множество,
данная презентация – будет первой в
вырабатывании навыков работы с векторами,
поэтому я сознательно сделала её упрощённой, не
перегруженной сложностями, всё это впереди.

Презентация состоит
из 16 слайдов:

1 – определение силы, результат действия силы,
обозначение, наименование;
2, 3 – сила тяжести;
4 – сила упругости;
5 – сила трения;
6 – равнодействующая сила
7 – случай нахождения равнодействующей, когда
две силы направлены вдоль одной прямой в одну
сторону;
8 – случай нахождения равнодействующей, когда
две силы направлены вдоль одной прямой в
противоположные стороны;
9 – случай, когда на тело действуют две равные по
модулю и противоположно направленные силы;
10 – нахождение равнодействующей в случае, когда
две силы направлены под прямым углом друг к
другу;
11-14 – задача на нахождение равнодействующей
нескольких сил в случае, когда силы действуют
вдоль одной прямой;
15 – нахождение модуля силы по её проекциям;
16 – пример: тело покоится на наклонной плоскости.

В дальнейшем, эту презентацию можно
использовать в 9, 10 классах как повторение
материала, дополняя её более сложными
ситуациями, задачами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *