Театр Островского. Литературная игра. 10-й класс

  • Цай Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по теме «Жизнь и
    творчество А.Н.Островского»;
  • актуализация и пополнение знаний в области
    теории литературы, театрального искусства;
  • развитие монологической речи, творческой
    активности, коммуникативных навыков, умения
    работать с дополнительными источниками
    информации;
  • воспитание эстетического чувства, любви к
    чтению.

Форма: урок-обобщение, урок-конкурс

Оформление:

  • Портреты А.Н.Островского на фоне изображений
    персонажей его пьес.
  • Символы театра: маски, стилизованный занавес.
  • Иллюстративный материал: фотографии и портреты
    актёров, фотографии сцен из спектаклей,
    репродукции картин на «купеческую» тему (В.Перов,
    Б.Кустодиев).
  • Афиши.
  • Высказывания об А. Н. Островском, о спектаклях, о
    кинофильмах.
  • Музыкальное сопровождение (из кинофильма
    «Жестокий романс»).
  • Выставка книг, посвящённых А.Н.Островскому,
    Малому театру, актёрам.

Предварительная подготовка:

Ученики: класс делится на 3 команды.
Каждая команда придумывает название,
девиз, эмблему, приветствие; создает афишу к
своему спектаклю; готовит вопросы по биографии
Островского и по текстам пьес «Гроза»,
«Бесприданница»; репетирует музыкальный номер;
изучает историю театральной и
кинематографической жизни пьес; готовит знатока
театральных терминов, знатоков истории Малого
Театра; готовит инсценировку любого эпизода
пьесы.

Учитель: координирует подготовку,
консультирует, составляет сценарий урока,
готовит оформление, реквизит для лотереи,
приглашает жюри.

ХОД УРОКА (2 часа)

1. У театрального подъезда

Вступительное слово директора театра
(учителя):

У каждого человека в душе живет свой образ
Театра. Например, такой… По вечерам театр
завораживает взоры прохожих. Притягивает в
распахнутые двери взбудораженную публику. Из
больших окон льется апельсиновый свет, обещающий
радость.
А внутри театра – среди бархата мягких кресел, в
бриллиантовых искрах люстры, в ветре шуршащего
занавеса, в истории, оживающей на сцене, в шумных
аплодисментах публики – творится чудо
Искусства.
Я приглашаю вас в Театр – мир особенный, ни на что
не похожий. Новый театральный сезон объявляю
открытым!
Публика в нашем театре замечательная! В
зрительном зале мы видим поклонников
(учителя-предметники, родители учеников, бывшие
одноклассники), а также известных в наших кругах театральных
критиков
(представление жюри).
Уважаемая публика! Сегодня три театральных
коллектива будут бороться за право выступать на
сцене Театра Островского.

Правила конкурса:

  • Команды (труппы) выступают в порядке, который
    будет определён жребием.
  • Критики оценивают каждый конкурс по 5-балльной
    системе (в оценочном листе), объявляют
    промежуточные результаты. Общий итог сообщается
    в конце урока.
  • Командам необходимо соблюдать регламент.

Жеребьёвка: режиссёры (капитаны
команд) тянут жребий, определяющий порядок
выступления.

2. Визитная карточка (конкурс приветствий)

Каждая труппа (команда) представляет себя в
произвольной форме, объясняя выбор названия,
эмблемы. Приложение 1.

3. С Островским…на дружеской ноге
(разминка)

Один наш общий знакомый сказал как-то о себе:

– С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто
говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так,
брат», – отвечает, бывало. Большой оригинал…

Узнали, кто это? (Ответы учащихся)
Мы с вами дружим с Островским по-другому: мы не
фамильярны, мы уважаем его и стараемся узнать о
нём больше интересного. И сейчас мы узнаем, кто же
из вас более дружен с Островским.

Команды обмениваются составленными
вопросами
. Приложение 2.

4. Музыкальная премьера (прослушивание)

В пьесах А.Н. Островского звучит музыка. Это
народные песни, городские романсы. Поет Кулигин,
Ваня Кудряш, Лариса Огудалова, поют цыгане. Под
звуки скрипки, гитары они рассказывают о себе.

Звучат романсы в исполнении учеников

Рисунок 1. «Мохнатый шмель»

Рисунок 2. «А напоследок я скажу…»

5. Конкурс афиш (конкурс театральных
художников)

Театр, как известно, начинается с вешалки, а о
предстоящем спектакле мы узнаём из объявления о
нём, то есть из афиши. (Художник представляет
свою афишу так,
чтобы обеспечить аншлаг на
представлении своей команды).

6. Лишний билетик (конкурс знатоков
терминов)

Афиши посмотрели, решили пойти на премьеру.
Выходной костюм и платье готовы. Идём за
билетами, а касса закрыта, и рядом надпись: «Все
билеты проданы». Что же, вечер испорчен? Нет, у
меня есть три лишних билетика. Команды,
поторопитесь их приобрести! Приложение
3

7. Прогулка по театру (конкурс хранителей
Дома Островского)

В ожидании начала спектакля кто-то спешит в
театральный буфет за пирожными, кто-то
приобретает программку, а мы с вами прогуляемся
по театру. По особому театру. Он называется Малый
театр, или Дом Островского. Сюда А.Н.Островский
приходил каждый день. Он и режиссёр, и
распределитель ролей, и репетитор, и воспитатель
начинающих актёров.
Давайте посмотрим, чьи же портреты украшают
стены Дома Островского.

Портреты заговорили (кто на
портрете? Какое отношение имеет к Островскому?)

Театральная летопись (история
сценических постановок и киноверсий пьес
Островского)

Лотерея (предметы из пьес). Приложение
4

8. Режиссёры (конкурс капитанов)

Соревнующиеся капитаны выбирают карточку с
заданиями и получают на подготовку несколько
минут. В это время остальные участники
знакомятся с репродукциями картин о купеческой
жизни и решают, какой эпизод из прочитанных пьес
они могли бы проиллюстрировать.

Ответы команд. Ответы капитанов-режиссёров. Приложение 5

9. Таланты и поклонники

Какова была театральная жизнь в середине 19
века? В русском театре преобладают водевили и
мелодрамы. На сцене – жеманные героини и герои.
Белинский: «Вздор! Чепуха! И какая высокопарная,
надутая!»
С приходом в театр А.Н. Островского в театр
приходит жизнь, на сцене появляются другие пьесы,
на афишах – другие названия. Какие вам известны?
(ответы)
Каждая команда должна разделиться на две группы:
таланты (2 человека) и поклонники.

Для поклонников – конкурс «Узнай
героя, узнай роль»

Для талантов – конкурс сочинителей
(сочинить миниатюру или диалог, используя как
можно больше названий пьес Островского).
Приложение 6

Выступление команд.

10. Третий звонок (конкурс инсценировок)

Театр уж полон,
Ложи блещут,
Партер и кресла – всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит…

В пьесах А.Н.Островского соединились вечные
темы человечества – любовь, счастье,
предательство, благородство, смерть – и
сиюминутные повороты обычной жизни. Потому
Островского и стали называть «отцом русского
национального театра», а его творения – «пьесами
жизни».
Давайте же и мы попробуем прожить кусочек жизни
по Островскому.

Выступления команд.

Рисунок 3. Паратов и
Лариса
(2011 г)

Рисунок 4. Тихон, Кабаниха и Катерина
(2005 г)

11. Занавес закрывается

Все испытания пройдены, роли сыграны. Пришло
время узнать, кто же из наших конкурсантов
достоин первых ролей в Театре Островского.

  • Слово участникам, гостям
  • Слово жюри
  • Награждение

12. Театральный сезон продолжается
(домашнее задание)

В выходной день всем классом идём в театр на
спектакль по пьесе А.Н.Островского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *