Создание орнамента копированием и отображением, поворотом на примере воронежского народного костюма

  • Черкашина Вера Вячеславовна, учитель информатики

Цель урока: создание изображения в графическом редакторе Paint.

Задачи урока:

  1. продолжить работу над формированием у учащихся навыков работы с
    графическим редактором Paint
  2. формировать практические умения по составлению композиций
    геометрического орнамента с помощью компьютера
  3. дать знания детям о вышивке, как виде декоративно-прикладного искусства,
    познакомить с символикой узоров, композицией построения узоров, цветовой
    гаммой;
  4. развивать художественный вкус, творческое воображение, фантазию
  5. воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного
    творчества
  6. организовать творческую деятельность путем составления своих
    геометрических узоров, как на бумаге, так и с помощью графического редактора

Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры
(Приложение1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Представьте что вы дизайнеры. Чем занимаются дизайнеры, что они украшают?
Сегодня вы будете дизайнерами по художественной вышивке и вам надо разработать
эскизы вышивки в народном стиле.

Дизайнеры начинают свою работу с изучения исторических материалов. А вы
знаете, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

Взгляните на эти костюмы, на их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал
краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на
одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение
праздника в душе! В течение нескольких веков в разных концах земли Русской
складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались
местных традиций. Посмотрите на костюмы воронежских исполнителей. Обратите
внимание на вышитые элементы костюмов.

2. Тема и цель урока.

Сегодня мы с вами научимся создавать орнаменты с помощью компьютера, на
примере народной вышивки.

Вышитые узоры в народном сознании связаны с добром, благом. Вышитые узоры
наделялись магической силой и служили оберегом – это основная функция вышивки.

Поговорим о многоцветии воронежского костюма. Расскажите о цветовых
пристрастиях воронежских мастериц. (Ответы детей.)

3. Актуализация знаний.

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был
красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое
значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный”
означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в
этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и
красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало
понятию “прекрасный человек”. Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим,
цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад
поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом. Яркий малиновый нежно-розовый
цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым
или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как
говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и
неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти.

Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок,
квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить
звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье,
страх .

Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся.
Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть
несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и
ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые
украшения отпарывались и заменялись новыми.

Черный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и
вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных
украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает
определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок.
В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое
внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех
присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан, и даже
подвенечная одежда была украшена черной вышивкой, мужские головные уборы, обувь,
пояса для стариков.

4. Объяснение нового материала.

Элементы, составляющие мотив узоров, имеют древнее происхождение и связаны с
почитанием нашими предками культа языческого божества посредством особых знаков
– символов, знаков – оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать
богам и другим силам Добра о том, чтобы они вовремя отводили в сторону руку Зла.
В традиционном представлении русского народа мир являлся упорядоченным: все
имеет свой смысл.

Исполнительницы костюма использовали геометрический ромб – наиболее
устойчивую фигуру в орнаменте, знак лучезарного солнца. Наиболее используемая
фигура в воронежской вышивке – ромб. С давних времен изображение ромба с
крючками символизирует плодородие. Его еще называют “репей”. В орнаментации
воронежских ромбов можно увидеть изображение солнца в виде свастики,
равноконечного или косого креста.

Наиболее праздничные рубахи дополнительно украшали кружевом или вставкой,
расшитой золотыми нитями “золотой ремень”. Такие рубахи молодые женщины и
девушки надевали на праздники, хороводы и свадьбу. У пожилых женщин рукава
рубахи отделывали белым кружевом или мережкой, черный цвет исключался.

Крест – символ мужчины. (Техника вышивания крестом до сих пор существует в
нашей местности.) Растительные орнаменты, которые являются самыми
распространенными.

5. Физкультминутка.

6. Повторение и включение нового материала в систему знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим работать в графическом редакторе. Как вы
думаете, что мы будем создавать?

Надо вспомнить технику безопасности при работе на компьютере.

Фронтальный опрос.

Как создать на компьютере орнамент, узор? Какая программа нам поможет?
Как можно загрузить программу графического редактора?
Какие инструменты графического редактора вам известны?
Что такое палитра цветов?
Как можно изменить фон рисунка?

7. Работа на ПК.

Класс делиться на группы, 1-я группа выполняют практическую работу, 2-я
группа работают с материалом из рабочей тетради, затем меняются.

(Приложение 2)

– Прежде чем нарисовать ваши орнаментальные композиции, давайте посмотрим
небольшой видеофрагмент(комментарии учителя), используя стандартную программу
Paint.

Выполнение работ.

У каждого из вас на столах лежат алгоритмы рисования орнамента. Попробуем по
нему сделать этот рисунок.

Алгоритм рисования орнамента
Фигура Инструменты

меню “Правка” – “Копировать” (предварительно выделить
фигуру)
чтобы соединить два квадрата нужно
меню “Рисунок” – “Отразить слева направо”

(меню
“Рисунок” – “Отразить сверху вниз”)

Рефлексивный и итоговый этап.

Теперь настала пора подвести итоги нашего урока. Посмотрим, чем же нас
порадуют наши мастера. Напечатать орнаменты.

– Что было трудно сделать на нашем уроке?
– Чему научились?

Приложение 3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *