Социометрия Дружба

  • Горшкова Ольга Александровна, педагог -психолог

Пояснительная записка.

“Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,
чем изменить каждого из них в отдельности”
Курт Левин.

Термин «Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных
способов измерения социального влияния одних групп людей на другие.
Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и
измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть
общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение
всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое
изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и
результаты, полученные при применении количественного и качественного метода.
Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные
группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область
социометрии – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь,
безразличие).

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных
(социометрический тест,) была разработана в исследованиях по ликвидации
различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди
социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные
социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных
(контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или
дополнительного метода социометрию.

. Актуальность данного метода является измерение авторитета формального и
неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить
напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых
членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее
проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна
в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в
коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения конфликтной
ситуации.

Название игра: Социометрия “Дружба” (для детей от 8 до 15 лет).

Длительность игра: рассчитана на 1 час.

Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе и
выявление авторитета членов группы по признакам симпатии –антипатии,
(“лидер” и “отвергнутый”);

Задачи:

  1. сплотить коллектив;
  2. создать психоэмоциональный комфорт в коллективе;
  3. зазвивать навыки эффективного общения.
  4. формировать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. заранее заготовленный ватман;
  2. цветы – ромашки. Размер лепестков ромашек – 10 см.
  3. Два комплекта фотографий детей, размер фотографий диаметром – 3 см.

Количество фотографий и ромашек зависит от количества детей. Ромашки клеят на
ватман так, чтобы они поместились на ватмане. Один комплект фотографий вклеивают
в каждую ромашку, а второй отдают детям. Дети должны получить только свои
фотографии.

В процессе игры с детьми психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и
поддержку.

Примечание для ведущего:

  1. Обозначить правило для детей не бить друг друга и не выражаться
    нецензурно.
  2. Демонстрировать положительное отношение к детям.
  3. Проводить игру в сформированном классе, группе.

Данная игра имеет два направления:

– Диагностическое направление предполагает наблюдение учащегося в ситуациях
игры, изучение его личностных проблем, характера межличностных отношений,
социального статуса в группе.

Развивающее направление направленно на создание условий для развития
личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и
поведения, Создание ситуации достижения успеха, предоставляется возможность,
высказывать свое отношение к негативному поведению.

  1. Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции
    конфликтности в общении, сплочение коллектива. Развитие толерантного
    отношения в группе.
  2. Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм
    поведения. Эти задачи решаются в процессе игры.

Предполагаемый психологический результат:

В результате игры дети перестают проявлять негативное поведение друг к другу
(физическая и вербальная агрессия) налаживает взаимоотношение между
одноклассниками. Коллектив становится сплоченным. Появляется взаимопомощь.
Улучшается успеваемость.

Ход игры

Психолог предлагает разделиться детям на две команды и придумать название
своей страны.

– Ребята, представите, что вы иностранцы, вы приехали в другую страну, и
никто из вас не знает иностранного языка. Ваша задача подружиться с
иностранцами. Психолог, предлагает детям приклеить фотографии на лепестки.
Фотографии нужно клеить на тот цветок, в центре которого есть фотография с кем
вы хотели бы познакомиться. Дети приклеиваю свои фотографии по очереди.

А теперь давайте посмотрим, кто больше всего из ребят познакомился с
иностранцами, а кто меньше.

Психолог смотрит, на каком цветке больше всего фотографий. Где больше всего
фотографий – там лидер. Где одна, две, три психолог спрашивает у детей, почему у
этого иностранца мало друзей. Дети дают ответы.

Психолог предлагает помочь этому иностранцу приобрести друзей. Решить
проблему в общении с другими иностранцами.

Вопросы для обсуждения:
– Почему у этого иностранца нет друзей, почему?
– Что необходимо сделать этому иностранцу для того чтобы приобрести друзей?

Задать ребенку который имеет меньше всего фотографий в чем он видит свою
проблему, какой выход он видит в сложившейся ситуации.

При необходимости ребенок может попросить помощи в решении проблемы.

В конце недели можно провести социометрическое исследование и занятие
направленное на сплочение коллектива.

Вопросы для поиска решений выхода из конфликтной ситуации.

Как бы ты решил эту ситуацию?

Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация разрешилась благополучно?

Из ходя из ситуации, вопросы могут быть разные.

В результате игры детям приходиться учиться общаться друг с другом, учиться
договариваться. Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и
других, таким, какие они есть. Проявляется толерантное отношение друг к другу.
Научатся выходить из негативной ситуации без конфликта.

Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях,
помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты в любой
ситуации. Ведущий должен заострить внимание детей на то, что в каждом ребенке
есть положительные качества.

Создать традицию в классе, по окончании учебной недели дети организовывают
круглый стол с чаепитием, где обсуждают свои достижении и ставят новые цели и
пути их достижений. В конце каждого месяца, ребята дарят открытки с пожеланиями.
Открытки дети делают сами.

Список литературы.

  1. Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
  2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об
    обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. – М. : Академический Проект, 2001.
  3. © PsyLab.info 2009–2012 Подбор, оформление, расположение
    материалов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *