Семинар для педагогов Трудный ребенок

  • Чалых Светлана Михайловна, социальный педагог

Учитель — тот, кто с добротой выводит
блуждающего на его дорогу.
Квинт Энний

В современной литературе трудными обычно
называют тех детей, чье поведение резко
отклоняется от общепринятых норм и препятствует
полноценному воспитанию. Поэтому используется
также синоним «трудновоспитуемые дети», т.к. они
наименее склонны следовать педагогическим
предписаниям и проявляют крайнюю
невосприимчивость к традиционным
педагогическим воздействиям.

Наиболее распространенная причина временных
отклонений заключается в недостаточном учете со
стороны родителей и педагогов возрастных
особенностей развития ребенка. В отечественной
детской психологии установлено, что
индивидуальное развитие осуществляется в виде
чередования так называемых стабильных и
критических возрастов. В рамках последних
происходит переход ребенка на качественно новый
этап развития, реализация формировавшихся ранее
психических новообразований. При этом взрослые
не всегда справедливо оценивают возросшие
способности и потребности ребенка и продолжают
осуществлять устоявшиеся, но более неадекватные
меры педагогического воздействия. В такой
ситуации критический возраст превращается в
подлинно кризисный этап, чреватый нарушениями в
поведении ребенка. В этом аспекте особенно
значим кризис трех лет, когда формируется
самосознание ребенка, что требует иного к нему
отношения, а также кризис подросткового
возраста, в рамках которого ребенок склонен
переоценивать свои возросшие возможности, а
старшие наоборот продолжают относиться к нему
как к маленькому. Многочисленные исследования
показали, что при адекватном подходе к
формирующейся личности критический возраст
может протекать бесконфликтно. Поэтому
определение «трудный возраст» достаточно
условно; учет возрастных особенностей развития
позволяет избежать многих трудностей,
характерных не столько для определенного
возрастного этапа, сколько для индивидуальной
ситуации развития.

В ряде случаев нарушения
учебно-воспитательного процесса бывают
порождены хронически неадекватными условиями
педагогического воздействия на ребенка.
Неблагоприятный морально-психологический
климат в семье часто является той почвой, на
которой возникают отклонения в развитии
личности. Недостаточные либо, наоборот,
чрезмерные требования к ребенку порождают его
нежелание и неспособность воспринимать
педагогические воздействия. Особо негативную
роль играет отсутствие единства требований со
стороны родителей, при котором ребенок попадает
в «воспитательный вакуум», будучи не в силах и
не желая удовлетворять противоречивым или даже
взаимоисключающим требованиям. Воспитание,
основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно
не приводит к долговременному положительному
эффекту: привыкнув подчиняться только из страха,
ребенок легко идет на любые проступки, стоит лишь
страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и
педагогов на поведение детей следует
рассматривать комплексно, с учетом всех
возможных ошибок в воспитании.

Большую помощь может оказать в этом семейная
психологическая консультация и школьная
психологическая служба, где поведение ребенка
анализируется в контексте всей совокупности
условий его развития. Часто определенные меры
психотерапевтической коррекции внутрисемейных
отношений помогают решить проблему трудного
ребенка.

Важную роль в поведении ребенка и формировании
его личности играет школьная успеваемость.
Возникшее вследствие разных причин хроническое
отставание в учебе может породить у школьника
отвращение к учебной деятельности и стремление
самоутвердиться иными способами. Нередко
неуспевающий ученик противопоставляет себя
классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и
неадекватное поведение.

Нарушение педагогического такта,
злоупотребление наказаниями и отрицательными
оценками лишь усугубляет возникшее
противопоставление. Задача педагога —
разобраться в причинах неуспеваемости и
попытаться устранить их методами
индивидуального подхода к учащемуся. В ряде
случаев даже незначительные успехи в учении
порождают позитивные сдвиги в поведении ребенка.

Особенности работы с «трудными»
подростками

Период взросления у некоторых подростков
проявляется изменениями поведенческого типа:
грубость с взрослыми, падение авторитета мнений
родителей и учителей, Недостатки в поведении,
конфликтность в сфере общения, недоверчивость и
даже враждебность к учителю. Именно в этом
периоде чаще всего появляются так называемые
«трудные» подростки.

Зная и учитывая специфику взаимодействия с
педагогически запущенными подростками или
подростками асоциального поведения, опытные
классные руководители организуют процесс
перевоспитания.

На первом этапе работы с «трудными»
подростками педагогическая диагностика
помогает выяснить причины возникновения
трудновоспитуемости, воспитательные
возможности семьи и школы, неблагоприятные
условия, типичное и своеобразное в духовном мире
подростка, уровень его педагогической
запущенности, положительные качества, на которые
следует опираться в перевоспитании, и пр.

Так, изучение причин трудновоспитуемости
желательно проводить по следующей схеме:

  • что искажено в духовном мире подростка в
    наибольшей мере и под влиянием, каких причин;
  • какие неблагоприятные условия существуют в
    данный момент;
  • с какими отрицательными обстоятельствами может
    справиться сам воспитанник, а какие следует
    устранить с помощью семьи и общественности;
  • были ли допущены педагогические ошибки по
    отношению к подростку и как их исправить.

После изучения трудного школьника необходимо
установить с ним взаимоприемлемый контакт,
используя при этом разнообразные методы и приемы
педагогического взаимодействия, а также методы
перевоспитания.

Второй этап связан с процессом
перевоспитания, который предполагает
использование методов воспитания и
перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при
определенных условиях вступает во взаимосвязь с
соответствующими методами воспитания:
переубеждение эффективно при работе классного
руководителя по формированию убеждений,
переучивание связано с приучением к
деятельности, «реконструкция» характера — с
критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим
условием действенности специфических методов
перевоспитания выступает воспитание в
коллективе, взаимовоспитание, а также
самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на
основе установленного уровня воспитанности
учащегося классный руководитель проектирует
развитие ценностной ориентации, личностных
свойств и качеств школьника. Проектирование
развития личности основывается на сравнении
наличного уровня воспитанности учащегося с
идеальным и осуществляется в процессе
составления дифференцированных и
индивидуальных программ воспитания и
самовоспитания подростка. Работа с личностью
отдельного учащегося предполагает также знание
воспитателем уровня воспитанности всего класса,
так как личность ярче всего проявляется в
коллективных отношениях, в общей деятельности.
Показателями воспитанности являются, прежде
всего, конкретные действия каждого учащегося,
его поступки, ценностные ориентации, отношение к
людям, к коллективу, самому себе.

На четвертом этапе продолжается
индивидуальная воспитательная работа,
позволяющая определить систему воспитательных
воздействий с учетом уровня развития
конкретного ученика, его возможностей,
способностей, особенностей характера,
содержания личностных отношений и потребностей.
Для данного этапа характерно использование
общих методов воспитания, хотя выбор и система их
относительно конкретной личности согласуются с
ее индивидуальными особенностями и программой
ее развития. Вместе с тем широко применяются
методы индивидуального педагогического
воздействия: требование, перспектива,
общественное мнение, оценка и самооценка,
поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной
работы с трудными подростками является
корректирование. Коррекция — это способ
педагогического воздействия на личность,
способствующий исправлению ее развития,
закреплению позитивных или преодолению
негативных качеств. Корректирование дает
возможность уточнить или пересмотреть
коллективные и групповые воспитательные
программы, характеристики школьников, а также
используется при выборе методов и форм
деятельности. Корректирование завершает
индивидуализацию воспитательного процесса и
опирается на его результаты. Наиболее
эффективными методами и приемами
корректирования являются наблюдение и
самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и
переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти
методы и приемы используются в комплексе с
учетом результатов индивидуальной работы с
учащимися.

Таким образом, индивидуальный подход — это
важнейший принцип воспитания и обучения
подростков и молодежи. Его реализация
предполагает частичное, временное изменение
ближайших задач и содержания
учебно-воспитательной работы, постоянное
варьирование методики с учетом общего, типичного
и своеобразного в личности каждого ученика в
целях обеспечения гармоничного, целостного ее
развития. Эффективность индивидуальной работы
зависит от знания научных основ, от
конкретизации задач обучения и воспитания
учеников в данном классе, от верного определения
уровня воспитанности каждого ребенка, от
гибкости методики, компетентности,
профессионализма и педагогического опыта
учителя. Индивидуальный подход требует от
каждого из них знания практических рекомендаций,
советов и умения претворять их в жизнь.

Презентация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *