Сценарий круглого стола по теме Выпускник XXI века. Настоящее и будущее в свете партнерских отношений

  • Черныш Оксана Витальевна, заведующий ресурсным центром

Цель занятия: поиск форм
конструктивного сотрудничества с социальными
партнерами и потенциальными работодателями в
вопросе подготовки и трудоустройства
выпускников.

Задачи занятия:

  • Организовать обмен взглядами по проблеме
    подготовки и трудоустройства выпускников.
  • Разработать механизм взаимодействия лицея и
    работодателей в вопросах подготовки и
    трудоустройства выпускников.
  • Разработать проект договора о профессиональной
    подготовке учащихся.

При подготовке мероприятия следует
уделить внимание организационным вопросам,
таким, как прием и регистрация гостей,
организация кофе-паузы, памятные сувениры. Также
необходимо наметить проект решения круглого
стола, который будет корректироваться в ходе
мероприятия.

Программа мероприятия:

Информационный блок:

  1. “Портрет выпускника XXI века”.
  2. “Новые подходы к профессиональной подготовке
    молодежи”.
  3. “О программах ЦЗ по трудоустройству
    выпускников”.

Практический блок:

(работа по секциям)

  1. “Договор о социальном партнерстве, – каким ему
    быть?”.
  2. “Положительный имидж рабочих профессий через
    сотрудничество”

Дискуссия:

  1. Наставничество молодежи на предприятиях.
  2. Трехсторонний договор.

Участники мероприятия: ресурсный центр лицея,
представители предприятий и организаций, центра
занятости населения, СМИ.


Ход мероприятия

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые гости! Сразу
хотелось бы поблагодарить каждого из вас за то,
что вы откликнулись на наше приглашение и нашли
время, чтобы поучаствовать в сегодняшнем
мероприятии.

Сегодня время стремительных перемен.
Мы видим преобразования, проводимые
правительством во всех сферах жизнедеятельности
общества. Эти изменения касаются и
образовательной среды. Перед нами поставлена
серьезная задача – подготовка
высококвалифицированных рабочих с учетом
реальных потребностей экономики в соответствии
с запросами работодателей. Решение этой задачи
представляется возможным лишь при создании и
развитии новой системы взаимоотношений –
социального партнерства. Суть его состоит в том,
что сфера образования должна готовить
специалистов рабочей профессии и осуществлять
профессиональное обучение в соответствии с
требованиями федеральных стандартов начального
профессионального образования и рынка труда, в
то время как работодатели должны принимать
активное участие в определении содержания,
стратегии образования, контроле его качества , а
также его финансирования. Конечно, развитие
подобных взаимоотношений не сиюминутно. Оно
требует тщательной проработки и, соответственно,
времени. Но важно сдвинуть дело с мертвой точки, и
этот круглый стол – наш первый шаг на пути
созидания сотрудничества.


Зав.ресурсного центра:

Данный круглый стол проводится по
инициативе ресурсного центра
металлообрабатывающего профиля, действующего на
базе Профессионального технического лицея № 2.
Ресурсный центр был открыт в 2009 г. с целью
повышения качества подготовки рабочих кадров,
оказания методической помощи преподавателям
спец.дисциплин и мастерам производственного
обучения. Одной из задач работы ресурсного
центра является развитие системы социального
партнерства с потенциальными работодателями,
службой занятости населения и средствами
массовой информации.

Цель нашего сегодняшнего мероприятия
– поиск форм конструктивного сотрудничества в
вопросе подготовки и трудоустройства
выпускников. Последнее представляет собой
серьезную многогранную проблему, для разрешения
которой необходимо понимание таких важных
аспектов, как портрет самого выпускника,
характер процесса профессиональной подготовки,
имидж рабочих профессий. Поэтому этим
мероприятием мы хотели бы не только
способствовать развитию сотрудничества со
сферой труда (и поэтому здесь сегодня не только
наши социальные партнеры и их представители), но
и вовлечь в это сотрудничество глав местного
самоуправления и СМИ с тем, чтобы начать
целенаправленную совместную работу по созданию
положительного имиджа рабочих профессий.

Разрешите представить программу
сегодняшнего мероприятия, включающую три блока:
информационный, практический и дискуссионный. В
информационном блоке мы предлагаем вашему
вниманию короткие выступления по темам:
“Портрет выпускника ХХI века”, “Новые подходы к
профессиональной подготовке молодежи”, “О
программах ЦЗ по трудоустройству выпускников”,
“Договор социального партнерства – каким ему
быть?”.

В этом году ресурсным центром было
проведено анкетирование учащихся с целью
выяснить их мотивы поступления в лицей и планы по
окончанию обучения. Анализ анкет показал, что
большинство опрошенных учащихся (80 %) поступили в
лицей, чтобы получить профессию и пойти работать.
Однако только 37% из них собираются по окончании
лицея идти работать по специальности. Фактически
количество устроившихся работать по
специальности гораздо меньше. Чтобы разобраться
в причинах этого явления, давайте попробуем
понять, кого именно мы выпускаем из стен лицея,
создать портрет выпускника XXI века.

(Выступление представителя ресурсного
центра, ответственного за информационное
направление о портрете выпускника лицея)

Образование, как и многие другие сферы,
переживает многочисленные преобразования. 1
сентября 2011 года все образовательные учреждения
в обязательном порядке перешли на обучение на
основе новых ФГОС. О том, какие изменения в
профессиональной подготовке произошли в
результате этого перехода и о том, в какой мере
эти преобразования касаются социального
партнерства, расскажет ….

(Выступление представителя ресурсного
центра, ответственного за методическое
направление о ФГОС и необходимости
взаимодействия предприятий и образования в
вопросе составления вариативной части программ
профессиональной подготовки)

На нашей встрече присутствует ведущий
инспектор ЦЗ по вопросу трудоустройства
выпускников, которая познакомит вас с
программами государственной поддержки
выпускников.

(Выступление представителя Центра
занятости населения)


Практический блок

Информационный блок окончен и нам
предстоит поработать практически. Для этого
предлагаем разделиться на две секции. В первую
(“Договор социального партнерства – каким ему
быть?”) мы приглашаем представителей
предприятий совместно с ресурсным центром
разработать проект Договора социального
партнерства.

Во вторую секцию мы приглашаем
представителей СМИ и ЦЗ с тем, чтобы обсудить
идею взаимодействия в вопросе создания
положительного имиджа рабочих профессий и
наметить направления предполагаемого
сотрудничества.


Секция 1. “Договор о социальном партнерстве –
каким ему быть?”

Развитие экономики страны ставит
перед учебными заведениями задачу подготовки
высококвалифицированных,
профессионально-мобильных на рынке труда
рабочих. Реализация этой цели предполагается
посредством тесного сотрудничества с субъектами
рынка труда. От качества этого сотрудничества
напрямую зависит качество профессиональной
подготовки. Участие производства и бизнеса в
повышении престижа рабочих профессий, в
трудоустройстве выпускников – это, прежде всего,
хорошо налаженная система социального
партнерства, рамки которого определяются
документально путем заключения Договора
социального партнерства. В этом году
Министерством образования нам предложено
рассмотреть новый тип договора, представляющего
собой трехстороннее соглашение между лицеем,
работодателями и выпускниками по предмету
профессиональной подготовки учащихся.
Заключение этого договора производится на
основании двустороннего соглашения, проект
которого нам сегодня и предстоит разработать.

(Во время работы секции представителям
предприятий предлагается макет Договора
социального партнерства. Происходит обсуждение
всех составляющих макета, вносятся коррективы и
предложения).

Макет договора социального
партнерства прилагается в Приложении
1
.


Секция 2. “Положительный имидж рабочих
профессий через сотрудничество”.

Проблемы, связанные с
профессиональной подготовкой и
трудоустройством молодежи, имеют ряд причин,
одна из которых – отрицательный имидж рабочих
профессий. Еще недавно престиж рабочих профессий
был огромен. О рабочих снимали фильмы и
складывали песни. Приучение к труду было
неотъемлемой частью воспитательной работы
общеобразовательных учреждений. Однако с начала
90-х гг. ситуация начала меняться. Престиж рабочих
профессий упал до критической отметки. Сегодня в
России наблюдается острый дефицит рабочих
кадров, в связи с чем происходит переосмысление
отношения к рабочим профессиям.

Ломать легче, чем строить. Для того,
чтобы вернуть рабочим профессиям былой престиж,
необходимо объединить усилия и разработать
программу мероприятий, включающих, прежде всего,
усиленную работу по профориентации учащихся
общеобразовательных школ и информирование
населения о преимуществах рабочих профессий,
главное из которых – их востребованность на
рынке труда.

(Обсуждается идея совместного проекта,
направленного на формирование положительного
имиджа рабочих профессий, вносятся предложения).


Дискуссионный блок

В последнем блоке нашего мероприятия
мы предлагаем обсудить актуальные вопросы
трудоустройства и профессиональной подготовки
учащихся.

Вопросы дискуссии:

  • Наставничество выпускников на производстве.
  • Оплата учащимся при прохождении практики.
  • Проблемы профессиональной адаптации и
    поддержки выпускников (материальная поддержка,
    адаптационный период)
  • Меры по привлечению выпускников на
    производство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *