Роль семьи в период адаптации первоклассника к школе

  • Мотина Надежда Константиновна, педагог-психолог

Цель собрания: повышение психологической
компетентности родителей в области
взаимодействия с детьми на протяжении всего
адаптационного периода первоклассника.

Задачи:

  • Знакомство участников тренинга друг с другом.
  • Создание атмосферы доброжелательности.
  • Осознание причин и проявлений адаптационного
    периода первоклассника.
  • Определение способов поддержки и помощи
    ребенку.
  • Обобщение опыта и способов взаимодействия с
    детьми (собственный опыт родителей, педагога и
    психолога).
  • Условия проведения: класс либо кабинет для
    тренингов со стульями (креслами) по количеству
    участников.

Необходимый материал: бейджики, фломастеры
или маркеры, бумага формата А4 для работы в
группах, рисунки детей, стикеры в виде окошек,
диски с записью расслабляющей музыки, планшеты.

Участники: родители первоклассников или
лица, их заменяющие (опекуны, бабушки, дедушки),
классный руководитель.

Время проведения: 45-50 минут.

Формы работы: упражнения в парах, обсуждения,
короткие информационные сообщения, работа в
небольших группах, элементы тренинга.

Предполагаемый психологический результат: знакомство
родителей друг с другом, создание хорошего
микроклимата в родительском коллективе. Его
черты: сплоченность, активность и
доброжелательность. Осознание необходимости
помощи ребенку в период адаптационного процесса.

Структура занятия:

  • Знакомство.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  • Подведение итогов


ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Знакомство.

1. Самопрезентация психолога.

Самопрезентация психолога может раскрывать
следующие вопросы: фамилия, имя, отчество,
образование, опыт и стаж работы, краткие
личностные характеристики (хобби, увлечения) и
т.д.

2. Сообщение темы и целей родительского
собрания.

3. Вступительное слово.

Ваши дети вот уже несколько месяцев находятся в
школе, живут по законам школьной жизни. Мы,
педагоги, психологи искренне рады видеть их в
нашем учебном заведении. Надеемся на то, что Ваша
родительская дорога будет легкой, и Вы не
устанете в пути. Достигнуть успеха в воспитании и
обучении ребенка можно только в тесном
сотрудничестве семьи и школы.

4. Притча.

(См. Приложение 1)

Сотрудничество принесет свои плоды тогда,
когда родные и близкие, без которых ребенок не
мыслит своей жизни, найдут в себе силы мужество
каждый день учиться быть настоящими родителями.

5. Создание положительного настроя.

Сейчас мы с вами должны устроиться поудобнее,
чтобы ничего не мешало нашему дальнейшему
общению.

Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим
зубы, идем в школу, на работу. И все это происходит
изо дня в день в быстром темпе современной жизни,
а остановиться нет времени. Планета наша
кружится, птицы поют, цветы растут, солнце
всходит…

Закройте глаза, представьте: над красивым
космосом, между блестящими звездочками висит
теплая круглая планета. Она кружится, на ней
живут люди, звери бегают, прыгают, бабочки летают.
Давайте присмотримся к планете внимательнее, еще
внимательнее…

Вы заметили одну удивительную вещь? Нигде-нигде
на планете больше нет вот таких замечательных
пап и мам. И сколько не присматривайся, нигде
больше на всей планете нет вот такого
очаровательного мальчика, и нет больше нигде ни
одной на всей планете вот такой очаровательной
девочки. Нет нигде второго такого ребенка. Вы на
свете все такие единственные и неповторимые,
второго такого нет нигде, сколько бы мы не искали.
А теперь откройте, пожалуйста, глаза. Ваши дети
подготовили вам свои портреты.

6.Анализ работ (детские рисунки “Каким я был до
школы и каким я стал в школе”).

7. Знакомство группы.

Каждый родитель коротко рассказывает о себе.
Можно ограничиться следующими вопросами: имя,
фамилия ; место работы; две лучшие черты своего
характера; имя ребенка, обучающегося в классе;
его хобби.


II. Основная часть

1. Работа по группам

Задание для работы в группе (5 минут): Отметьте,
какие изменения произошли в вашем ребенке при
поступлении в первый класс? Например, ребенок
стал более плаксивый, капризный или более
самостоятельный (проявления могут быть как
положительные, так и отрицательные).

По окончании отведенного времени каждая группа
зачитывает результаты своей работы. Обсуждение.

2. Выступление психолога.

Ведущий подводит итог сказанному и дополняет
полученную информацию .

Адаптация – это приспособление ребёнка к новой
системе социальных условий, новым отношениям,
требованиям, видам деятельности, режиму дня.

Наиболее распространенные проблемы
первого класса:

– Ребенок не может сосредоточиться и
перескакивает с одного дела на другое,

– Ребенку необходимо, чтобы его
контролировали. Он не в состоянии самостоятельно
справиться даже с простейшим заданием.

– Ребенку не нравиться учиться. Его
гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и
прописи.

В адаптационный период дети по – разному
реагируют на смену обстановки: могут быть очень
шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут
больше обычного; могут быть нарушения сна,
аппетита, вдруг увеличивается интерес к
игрушкам, играм.

Все эти нарушения вызваны той нагрузкой,
которую испытывает психика ребёнка, его
организм.

3. Задание для работы в группе (5 минут).

Определите основные пути и способы поддержки
ребенка в адаптационный период? Например, как
можно поддерживать оптимальный уровень
работоспособности или тренировать волевые
усилия, какие вы знаете пути и способы снятия
напряжения и т.д.

4. Рекомендации психолога.

(См. Приложение 2).

5. Сообщение результатов психодиагностики
первоклассников.

Диагностика проводится с целью определения
степени адаптации учащихся при переходе
дошкольного детства в первый класс.

Общие результаты психодиагностики по классу
представляются в наглядной форме (в процентом
соотношении в виде диаграммы).

6. Упражнение “Ассоциативный ряд” (Работа в
парах) .

Уважаемы родители, все вы знаете, что школа –
это учреждение, где обучается и воспитывается
ваш ребенок . Сейчас предлагаю вам провести
следующее упражнение в парах и подойти творчески
к этому заданию. Подумайте с чем у вас
ассоциируется школа, если бы она была, например. в
виде транспорта то скорее всего она
ассоциируется с автобусом… (Посуда… Цвет…
Музыка… Геометрическая фигура… Название
фильма…Транспорт… Настроение… Вкус… Погода…
Время года… Цветок… Животное… Овощ…
Насекомое…Фрукт… День недели… Мебель…)

Слово школа вызывает у вас множество
ассоциаций, и все они разные, потому что у вас
возникли разные чувства.


III. Заключение.

1.Сказка “Ветер и Солнце” (К. Ушинского)

В заключении вашему вниманию представляю
сказку. (См. Приложение 3)

И не только в сказках побеждает добро над злом,
но и в реальной жизни. Нам и нашим детям очень
необходимы доброжелательные отношения.

2. Совместный коллаж.

Каждый на стикерах (форма окошка) напишете имя,
фамилия ребенка, три хорошие черты о своем
ребенке. (Под музыку родители выполняют это
задание. В это время на листе ватмана, который
прикреплен к доске, психолог рисует небо, солнце,
траву. каркас дома с крышей и т.д. Далее родители
приклеивают каждый свое окошко рядом с другим.)
Получился дом, где живет одна большая семья 1А
класса. Хочется чтобы она была очень дружной,
потому что в ней живут и учатся (психолог
зачитывает положительные черты детей, которые
записали родители, например, умные, добрые и т.д.)

Для более полного ознакомления с особенностями
адаптационного процесса первоклассника и
способами помощи и поддержки ребенка, участникам
можно порекомендовать такие сайты как:

http://www.psyhologies.ru;

http://adalin.mospsy.ru.


IV. Подведение итогов.

Рефлексия участников:

Оправдались ли ваши ожидания по отношению к
собранию?

Что дало вам участие в этом собрании?

Ваши пожелания?

Литература

  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе:
    диагностика, коррекция, педагогическая
    поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический
    поиск”, 1997 – 112 с.;
  2. Время адаптации.// Здоровье детей №7/2005;
  3. Евтихов О.В. Практика психологического
    тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2005. – 256 с.;
  4. Климова Е. К., Помазина О. А. Шаги к мудрости
    “Набор психологических открыток с притчами”. –
    ООО “Издательство “Речь”, 2010 г.
  5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная
    тревожность: диагностика, профилактика,
    коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.,
  6. Туктарова О. Выпусти пар // “Школьный психолог”
    2011 № 9 .

Психолог в начальной школе:
Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова,
Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред.
Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *