Развитие творческих способностей школьников в условиях профильного обучения

  • Мезенцева Людмила Леонидовна, учитель математики

Развивать творческие способности
ребенка — это значит развивать его воображение.
Развитие творческих способностей школьников не
может происходить без постановки и решения самых
разнообразных задач. Задача — это начало,
исходное звено познавательного, поискового и
творческого процесса, именно в ней выражается
первое пробуждение мысли. Однако в практике
школьного обучения в большинстве случаев
используются репродуктивные задачи,
ориентирующие ученика на однозначные ответы, не
активизирующие его мыслительной деятельности.

Между тем еще немецкий педагог
Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что
больше пользы приносит рассмотрение одного и
того же предмета с десяти разных сторон, чем
изучение десяти различных предметов одной
стороны.

Разумеется, увидеть что-то по новому,
не так, как все, и не так, как ты видел раньше,
очень не простая задача. Но этому можно научить,
если направить процесс обучения на развитие
творческих способностей учащихся системой
познавательных задач, при решении которых у
ребят появляется интерес не только к знаниям и к
самому процессу поиска.

Разные виды заданий по-разному влияют
на развитие мышления школьников. Творческое
мышление предполагает осуществление
нешаблонных способов действий, умение ставить
новые цели. Например: сформулировать вопрос к
условию задачи, задать дополнительный вопрос к
отвечающему ученику.

Для формирования гибкости мышления на
одном уроке решать задачи и примеры различных
типов, причем, обязательно разбирать их и
обсуждать особенности решения. При решении новой
задачи необходимо сравнивать ее со старыми
задачами, выделять в ней новые элементы, которых
не было в задачах, решенных раннее. Все это
благоприятно сказывается на изменении приемов
при решении новых задач. Развитию у учащихся
нешаблонного анализа способствуют такие
задания, как решение задач с недостающими (или
вообще отсутствующими) данными. Когда ребенок
занимается из-под палки, он доставляет учителю
массу хлопот и огорчений, когда же дети
занимаются с охотой, то дело идет совсем
по-другому.

Удивление — сильный стимул познания,
его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы
стремится заглянуть вперед. Он находится в
состоянии ожидания чего-то нового.

Интерес к математике успешно
развивается, если материал урока содержит в себе
элемент новизны для учащихся. Дети, проявляющие
большие способности, нуждаются в дополнительной
учебной нагрузке. С этой целью во всех классах,
приступая к изучению новой темы, можно
предлагать задачи повышенной трудности.
Учащиеся с большим интересом относятся к этим
заданиям, стремятся их выполнить.

На своих уроках стараюсь учить
учащихся самостоятельно работать, высказывать и
проверять собственные предложения, догадки;
формировать умения делать обобщения изучаемых
факторов, творчески применять знания в новых
ситуациях.

Немаловажную роль играют
дидактические игры на уроках математики.

В процессе игры у детей вырабатывается
привычка сосредотачиваться, мыслить
самостоятельно, развивается внимание,
стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не
замечают, что учатся, познают, запоминают новое,
ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют
запас представлений, понятий, развивают
фантазию, особенно те, кто в другое время просто
бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные
из детей включаются в игру с огромным желанием,
прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей
по команде.

Дидактические игры очень хорошо
уживаются с “серьезным” учением. Включенные в
урок дидактические игры или игровые моменты
делают процесс обучения интересным и
занимательным, у детей создается рабочее
настроение, которое помогает преодолевать
трудности в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи
которых решается та или иная умственная задача,
поддерживают и усиливают интерес детей к
учебному предмету.

Основу занимательности на моих уроках
составляют задания, для решений которых нужна
смекалка. Смекалка – это особый вид проявления
творчества. Она вырабатывается в результате
сравнений, обобщений, выводов и умозаключений.

Особое внимание уделяю домашним
творческим работам. Сочинение сказок,
действующими лицами которых становятся
математические объекты, рассказов, составление
задач, кроссвордов – также один из способов
развития творческого воображения учащихся.

В шестых классах ребята придумывают
рисунки на координатной плоскости. Они неизменно
вызывают интерес у детей среднего возраста,
прежде всего потому, что просты по форме и
разнообразны по внешнему выражению, ведь на
рисунках в координатах могут быть изображены не
только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты.

Доклады и рефераты учат умению
работать самостоятельно, с привлечением
дополнительной литературы. Они способствуют
появлению и развитию навыков исследовательской
работы, помогают отличить главное от
второстепенного.

Такие задания пробуждают фантазию
учеников, помогают им увидеть красоту
математики, непосредственно соприкоснуться с
миром прекрасного прямо на уроке.

Развивая интерес к математике такими
приемами деятельности, я убеждаюсь в их
эффективности. Наблюдается положительная
динамика успеваемости и качества знаний
учащихся. К тому же, выше перечисленные методы
имеют здоровьесберегательную направленность:
снимают усталость, напряженность умственного
труда, повышают работоспособность учащихся на
уроке.

Одним из активных методов на уроке
является создание проблемных ситуаций, который
на много улучшает усвоение материала учениками и
развивает в них внимательность, гибкость ума,
следствием чего является высокая активность
учащихся на уроках. Проблемные задания ставят
ученика в ситуацию, в которой у него должно
появиться удивление и ощущение трудности, или
одно только ощущение трудности, которое, однако,
ученик намерен преодолеть. Нельзя заставить
ребенка слепо штудировать предмет в погоне за
всеобщей успеваемостью. Необходимо давать
возможность ученику экспериментировать и не
бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость
быть не согласным с учителем.

В процессе обучения главным является
постановка перед учащимися на уроках какой-то
маленькой проблемы и старание совместно с ними
ответить на поставленный вопрос.

Задача учителя – привить своим
ученикам привычку к упорному, самостоятельному,
творческому труду, выработать у учащихся умение
преодолевать трудности при решении задач, а
также при любой работе, связанной с учебной
деятельностью.

На развитие творческих способностей
направлена индивидуальная исследовательская
работа с учеником. Многие учащиеся не всегда
могут в процессе обучения на уроке проявить себя
в силу своих личных особенностей. Когда же они
работают самостоятельно над заранее выбранной
темой, подбирая различный материал, то могут
раскрыть свое творческое начало. В такой работе
ребята учатся видеть главное, ставить цель,
выбирать из дополнительной литературы наиболее
интересный материал по теме. А если у ребенка
есть возможность выбора, то есть
самостоятельность и ответственность.

Математика – это радость открытия,
радость творчества, радость победы над собой. Это
огромный совместный труд ученика и учителя.

Общеизвестно, что наибольших успехов в
учебе добиваются дети, обладающие нестандартным
мышлением и творческими способностями,
демонстрирующие интерес к математике и легко
усваивающие этот предмет. Отсюда можно сделать
вывод: одним из путей подготовки мотивированных
к этому предмету учащихся является развитие их
математических способностей, мышления,
интеллекта. Давно известно, что люди,
систематически занимающиеся умственным трудом,
имеют более высокие показатели интеллекта.

При решении проблемных и творческих
задач у учащихся развиваются математическая
интуиция, умение выстроить логически верную
цепочку рассуждений. В процессе поиска решения
нестандартной задачи учащиеся учатся выдвигать
гипотезы, мотивированно отстаивать свою позицию,
учатся работать в коллективе, слушать и слышать
другого, грамотно вести дискуссию и т.д.

Основные моменты для развития
творчества учащихся:

  • Изготовление геометрических фигур,
    тематических плакатов (например, по теме
    “Преобразование графиков”).
  • Поиск интересных математических загадок и
    логических задач.
  • Составление задач по готовым решениям.
  • Кроссворды, сканворды.
  • Решение одной задачи разными способами.
  • Из истории математики.
  • Подготовка и защита презентаций.
  • Создание рисунков на системе координат
  • Применение карточек.

Для творческого мышления необходимы
условия. Появление новой идеи, конструирование
нового способа действий основываются на наличии
стандартных приёмов, фактов. Без последних
невозможно появление оригинальных идей и
способов действий. Поэтому необходимым условием
творческого мышления является наличие в памяти
большого объёма понятий, теорем, приёмов.
Очевидно, чем связаннее понятия, факты, тем они
быстрее восстанавливаются в памяти. Проблемные
ситуации на уроках способствуют развитию
логических связей между теоремами,
систематизации понятий, обобщению изученного,
что является важным условием творческого
мышления.

Выполнение творческих работ позволяет
моделировать ситуацию реального научного
исследования, формирует у обучающихся навыки
активной мыслительной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Развитие творческой активности школьников. /
    Под ред. А.М. Матюшкина. Научно-исследовательский
    институт общей и педагогической психологии АПН
    СССР. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Стефановская Т.А. Система и методика
    преподавания педагогических дисциплин в ВУЗе.
    Учебное пособие — Иркутск ИГУ, 1992. — с. 381
  3. Учебно-исследовательская деятельность
    школьников как модель педагогической технологии
    /Леонтович А. // Народное образование — 1999,- №10,
    с.152-158
  4. Л.С. Выготский. “Педагогическая психология”.
    Москва, “Педагогика”, 1991
  5. В.А. Крутецкий. “Психология”, Москва,
    “Просвещение”, 1986 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *