Развитие речи у детей раннего возраста через сенсомоторное восприятие

  • Глущенко Юлия Владимировна, воспитатель

С каждым годом жизнь предъявляет все более
высокие требования не только к нам, взрослым
людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям
справиться с ожидающими их сложными задачами,
нужно позаботится о своевременном и полноценном
формировании у них речи, поскольку общение — один
из важнейших факторов общего психического
развития ребенка.

Развитие ребенка раннего возраста, в том числе
и речевое, базируется на «трех китах»:

Прежде всего, назовем эмоциональное развитие, а
именно, теплые, отношения с близкими людьми.
Первичная привязанность не только влияет на
последующие отношения ребенка с миром людей, но и
на все развитие в целом.

Эмоции, стимулирующие развитие, зарождаются
и формируются при непосредственном общении
ребенка со взрослым, в том числе в играх-занятиях,
соответствующих детским возможностям и
потребностям.

При нормальном нервно-психическом развитии и
установившейся форме общения со взрослыми у
детей начинает формироваться потребность в
общении друг с другом. У детей, не овладевших
активной речью, продолжает доминировать
эмоциональное общение, которое выражается в
радости от присутствия других детей. Они
подходят друг к другу, дотрагиваются до одежды,
заглядывают в лицо, смех и плач одного быстро
заражает других.

Далее отметим сенсорное развитие — все
виды ощущения и восприятия, то есть чувственное
познание окружающего мира.

И, наконец, двигательное развитие — умение
ребенка тянуться и брать предметы,
поворачиваться в сторону интересующего его
объекта, перемещаясь в пространстве, исследовать
его, ставить и реализовывать цели, понимать
причинно-следственные отношения и многое-многое
другое.

Уровень развития речи находится также в прямой
зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук, на это указывают
исследования деятельности детского мозга и
психики.

Сенсорное развитие следует осуществлять в
тесном единстве с психомоторным развитием. Чтобы
взять предмет одной рукой, ребенок должен быть
уже «моторно готовым» к этому. Если он не может
схватить предмет, то не сможет и ощутить его.
Только при бимануальном (двумя руками)
ощупывании предмета происходит его
пространственное изучение.

Развитие моторики обеспечивает развитие
других систем. Для того чтобы эффективно
определять форму, объем и размер предмета,
ребенок должен иметь хорошо развитые
скоординированные движения мышц обеих рук, мышц
глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц
обеспечивают функцию восприятия.

Известно, что точность движений при
обследовании предметов достигается путем
развития мелкой моторики кисти руки,
формированием глазодвигательных
(зрительно-моторных) координаций; для
полноценной пространственной ориентировки
следует владеть своим телом, осознавать
расположение отдельных его частей (головы, рук,
ног и др.) в статическом и динамическом режимах.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук
стало увлекательной игрой, используются
разнообразные приемы:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Показ при помощи рук различных изображений
    («очки», » стул», «колокольчик»,
    «зайка» и.т.д.), которыми может
    сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры
    (салфеток, газетной, картона);
  • Сминание пальцами комочков из бумаги;
  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис,
    пшено, горох, фасоль и др.);
  • Выкладывание из крупы на фоновой бумаги
    различных изображений геометрических фигур,
    букв, цифр, узоров);
  • Шнуровка на различных предметах;
  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на
    леску, работа с проволокой;
  • Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;
  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;
  • Нахождение мелких предметов в емкости с
    фасолью, горохом — «сухой бассейн»;
  • Игры с песком (погружение рук, просеивание его
    между ладонями, рисование по мокрому песку
    пальцами, выкладывание узоров из мелких
    камушков.);
  • Рисование различными материалами (карандашом,
    мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).

Для развития сенсорного восприятия
используются следующие приемы:

  • Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, пазлы (подбор
    и складывание разрезных картинок);
  • Группировка предметов по одному из признаков
    (по форме, цвету, размеру);
  • Игры- поручения («Принеси то, что скажу»;
    «Найди такой же, какой покажу»);
  • Игры — эксперименты («Тонет — не тонет», «Снег
    тает в тепле», «Замерзание воды»);
  • Игры: «Чаепитие матрешек», Подбери юбку к
    кофте», «Расставь машины в гаражи», «Где
    спрятался мячик?», «Угадай, что изменилось?»,
    «Разложи в коробки», «Раскладывание однородных
    предметов на две группы», «Соотнеси форму
    объемного предмета с формой изображений
    предмета на картинке»,
  • «Чудесный мешочек», » Угадай что съел»,
    «Угадай, что звучит».

Использование упражнений, игр, заданий для
развития и совершенствования мелкой моторики
кисти и сенсорного восприятия дает
положительную динамику в развитии речи детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *