Развитие музыкально–хореографической одаренности детей в дошкольном образовательном учреждении

  • Лариошкина Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель

Введение Федеральных государственных
требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования послужили толчком к серьёзной
перестройке в содержании и формах работы с
детьми, родителями, педагогами.

Важным принципом в работе является принцип
интеграции как важнейшей качественной
характеристики, определяемой глубокой
взаимосвязью трех ведущих принципов, которые
предопределяют интегративную организацию
образования:

  1. Принцип
    единства интеграции и дифференциации;
  2. Антропоцентрический
    характер интеграции;
  3. Культуросообразность
    интеграции образования.

Механизмом интеграции является образ,
созданный средствами разных видов искусства и в
различной художественной деятельности детей.
Интеграция художественного содержания как путь
формирования творческих способностей и
одаренности детей позволяет предоставить детям
возможность ярче проявлять себя в том или ином
виде деятельности.

А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская обозначили
ряд ключевых актуальных задач для музыкального
воспитания и развития детей. Особо авторы
выделяют задачу интеграции разных видов
искусств в процессе музыкально-творческого
воспитания дошкольников, естественное и
закономерное объединение звука и слова. Это
означает, что современные исследователи начали
понимать, что деятельностный подход,
провозглашавшийся долгое время, — это не наличие
в структуре занятия разных видов деятельности, а
их соединение (одновременное наличие) в
синкретической (соединяющей) деятельности. Иными
словами, интеграция слова, движения и музыки
естественное и закономерное объединение,
поэтому традиционное музыкальное занятие
считается неестественным для гармоничного и
целостного развития детей. В ходе его дети
выполняют всё по отдельности: разучивают
танцевальные движения; танцуют; слушают и
анализируют музыкальные произведения, сидя на
стульях; поют, также сидя; играют на музыкальных
инструментах, зазубривая последовательность
пластинок или ритмический рисунок.

Новый интегративный подход в образовательной
деятельности способствует переосмыслению общей
структуры организации работы с детьми.

Грамотно организованный процесс обучения
детей в музыкальной деятельности в условиях
дошкольного учреждения играет большую роль в
осуществлении всестороннего воспитания и
развития ребенка:

  • развитие музыкальности и ритма;
  • формирование творческих способностей;
  • развитие индивидуальных качеств средствами
    музыки и ритмических движений.

Отечественных разработок, посвящённых
проблемам развития художественно-эстетической
одарённости, немного.

Одаренность — это системное, развивающееся в
течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином
виде деятельности.

С целью построения системы образовательной
работы с детьми по музыкальному развитию
разработана и апробирована модель развития
музыкально — хореографических способностей и
музыкальной одаренности детей дошкольного
возраста в условиях дошкольного
образовательного учреждения.

Выстраивая образовательную развивающую
ситуацию, обусловленную системой определенных
норм и правил, необходимо обеспечить поддержку
детской инициативы, создавать соответствующий
эмоциональный фон развивающей ситуации, как
стимул активной деятельности каждого ребенка,
чтобы осознанию музыкального произведения
постоянно сопутствовало
эмоционально-чувственное отражение. При этом
ребенок выступает как полноправный участник
процесса, а взрослый выступает как лицо,
заинтересованное в сотрудничестве с ребенком.

Таким образом, встреча с музыкальным
произведением организовывается как
коммуникативное событие. В этой ситуации педагог
остается рядом с ребенком, а не по «другую
сторону» музыкального произведения. Его задачей
будет выстроить педагогические условия таким
образом, чтобы позволить начинающему «таланту»
«самостоятельно «прочитать» музыкальное
произведение», понять и почувствовать его.

Диалог между музыкальным произведением
выстраиваться за счет условий, где восприятие и
осознание дошкольником музыкального
произведения определяется опытом, приобретаемым
в процессе создания собственных версий —
интерпретации музыкального произведения. В этом
случае важна позитивная оценка детских
высказываний, детских движений как основание для
проявления его собственной инициативы. Таким
образом, с учетом специфики музыкального
произведения, требуется определенная система
работы с музыкальным произведением. В этой
системе выделяются две группы условий.

Одна группа — материальные условия,
выступающие в коммуникативном событии
объективными свойствами образовательной
ситуации. Данные условия связаны

  • с местом организации занятия с литературным
    произведением;
  • со спецификой музыкального произведения: его
    жанром, характером, языком;
  • с возрастными и индивидуальными особенностями
    детей;
  • с особенностями взрослого (педагога,
    родителями), их ценностями, предпочтениями;
  • со сложившимися взаимоотношениями взрослых и
    детей;
  • с материально-техническими и
    учебно-дидактическими условиями организации
    работы по музыкальному развитию.

С другой стороны, этому коммуникативному
событию присущи особые идеальные условия — это
те эмоциональные переживания, чувства, которые
возникают у участников образовательного
процесса.

Эти две группы условий начинают
взаимодействовать за счет тех способов
деятельности, которые организует педагог. И, если
материальные (объективные) условия задают
внешние свойства события, то идеальные
(субъективные) условия задают внутренние
свойства события. А в целом комплекс
педагогических условий, из которого
складывается коммуникативное пространство —
пространство культурное, образовательное,
творческое, радостное, доставляющее
удовольствие всем участникам и детям и взрослым.
Потому что, и ребенок, и взрослый в нем
равноправные субъекты — но у каждого свои роли,
свое предназначение.

Работа с музыкальным произведением, как
коммуникативным событием, предъявляет особые
требования к способам деятельности педагога.
Любая организуемая ситуация с любым музыкальным
произведением будет включать три пространства, в
связи с этим и действия педагога в каждом
пространстве будут специфичными.

Первое пространство — обеспечит выявление
актуального уровня представлений детей о
событии, явлении данного произведения и позволит
самим определить, что они не знают, но хотят
узнать и каким способом узнать и этот способ дети
выбирают сами.

Для педагога важно: понять замысел
произведения: О чем оно? Что хотел сказать нам
автор средствами данного произведения. И тогда
цель действий педагога: постепенное втягивание
ребенка в содержательное пространство
музыкального произведения.

Образовательный результат: рефлексия детьми
собственных интересов, способностей,
возможностей.

Второе пространство — создаст условия
«вхождения» ребенка в пространство
музыкального произведения, оно нормирует
представления детей: дети слушают музыкальное
произведение, разговаривают о том как они его
поняли, почувствовали. С целью обеспечения более
глубокого восприятия музыкального произведения
и осознанного процесса слушания педагог
предлагает выбрать наиболее удобную позу,
прикрыть глаза и дает установку и слушать и
«смотреть» с последующим обсуждением того, что
ребенок услышал, видел, как это происходило, а
может ли он это показать. Здесь же, педагог,
рассказ и показ ребенка оформляет музыкальными
отрывочками из данного музыкального
произведения. И здесь не важна не столько
последовательность сколько те элементы
музыкального произведения, которые запомнились,
стали близки ребенку. Это те элементы содержания,
смыслы, которые связаны с его жизненным опытом,
вызвали его чувства и эмоции. Это те элементы,
опираясь на которые, педагог будет строить
работу с ребенком дальше, усиливая звучание тех
или иных компонентов содержания музыкального
произведения. Эта часть пространства задает
напряжение между: знаю — не знаю; могу — не могу;
хочу — не хочу; нравится — не нравится. Это
напряжение находит разрешение, выход в третьем
пространстве — творческом.

Образовательный результат: культура узнавания,
культура сопереживания.

Третье пространство — смысловое. Его цель —
создать условия для активной деятельности
ребенка в пространстве преобразования
содержания музыкального произведения.

Это может быть — театральная постановка, танец,
пьеса, вокальное исполнение, придумывание стихов
т.д.

Важно, чтобы у детей была возможность выбора
творческого воспроизведения музыкального
произведения и условия предъявления своих
творческих возможностей, способностей.

Образовательный результат: культура
интерпретации музыкального произведения,
культура сотворчества (замысел автора — замысел
ребенка, выразительные средства автора —
выразительные средства ребенка и т.д.),
позволяющая проявить собственное прочтение
музыкального произведения. Здесь формируется
субъектная позиция, которую занимает каждый
участник этого события, позволяющая активно
осваивать творческое пространство, реально
проявлять свои творческие способности.

Таким образом, на основе научных исследований
Н.Н. Поддьякова, Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса
выстроена модель организации образовательной
деятельности по развитию музыкально
хореографической одаренности детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения как
организацию коммуникативного события, в
структуре которого выделены две группы условий.

  • 1 группа условий — материальные условия,
    характеризующиеся объективными свойствами
    образовательной ситуации.
  • 2 группа условий — идеальные условия,
    характеризующиеся субъектными свойствами
    образовательной ситуации.

Итак, встреча с музыкальным произведением
организуется как коммуникативное событие в
структуре которого 3 пространства,
обеспечивающие процесс развития творческих
способностей детей. Каждое пространство имеет
свои цели, реализация которых обеспечивается
профессиональными действиями педагога. Каждое
пространство имеет свой образовательный
результат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *