Путешествие в город Фольклор. 5-й класс

  • Проурзина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • Обобщить знания по малым жанрам фольклора;
  • Развивать творческое воображение, речь, внимание учащихся;
  • Прививать любовь к родному краю, к северному слову, обряду и обычаю;
  • Воспитывать чувство гордости за родной край.

Оборудование к уроку:

  • Макет солнца с надписью «Фольклор»;
  • Тринадцать маленьких трафаретов-солнышек;
  • Плакат с изображением родного села;
  • Таблица с кроссвордом;
  • Бумажные ленты с пословицами;
  • Магнитофон;
  • Костюмы (колдунов и русские народные).

Словари:

  • Лингвистический словарь литературоведческих терминов;
  • Толковый словарь.

Ход занятия

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

(Учитель знакомит учащихся с «городом Фольклор» на плакате)

Здравствуйте, ребята! Наш урок мы назвали «Путешествие в город Фольклор».

Изучаем мы русский народный фольклор на занятии факультатива, который называется «Север сокровищница фольклора». Русский народ создал необычное устное народное творчество: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины о славных подвигах богатырей, а также сказки, героические, волшебные, бытовые, а еще частушки, прибаутки, потешки, поговорки, скороговорки, дразнилки, считалки и даже страшилки.

Наша задача – узнать, кто живёт в этом городе и что в нём особенного. (Активизация внимания детей)

Ученица: (выразительное чтение стихов)

Жива как память старины
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

Ученик:

И потому изволь послушать,
Все, кто на праздник к нам пришел
Считалки, песенки, частушки,
И всем вам, гости:

(все ребята хором): Хлеб да соль!

«Скороговорки, пословицы и поговорки».

Учитель: Первая станция называется «Скороговорки, пословицы и поговорки». Скороговорки развивают внимание, умение правильно выговаривать слова, хорошо и красиво говорить фразы. Послушайте, как научились это делать наши ребята.

Ученики:

  1. Стоит поп на копне
    Колпак на попе
    Копна под попом
    Поп под колпаком

  2. Сшит колпак не по-колпаковски
    Надо колпак переколпаковать
    Перевыколпаковать.

  3. Нашего пономаря никто не перепономарит.
    А наш пономарь всех перепономарит.

  4. Вставай Архип, петух охрип.
    Осип осип, Архип охрип.

  5. Арина грибы мариновала
    Марина малину перебирала.

  6. У Паши – шахматы,
    У Саши шашки.

  7. Приготовила Лариса
    Для Бориса суп из риса
    А Борис Ларису
    Угостил ирисом

Все вместе:

Парус наш на совесть сшит
Нас и шторм не устрашит.

«Школа пословиц и поговорок»

Учитель: Молодцы, да только всех скороговорок не переговорить, не перевыскороговорить.

Отправляемся дальше. Вот идём мы морозным, декабрьским днём по одной из улиц нашего прекрасного города и подходим к красивому зданию, на котором табличка: «Школа пословиц и поговорок». Зайдём туда?

Ученик подготовил сообщение из словаря, что называется пословицей и что поговоркой. (индивидуальное задание учащегося)

А теперь вам задание: «Продолжи пословицу или поговорку».

(На 2 команды разделить всех учащихся.)

Учитель: Вот вам колчан со стрелами.

1 этап: 6 человек берут красные стрелы, 6 чел. синие.

  1. Кто не работает, тот не …
  2. Землю красит солнце…
  3. Кашу маслом не…
  4. Делу время…
  5. Красна изба углами…
  6. Хочешь есть калачи…
  1. … тот не ест.
  2. …, а человека труд.
  3. … не испортишь.
  4. … потехе час.
  5. … а стол пирогами.
  6. … не сиди на печи.

2 этап: Те, кто брал синие стрелы, берут красные.

  1. Хлеб да вода…
  2. Труд человека кормит…
  3. Хлеб…
  4. Ученье-свет…
  5. Готовь сани летом…
  6. Чем дальше в лес…
  1. … крестьянская еда.
  2. … а лень портит.
  3. … всему голова.
  4. … а неученье – тьма.
  5. … а телегу зимой.
  6. … тем больше дров.

Игра «Перепутаница»

Учитель: Ой, а кто же это так пошутил? Помогите ,ребята, разобраться, где же правильные пословицы. (Бумажные ленты с пословицами прикреплены на магнитную доску вразнобой. (6 пословиц))

А какая пословица вам понравилась и почему? (Мнения ребят)

Сейчас проведём конкурс «Словесная дуэль». (2 человека называют пословицы, побеждает тот, кто назовёт больше пословиц)

И наступает самый интересный момент. Конкурс «Пантомима». Покажи нам жестами то, что написано в пословице, а мы отгадаем. (учащиеся по одному показывают пантомиму, остальные отгадывают.

А теперь приглашаю всех в кружок, возьмитесь за руки. Впустите и меня к вам! А кто догадается, какую пословицу мы показали? (В тесноте, да не в обиде).

Чему она нас учит? (Делиться друг с другом, дружить)

«Проспект частушек»

Отправляемся дальше. Вот мы выходим на широкий проспект, который называется «Проспект частушек»

1) Сообщение о частушке;

Учитель:

Частушка это не только мотив и слова, пусть и яркие, интересные, эта сама жизнь, часть чьей-то памяти души. В частушках просматривается и меткость слова, и остроумие, и энергичность выражения. Частушка это произведение искусства, творческая удача, она отражает душу народа. Не важно, когда ее сочинили, вчера или в прошлом веке. Главное, она живет и радует наши сердца.

2) стихи о частушках;

Ученик и ученица:

Вы развесьте свои ушки
Будем петь сейчас частушки.
Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал.
Сколько раз я слыхал вас, частушки,
Сколько раз я сам вас напевал.
В самоцветных припевках – Россия,
Посвист ветра, и удаль, и стать.
Никогда не выходить из моды
Остроумье, волненье в крови
И цветастое слово народа…

3) исполнение частушек детьми.

Музыка

  1. Вы послушайте ребята,
    Нескладуху буду петь,
    На дубу свинья посеется
    в бане париться медведь

  2. На горе стоит телега,
    Слезы капают с дуги,
    Под горой стоит корова,
    Надевает сапоги.

  3. Рано утром вечерком,
    Поздно на рассвете,
    Ехал дяденька верхом,
    В ситцевой карете.

  4. Заяц на небо взглянул
    Там землетрясенье
    Прям из тучи на него
    Капало варенье

  5. У козла-то в бороде
    Живут две лягушки
    На спине сидит медведь
    Держится за ушки

  6. Сидит заяц на заборе
    В аллюминевых штанах
    А кому какое дело
    Может заяц космонавт

  7. На вокзале в новом зале
    Кот лежит без головы
    Пока голову искали
    Ноги встали и ушли

  8. Чепуха, чепуха
    Это просто враки
    Сено косят на печи
    Коромыслом раки.

А еще мы знаем современные частушки. А некоторые из них мы сочинили сами

  1. Мода-Мода, Мода-Мода
    До чего же ты дошла
    Даже бабушка Матрена
    В церковь в шортиках пошла…

  2. Мы купили телевизор,
    Называется «Зенит»
    Он работает отлично
    Света нет, а он дымит

  3. На печи сидит Андрюшка,
    Ковыряется в носу
    А козявка отвечает:
    – Все равно не вылезу

  4. На стене висит табличка:
    «Господин, не плюй на пол!»
    Господин прочел табличку,
    Плюнул в стену и пошел.

  5. Нынче стало не в новинку:
    Бабка в поле спину гнет
    А внучок сидит на рынке-
    И товары продает.

  6. С неба звездочка упала
    прямо на нос петуху,
    А петух наш встрепенулся
    Закричал: « Ку-ка-ре-ку!»

  7. Паша ссорится с друзьями
    В ход пускает кулаки
    У задиры под глазами
    Не проходят синяки.

  8. Если ты моя подруга,
    Из несчастья вызволи,
    Подними скорее руку,
    Чтоб меня не вызвали.

  9. Педагоги нам внушали
    Чтоб мы слушали урок
    А мы зайчиков пускали
    Не пошло ученье впрок!

  10. На уроке Женя с Лешей
    Толковали про футбол
    Забивали вместе гол
    Получили вместе кол!

  11. А с Вадимом-забиякой
    Интересный случай был
    Он полез с девчонкой в драку
    Сразу сдачу получил.

  12. Начался учебный год.
    Часики затикали
    А меня вопрос гнетет:
    «Скоро ли каникулы?»

  13. Мой дневник, как верный друг
    Для меня старался
    Я не выучил урок,
    Дома он остался!

  14. Мы таблицы умноженья
    Взяли и попрятали.
    Дайте нам для ускоренья-
    Микрокалькуляторы.

  15. Мы пропели вам частушки
    Хорошо ли плохо ли
    А теперь мы вас попросим
    Чтобы вы похлопали.

Учитель: спасибо, ребята. Садитесь!

«Площадь Загадок»

Продолжаем наш путь и выходим мы на «Площадь Загадок»

Ученица:

Как когда-то в век старинный
В те далекие года
Проводились викторины
Типа «Что? Где и Когда?»
Как тогда, для вас
Проведем ее сейчас.

Учитель: Загадки бывают на смекалку, загадки-шутки, о животных, о временах года, бытовые.

Загадки-шутки (учитель загадывает ребятам загадки)

  1. Сколько нужно одинаковых букв, чтобы написать мама, папа, сын, дочь, бабушка, (семь «Я»).
  2. Как сорвать ветку, не спугнув птицу, сидящую на ней? (Подождать пока она улетит).
  3. В комнате горело 9 свечей, из них 4 потушили. Сколько осталось? (4, остальные сгорели).
  4. Две матери, две дочки и бабушка с внучкой. Сколько их всего? (трое).
  5. Как разделить пять яблок между пятью мальчиками так, чтобы 1 яблоко осталось в корзине? (одному мальчику дать яблоко в корзине).
  6. В каком слове 2мягких знака? (сельдь)
  7. Что есть у слона и больше ни у каких животных? (слонята).
  8. Летела стая, в ней было 17 гусей. Одного убили. Сколько осталось? (один, остальные улетели).
  9. У одного отца три сына. А у каждого сына есть сестра. Сколько было у отца детей? (четверо).
  10. Кто носит самую большую шляпу? (тот, у кого самая большая голова).

Учитель:

Узнав, как построена в загадка, мы и сами научились их сочинять.

(ребята загадывают свои загадки.)

Всех, кто желает загадать собственного сочинения загадку, прошу к доске.

  1. Не дорога, а длинна
    Есть и цвет и толщина.
    Из нее такие вещи получаются,
    Что тепло в них всегда сохраняется. (Шерстяная нить)

  2. Лучший друг человека
    Не говорит, не поет
    А кто к хозяину идет,
    Знак подает. (Собака)

  3. Зимой растет,
    Весной расцветает,
    Летом отдыхает.
    Голубым и белым бывает. (Подснежник)

  4. Бел, да не лебедь,
    Пушист, а не мех.
    Зимой обитает,
    А летом отдыхает (Снег)

  5. Седой волшебник,
    Художник-мастер.
    С ним веришь в чудо,
    Он приносит счастье. (Дед Мороз)

  6. Ты в нем то летаешь,
    То падаешь. Бывает,
    Видишь все цвета радуги. (Сон)

  7. Не живая, а дети ее любят. (Игрушка)

  8. Под листиком ,на каждой веточке,
    Сидят черные маленькие деточки,
    Если ты их соберешь,
    То испачканный домой придешь. (Черника)

  9. Мое отражение там всегда,
    Но не зеркало это и не вода. (Фотография)

  10. Он поместится в карман,
    Есть и кнопки, и экран.
    Может делать все, что хочешь,
    заходи хоть в Интернет,
    Напиши письмо подруге
    И отправь большой привет (Сотовый телефон)

  11. Я яркий, будто светофор,
    Хоть ядовитый очень,
    Но ты меня дружок, Не тронь,
    Сгожусь, быть может, лосю. (Мухомор)

  12. Стирает, а не полощет,
    От старости засохнет.
    А пока молода,
    Сотрет все лишнее без труда (Ластик)

  13. Ягоды, как бусины,
    Нанизаны на нити.
    Я северная вишенка,
    Расту в сыром болоте.
    Хоть имею я кислинку,
    Но вкусна в компоте. (Клюква)

Учитель: Ах, вы мои молодцы! Умные ребятки, отгадали все загадки!

«Небылица»

Вот и пригорок, спускаемся вниз и видим красивый уголок природы. Здесь протекает небольшая речка, название которой «Небылица». Журчит речка, и слово северное народное переливается, словно ручеек весенний пробивается, и приятно до глубины души слышать эти небывальщины.

Расскажем мы вам Небылицу-небывальщину.

Учитель:

По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.

Дети хором:

Небылица в лицах небывальщина,
Небывальшина да неслыхальщина.

Учитель:

Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.

Дети хором:

Небылица в лицах небывальщина,
Небывальшина да неслыхальщина.

Учитель:

Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.

Дети хором:

Небылица в лицах небывальщина,
Небывальшина да неслыхальщина.

Учитель:

Кто узнал автора этой небылицы?

– Правильно, Марья Дмитриевна Кривополенова.

А современные небылицы выглядят так:

Собака садиться играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
Старик на окошке сидит загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.

Ребята приготовили для вас подарок.(Дети инсценируют «Небылицу в лицах»)

  1. А вот и мы оба, Фома да Ерема.
  2. Низко поклонились.
  1. Колпачки свалились.
  2. Колпак надеваем.
  1. Снова начинаем.
  2. Мы пришли к вам оба,
    Фома да Ерема.
  1. Людей посмотреть,
    Себя показать,
    Да небылицы рассказать.
  2. Жил да был карась, а вот и сказка началась.
  1. Жили-были два налима, вот и сказки половина.
  2. Жили – были два гуся, вот и сказка вся.
  1. Да нет, не то!
    Жил-был царь, а у царя был двор.
  2. На дворе был кол, на колу был дворец,
    Во дворце был скворец.
  1. Царь любил скворца,
    Не сказать ли нам с конца?

(Садятся на один стул).

– Подвинься!
– Нет, ты подвинься!
– Я не хочу!
– Фома вредный – голос медный.
– Сам с кувшин голова с аршин!

(Разошлись в разные стороны).

Учитель: Эй, вы, что? На обиженных воду возят! Не надо сердиться, надо мириться! (Подходят и жмут друг другу руки).

  1. Начинай!
  2. Нет, ты начинай,
    Ну ладно уж. Давай вместе!
  1. Как у нашего Данилы, разыгралася скотина.
  2. Овцы – в донцы, бараны в барабаны.
  1. Утки в дутки, сверчки – в смычки.
  2. Козел пляшет, ножкой машет.

Вместе:

Хочешь – верь
Хочешь – не верь!

  1. Ух-ух-ух.
  2. Попляши Фома за двух (Фома пляшет).
    Эй, Ерема! (Поклонились)

«Песенная»

Учитель: Спасибо, ребята!

Поднимаемся в горку, идем не спеша и видим широкую улицу, а слышится здесь чудесное пение с плясками.

Какая красивая улица, а называется она «Песенная».

Учитель прикрепляет название к плакату. (Выразительное чтение наизусть.)

Ученица:

Песня русская в березках,
Песня русская в хлебах,
На покосах, на морозах,
на санях и на лугах.

На ветру шумят березы,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов.

Песня: «Спляшем, Ваня, спляшем! (Дети поют песню и исполняют танец)

Смотри несется резвый конь,
И бьется крива как огонь.
Гарцует конь, танцует конь,
Спляшем Ваня, спляшем /2 р.

Смотри идет в развалку гусь,
Свой танец нам покажет пусть.
Степенный гусь и важный гусь,
Спляшем Ваня, спляшем /2 р.

Смотри, как танец всех завел,
Танцует речка и лужок.
А мы с тобой пойдем, дружок,
Спляшем Ваня, спляшем /2 р.

Итог урока: Беседа по содержанию. Эвристическая беседа.

Ребята, понравилось ли вам в чудесном городе «Фольклор»? Назовите те достопримечательные места, где вам понравилось. А может кто-либо угадает, на что похож этот город? – да, на наш родной посёлок.

А сейчас наступил вечер. Солнышко, как нам не жаль его отпускать, скрылось за горизонт. (Учитель закрывает доску, где записаны жанры фольклора).

И теперь попробуйте сами вспомнить жанры фольклора и записать их на маленьких солнышках, которые я вам подарю на память о сегодняшнем уроке.

Дети на лучиках солнышка записывают жанры фольклора.

Что вы сегодня повторили на уроке?

– Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

– Что больше всего вам понравилось?

На этом уроке мы закончили раздел «Малые жанры фольклора». Теперь мы с вами начнем новый раздел программы, где будем говорить о сказках.

Домашнее задание. Узнать у бабушек, какие они знают сказки и подготовить одну для пересказа в классе.

Урок закончен. Спасибо, ребята!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *