Проект Пресса в школе: становление личности ребенка – активной, думающей, толерантной

  • Горелова Ирина Николаевна, учитель русского языка

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Аннотация проекта.

Члены Совета учащихся вышли с предложением
организовать в ЦО работу собственной школьной
газеты.

Данный проект предлагает решение проблем
современных подростков:

  • способствует формированию условий для развития
    творческих способностей учащихся;
  • развитию у учащихся профессиональных навыков
    (журналист, корреспондент, ведущий эфира и др.);
  • дальнейшему развитию самоуправления в ЦО
    (принцип гласности и открытости).


2. Актуальность проекта.

“Жизнь становится интересной и
полноценной
только тогда, когда сам что – то творишь,
созидаешь, действуешь”.

Современное образование стремится к внедрению
новых технологий, электронных книг и виртуальных
заданий, но большой ценностью есть и остаётся
реальное авторское творчество школьников.
Особенно бесценны становятся листы издания,
когда в них ребёнок видит свою статью, свою
фотографию, свои рисунки.

Школьная газета – это важное средство общения
между сверстниками. Она играет ту же роль, что и
пресса в обществе: она помогает сформировать
гражданскую позицию, воспитать в ребятах любовь
к родному краю, его истории и культуре, приобщает
к литературно-исследовательской работе,
развивает в ребятах творческие и
коммуникативные способности. Кроме того, она
выполняет и образовательную функцию, позволяя
детям и подросткам приобретать навыки
журналистской деятельности. На её страницах
ученик может напечатать своё литературное
творение, поделиться открытиями, рассказать об
интересных людях, мероприятиях, проводимых в
школе, классе, призвать читателей к обсуждению
острых проблем, предложить конструктивные
решения.

В течение нескольких лет в школе назревала
потребность в своей школьной прессе, выпускаемой
самими учащимися. Несмотря на занятость в
кружках и спортивных секциях, у каждого
подростка есть свободное время. Многие ребята
отдают его увлечению кино, фотосъемкой, общению,
пробуют свои силы в написании статей для
школьной стенгазеты. Как соединить интересы
ребят и подготовку к возможной будущей
профессии? Как найти единомышленников? Как
активно включаться в школьную жизнь? Один из
вариантов решения этих вопросов — выпуск
печатной школьной газеты.

Среди учащихся, педагогов, родителей нашего
Центра образования №2006 было проведено
анкетирование “Пресса в школе: быть или не
быть?”. В опросе участвовало 950 респондентов,
которым были заданы следующие вопросы:

1. Хотели бы вы иметь свою школьную газету?

2. Хотели бы вы сотрудничать или стать
корреспондентом школьной газеты?

3. Какие рубрики вы можете предложить?

Проанализировав результаты анкетирования (на 1
вопрос – 85 % ответили положительно, на 2 вопрос –
55% ответили положительно, на 3 вопрос было
предложено более 28 рубрик), мы пришли к выводу,
что учащиеся, педагоги и родители считают
необходимым создать школьную газету.

Подготовка газеты требует вовлечения детей в
различные формы деятельности. Это рукописная
подготовка заметок, компьютерный набор статей и
распечатка на принтере, компьютерная правка,
макетирование и верстка. Учащиеся
совершенствуют и развивают навыки литературного
творчества, повышают грамотность, получают
первый журналистский опыт.

Объединив вокруг себя коллектив
единомышленников, газета для учащихся стала
частью жизни, возможностью выразить собственное
“Я”, понять, что такое “хорошо” и что такое
“плохо”, и открыто сказать об этом другим.
Фактически она стала “лицом школы” и создала
особый микроклимат, показала свою значимость
и в социальном, и в психологическом плане. В
состав редакции входят учащиеся с 5 по 11 класс.
Каждый ребенок – личность в полном смысле этого
слова. По крайней мере, таким он становится в
газете, в своих заметках, репортажах, стихах. Но
чтобы не делали ребята – во всем чувствуется
абсолютная подлинность, индивидуальность.

Сегодня от выпускников школы требуются не
только знания, но и активность, инициативность,
способность принимать решения в трудной
ситуации. Соответственно, необходимы такие
изменения в организации процесса обучения, чтобы
школьник мог применять полученные знания.
Особенно это касается подростков, которые в силу
возрастных особенностей стремятся участвовать
во взрослой жизни. Такая форма деятельности
побуждает развитие таких качеств, как
инициативность, активность.

Школьную газету можно сейчас рассматривать как
средство создания в школе настоящего крепкого
творческого коллектива, как средство
формирования общественного мнения, средство
воспитания и т.д. Для ребят активных,
любознательных школьная газета – это
своеобразный катализатор и генератор идей. А
содержание школьной газеты – это школьная жизнь
в самом широком смысле. Это круг интересов ребят,
их забот, поисков, их общие радости и печали,
сомнения и открытия, это своеобразная школьная
летопись.

Школьная газета – мощное воспитательное
средство, а также средство повышения интереса к
учебе. Проект способствует сплоченности детей,
развитию их коммуникативных способностей,
повышению их статуса в школьном и классном
коллективе, дальнейшей демократизации всей
школьной среды, а также созданию базы для
развития творческого потенциала учащихся. Но
главное – что газета помогает становлению
личности ребенка – активной, думающей,
толерантной
.


3. Цель, задачи, ожидаемые результаты.

Цель:

  • сплочение детского коллектива, развитие
    творческих способностей детей и подростков,
    саморазвитие, самовыражение личности на основе
    познавательной деятельности через работу
    Пресс-центра.

Задачи:

  • научить детей собирать, обрабатывать и
    представлять конкретную информацию;
  • воспитывать эстетический вкус и интерес к
    событиям школьной жизни;
  • повысить информационную культуру участников
    проекта;
  • привить детям и подросткам интерес к таким
    профессиям как журналист, корреспондент,
    дизайнер, верстальщик, корректор;
  • выпускать один номер газеты в месяц, а также
    специальные выпуски;
  • способствовать становлению личности школьника
    – активной, думающей, толерантной путем издания
    школьной газеты.


4. Механизм и условия реализации проекта.

  • Данный проект включает в себя мероприятия по
    организации в ЦО собственной школьной газеты
    силами учеников при поддержке администрации ЦО,
    родителей.
  • Проект рассчитан на 3 года. В нем принимают
    участие учащиеся 1–11 классов, Совет учащихся, а
    также педагоги и родители.

Первый организационный этап нацелен на
формирование у ребят познавательного интереса в
новой области знаний – журналистике,
приобретение первоначальных умений и навыков. На
этом этапе учащиеся учатся выражать свои мысли,
вести беседу, брать интервью, грамотно
составлять план выступления, доклада, писать
заметки.

На втором этапе ребята учатся собирать
информацию, обрабатывать её, писать статьи, вести
беседу, анализировать текст. У ребят
присутствует более глубокая внутренняя
мотивация к изучению данного вида творчества.

Третий этап. Самостоятельная работа над
планом газеты, её верстка, работа с документами,
самостоятельный творческий поиск.

Данные ступени характеризуются постепенным
усложнением деятельности, порождающей новые
творческо-познавательные потребности учащихся.


5. План реализации проекта.

1) Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2009).
Поиск решения проблемы отсутствия школьной
газеты для детей и подростков. Социальный опрос.
Встречи с администрацией и обсуждение идеи
издания школьной газеты. Принятие решения об
издании школьной газеты.

2) Теоретический этап (ноябрь-январь 2009 г.)

Подготовка детей и подростков к реализации
проекта:

— обучение основам издательского дела;

— знакомство с компьютерной программой Microsoft
Office Publisher 2007;

— распределение обязанностей в пресс-центре
(редакторы, корреспонденты, верстальщики) в
соответствии с желанием и способностями каждого
ребенка;

— информирование детей и подростков о работе
пресс-центра;

— создание актива редколлегии, выбор детьми
приоритетных направлений деятельности.

3) Проектный этап (2009-2012 гг.)

— выбор тематики каждого выпуска газеты;

— сбор информации для газеты;

— подготовка заметок;

— реклама пресс-центра, анонс;

— подготовка, корректировка заметок в газету;

— участники проекта пробуют свои силы в
реальной работе;

— издание и выход регулярных номеров газеты
“Планета знаний”.

4) Организационно-обобщающий этап (сентябрь
2010–2012 гг.)

Дальнейшая работа по изданию школьной газеты
“Планета знаний”, приобретение опыта,
регистрация в Реестре Школьной Прессы России,
присвоение индивидуального RSPR-кода. Участие в
окружных и городских конкурсах СМИ.

Формы работы:

  • лекции, беседы;
  • встречи;
  • дискуссии, круглый стол;
  • экскурсии;
  • деловые игры;
  • работа с письмами;
  • составление плана газеты;
  • выпуск газеты;
  • работа с документами;
  • редактирование текста;
  • отчет;
  • анализ информации;
  • КТД.


6. Содержание проекта.

В сентябре 2009 года мы решили создать в Центре
образования “Пресс-центр”. Опыта в подобных
делах у нас не было, но было желание создать
свою школьную газету, сделать ее не только
интересной и любимой для учащихся, но и привлечь
к сотрудничеству педагогов и родителей. Возникло
много вопросов:

  • С чего начать?
  • Как заинтересовать детей, родителей, педагогов?
  • Как найти талантливых редакторов,
    корреспондентов, фоторепортеров?
  • Что такое вообще школьная газета и что в ней
    должно быть, чтобы она стала интересной и
    востребованной?

Мы объявили конкурс на лучшее название
школьной газеты и стали придумывать постоянные
рубрики.

  • “Школьный олимп”. Чаще всего эта рубрика
    выходит на первой полосе. Наши ребята — частые
    призеры и победители олимпиад, конкурсов,
    фестивалей самого разного уровня, поэтому именно
    в этом разделе мы говорим о достижениях и
    поздравляем с успехом детей и педагогов.
  • “Вести из классов”. В этой рубрике школьники
    рассказывают о самых ярких событиях, встречах,
    путешествиях своего класса.
  • Рубрика “Мир вокруг нас”. Газета помогает
    сформировать и гражданскую позицию. Всё, что
    происходит в мире, стране, в городе, не оставляет
    ребят равнодушными. На страницах школьной газеты
    можно призвать читателей к обсуждению острых
    проблем, предложить свои решения. Недалёкие
    события на Манежной площади вызвали
    эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка.
    Учащиеся приносили свои статьи в Пресс – центр,
    лучшие были опубликованы в этой рубрике. Быть
    толерантными, уважать окружающих – вот основы
    опубликованных статей.
  • “Наши юбиляры”. Педагогический коллектив
    нашего Центра образования отличает преданность
    работе, таланты в преподавании и обучении.
    Возраст наших учителей самый разный, много
    заслуженных талантливых педагогов, в каждом
    месяце обязательно есть юбиляр. И именно в этой
    рубрике учащиеся нашей школы, родители,
    преподаватели могут прочитать интервью с
    именинником о его творческой жизни, увлечениях,
    семье и поздравить любимого педагога.
  • Спортивная жизнь школы – приоритетное
    направление не только в воспитательном процессе
    школы, но и в общегосударственном масштабе.
    Многие ребята увлечены спортом. Мы придумали для
    них Рубрику “Спорт – это жизнь!” Пусть наши
    спортсмены и дальше бьют все рекорды, а мы будем
    читать о победах и радоваться их успехам.
  • Одна из популярных рубрик под названием “Я
    вам пишу!”
    Конечно, она любимая, ведь здесь нет
    границ фантазии, полету мыслей, каждый чувствует
    себя Автором! Любая тема нам по плечу: пишем,
    берем интервью, рассуждаем, спорим, сочиняем
    стихи. Рубрика интересна тем, что она наши
    выпускники, становясь студентами ВУЗов,
    продолжают с нами сотрудничать.
  • Рубрика “Никто не забыт, ничто не забыто”. В
    школе большое внимание уделяется
    патриотическому воспитанию. Функционирует
    патриотический клуб “Ратник”, военно –
    патриотический музей. Ребята с интересом
    рассказывают о поисковой и исследовательской
    деятельности.
  • Рубрика “Калейдоскоп событий. Можно
    назвать и осенний, и новогодний калейдоскоп, и
    любой другой, главное, осветить все события, что
    происходят в школе. Содержание школьной газеты –
    это школьная жизнь в самом широком смысле. Это
    своеобразная летопись.
  • Рубрика “За и против”. Бурное обсуждение
    многих школьных вопросов происходит именно
    здесь. Например, нужна или не нужна школьная
    форма? Компьютер: друг или враг?” Ребята не
    просто высказывают своё мнение, но и проводят
    интервью, анкетирование, обобщают, делают выводы.
    Такая форма деятельности побуждает развитие
    таких качеств, как инициативность, активность и
    самостоятельность.
  • Рубрика “Родительская страничка”.
    Родители – активные участники всех школьных дел.
    Они с удовольствием читают и пишут в нашу газету.
    Мы решили создать для них свою рубрику, где
    высказываю своё мнение, делятся впечатлениями,
    задают вопросы.
  • Чтобы газета была интересной, мы объявляем
    конкурсы. Главное, в каждом номере предложить
    новое соревнование, например: “Угадай
    учителя”, “Крепкий орешек”, “Умный боец везде
    молодец”.
    Ученики отгадывают, приносят
    интересные фотографии и рисунки.
  • Изюминкой нашей газеты является рубрика “Слово
    директора”.
    Эта рубрика — обращение друга,
    наставника, человека мудрого, любящего и
    знающего детей. Тема раздела всегда актуальна,
    является откликом на происходящие и грядущие
    события. Илюхина В.А. не просто вдохновитель
    проекта, но и его активный участник.

Весь год мы с интересом участвовали в
увлекательном проекте “Пресса в школе”, где
создавали свои мини-газеты на различные темы,
брали репортажи, рисовали портреты журналистов,
ставили сказочный спектакль про Царевну
Несмеяну, которую необходимо было нам,
корреспондентам, увлечь журналистским делом.

Результат: налажен регулярный выпуск
школьной газеты “Планета знаний” по 999
экземпляров каждого номера. Среди них
специальные выпуски, посвященные 150-летию
А.П.Чехова, 65-летию Победы.

7. Ожидаемые результаты.

Итоги нашего проекта таковы:

  • создан Пресс-центр для самоорганизации
    наиболее активных и талантливых детей. Общая
    работа редакционного коллектива объединяет
    школьников независимо от того, в каком классе они
    учатся, чем занимаются в свободное время и т.п.;
  • школьники получили возможность реализовать
    свои способности в самых разнообразных видах
    деятельности: административно-организаторской,
    редакторской, журналистской;
  • налажен регулярный выпуск школьной газеты
    “Планета знаний” по 999 экземпляров;
  • выпущены специальные издания, посвященные
    150-летию А.П.Чехова, 65-летию Победы;
  • функционирует кружок “Основы журналистики”,
    где учащиеся обучаются азам журналистской
    профессии и компьютерной верстке;
  • повысилась познавательная активность учащихся,
    которые стали быстро реагировать на события и
    находить источники информации;
  • за период 2009-2012 гг. привлечено 85 % учащихся
    Центра образования к реализации проекта;
  • вокруг школьной газеты сплотился коллектив
    единомышленников из учеников, учителей,
    родителей, выпускников: толерантных, думающих,
    творческих;
  • налажено сотрудничество с издательствами
    других школ, с СМИ г.Москвы, такими как
    “Учительская газета”;
  • работы наших авторов вошли в альманах
    “Многоцветие слов”, победивший на фестивале ЮТМ
    2011;
  • проведены мастер — классы по созданию школьной
    газеты для участников Всероссийского семинара
    “Мой лучший урок” в 2010 г., в 2011 г. и в 2012 г.;
  • проект “Пресса в школе” занял 1 место в
    городском конкурсе “Москва на пути к культуре
    мира”. 2011 г.;
  • проект напечатан в сборнике “Лучшие проекты
    Москвы”, под редакцией А.С.Обухова. МГДД (Ю)Т., 2011
    г.

Приложение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *