Применение технологии развития двигательных качеств обучающихся с учетом индивидуально-типологических особенностей организма

  • Старостина Ирина Сергеевна, учитель физической культуры

В последние годы ведется активный поиск путей
индивидуализации физического воспитания
школьников, однако он часто основан на
персонификации технологий, имеющих целью
достижении половозрастных нормативов
физической подготовленности, базирующихся на
среднестатистических данных. В связи с этим
необходима разработка и реализация новой
стратегии в сфере физического воспитания,
направленной на преодоление противоречий между
уровнем накопленных медико-биологических и
психолого-педагогических знаний, с одной
стороны, и современной практикой физического
воспитания, с другой. Основными принципами этой
стратегии должны стать адекватность содержания
и условий физического воспитания
индивидуально-типологическим особенностям
организма и конкретным задачам оптимизации
определенных компонентов физического состояния,
учет сенситивных периодов в развитии
двигательных качеств, оценка физической
подготовленности на основе типологических
нормативов, соответствие форм двигательной
активности возможностям и способностям каждого.

Реализация данной стратегии в физическом
воспитании школьников осуществляется, в
частности, через разработку и внедрение новых
технологий физической подготовки, под которыми
мы понимаем упорядоченную совокупность
действий, операций, процедур, инструментально
обеспечивающих при помощи методов, приемов,
средств, достижение прогнозируемого и
диагностируемого уровня развития двигательных
качеств школьников.

Результаты исследований многих лет
свидетельствуют о том, наиболее важными
типологическими признаками в физическом
воспитании являются и остаются особенности
телосложения и тесно связанная с ними степень
проявления физических качеств. Тип телосложения
в очень большой мере определяет диапазон
физических возможностей. Это и понятно, так как
видимые на глаз различия в телосложении являются
проявлением глубинных различий в структуре
обмена веществ и функциях важнейших
физиологических систем организма. Они резко
отличаются как по внешним морфологическим
признакам, так и по соотношению «быстрых» и
«медленных» мышечных волокон, по свойствам
нервной системы, по функциональным возможностям
сердечно-сосудистой, дыхательной и иных систем
организма [Э.Г.Мартиросов,1982; H.Hoppeler,1986].

Осознавая имеющуюся у учителей физической
культуры потребность в освоении современных
инновационных технологий, доктор педагогических
наук, профессор В.Д.Сонькин; доктор
педагогических наук, профессор В.В.Зайцева;
кандидат педагогических наук Г.М.Маслова;
кандидат педагогических наук М.В.Бурчик,
поставили задачу и разработали научно
обоснованную технологию физической подготовки
школьников, учитывающую
индивидуально-типологические особенности
обучающихся. Они провели экспериментальную
проверку такого методического подхода.
Результаты показали, что принцип «движение
навстречу Природе», полностью оправдал себя в
плане повышения двигательной подготовленности
обучающихся. Это означает, что дети должны
получать такие задания (как в урочных, так и во
внеурочных формах занятий), выполнение которых
было бы для них приятным и интересным благодаря
совпадению с интуитивным стремлением и
биологической ориентацией организма
(предрасположенностью). Приросты результатов во
всех двигательных тестах оказались в
экспериментальных группах примерно в 2 раза выше,
чем в контрольных, которые занимались по-старому.
Кроме того, у всех обучающихся экспериментальных
групп, независимо от их телосложения и режима
нагрузки на занятиях, значительно выросла
выносливость. А в спортивной науке хорошо
известно, что именно выносливость более всего
отражает состояние организма, так как для ее
проявления нужна слаженная работа всех
важнейших функций и систем. Во всяком случае,
повышение выносливости, без сомнения,
свидетельствует об улучшении функционального
состояния организма человека.

Проведенные педагогические наблюдения
показали, что школьники разных типов
телосложения по-разному относятся к выполнению
определенных двигательных заданий. Так
обучающиеся астено — торакального типа
телосложения любят медленный, но
продолжительный бег. Обучающиеся мышечного типа
с удовольствием выполняют скоростно-силовую
работу, школьники дигестивного типа беговые
легкоатлетические упражнения выполняют с
неохотой, зато им нравятся метания и работа с
отягощениями.

И это вполне закономерно, поскольку
подавляющее большинство людей стремится
выполнять те действия, которые у них лучше
получаются. Так, выполненное тестирование
физической подготовленности обучающихся
показало, что у школьников астено — торакального
типа телосложения наиболее развитым
двигательным качеством является выносливость, а
у обучающихся мышечного и дигестивного типов
телосложения — скоростно-силовые качества. Эти
различия обусловлены биологическими причинами,
связанными с естественным разнообразием
строения и функций тела, а также темпов роста и
развития организма.

В дальнейшем были выявлены наиболее
эффективные двигательные режимы для школьников
определенного типа телосложения. Наиболее
продуктивными для повышения физических
возможностей школьников являются комплексы
физических упражнений, направленные на
совершенствование наиболее развитых для
обучающихся определенного типа телосложения,
двигательных качеств. Причем, объем физических
упражнений, направленных на развитие ведущих
двигательных качеств составлял в среднем 60 % от
общей физической нагрузки. Свидетельством
эффективности данного подхода служит наибольшее
количество позитивных изменений в физической
подготовленности и мышечной работоспособности
за период исследования, длившегося один учебный
год, в тех группах школьников, где физическая
подготовка осуществлялась с преимущественным
развитием наиболее развитых для определенного
типа телосложения двигательных качеств.

На основе данных исследований была разработана
технология развития физических качеств
школьников
14-17 лет, основным содержанием которой является
определенная последовательность действий
учителя и обучающихся: идентификация
особенностей телосложения школьников, процедура
индивидуально-групповой организации занятий,
применение физических нагрузок, адекватных
ведущим двигательным качествам, а также оценка
физической подготовленности обучающихся в
соответствии с типологическими нормативами.
Именно эту технологию я предлагаю использовать в
формировании жизненно необходимых двигательных
качеств и совершенствовании индивидуального
физического развития.

Целевые ориентации данной технологии
заключаются в формировании и развитии
обучающихся в соответствии с природными
способностями.

Концептуальные положениялица разного
типа телосложения имеют различный уровень
развития физических качеств и совершенствование
двигательных качеств должно строится на основе
адекватности средств, методов индивидуальным
задаткам занимающихся.

Особенности содержаниязанятия с
обучающимися разного типа телосложения
проводятся по двигательным программам с
преимущественным воздействием на наиболее
развитые физические качества, присущие каждому
типу телосложения.

Особенности методики заключаются
в применении индивидуально-группового
способа проведения занятий или метода круговой
тренировки, оценивание физической
подготовленности проводится со строгим учетом
особенностей телосложения, в соответствии с
типологическими стандартами.

Практическое внедрение

Рисунок 1. Алгоритм действий учителя
физической культуры при внедрении технологии
физической подготовки школьников, основанной на
учете особенностей телосложения.

При практической реализации предлагаемой
технологии я предлагаю последовательное
прохождение 3 этапов:

1) дифференциация школьников по типам
телосложения;

2) осуществление воздействия физических
нагрузок, учитывающих особенности телосложения
обучающихся;

3) оценка физической подготовленности
школьников в соответствии с типологическими
нормативами.

На первом этапе в рамках уроков
физической культуры со школьниками, рекомендую
формировать группы в соответствии с
особенностями телосложения. Определение типов
телосложения следует в соответствии с
морфофункциональными характеристиками разных
соматотипов на основании классической схемы. Три
категории школьников: обучающиеся с астено —
торакальным, мышечным и дигестивным типами
телосложения, которые наглядно представлены
<Рисунок 2 >.

Астеническо — торакальный тип

Относительно узко сложенный тип. Грудная
клетка уплощена спереди назад, вытянута, часто
сужена книзу. Эпигастральный угол острый. Спина
часто сутулая с резко выступающими лопатками.
Живот впалый или прямой. Характерно выступание
костей таза. Такие дети имеют удлиненные
конечности, тонкий костяк. Подкожно — жировой
слой крайне незначителен, поэтому хорошо виден
костный рельеф — кости плечевого пояса и ребра.
Мускулатура развита слабо.

Мышечный тип

Данный тип характеризуется наличием
массивного скелета с четко выраженными
эпифизами, особенно в предплечье и коленном
суставе. Грудная клетка округлая,
цилиндрическая, одинакового диаметра по всей
длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая с
нормально выраженными изгибами. Живот прямой с
хорошо развитой мускулатурой. Значителен объем
мышц. Жироотложение умеренное, костный рельеф
сглажен.

Дигестивный тип

Представители этого типа имеют обильное
жироотложение. Форма грудной клетки, как правило,
коническая, короткая, расширена книзу.
Эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый,
округлый с жировыми складками. Спина прямая или
уплощенная. Скелет крупный, массивный.
Мускулатура хорошо развита. Подкожно жировой
слой образует складки на животе, спине, боках.
Костный рельеф совершенно не просматривается.

Если телосложение школьника сочетает в себе
черты двух смежных типов (имело переходный
характер), то он относился к тому типу
конституции, черты которого преобладают.

Астено — торакальный тип Мышечный тип
Дигестивный тип телосложения телосложения
телосложения

Рисунок 2. Типы телосложений

После формирования типологических групп
следует второй этап, на котором для
реализации технологии физической подготовки,
учитывающей особенности телосложения и развития
физических качеств, я рекомендую применять индивидуально-групповой
способ организации занятий
.
Каждую
группу составляют школьники одного типа
телосложения. Под общим руководством учителя
работой каждого отделения руководит командир,
либо кто-то из наиболее подготовленных
обучающихся. Однако учителю необходимо время от
времени подходит и к другим отделениям, проверяя
их работу. Используется также индивидуальный
способ организации урока. И в том и другом случае
широко применяется метод круговой
тренировки
.

На третьем этапе осуществляется процедура
оценки физической подготовленности обучающихся.
Оценка по физическому воспитанию — очень тонкий
инструмент, существенно влияющий на
психологическое состояние и социальный статус
ученика. Несправедливость такой оценки особенно
опасна.

В большинстве случаев, выставляя оценку за
двигательное задание, учитель ориентируется на
«нормативный» результат, что вынуждает его
уделять повышенное внимание «отстающим»
двигательным качествам ребенка. Соответствующие
упражнения для ребенка особенно трудны, т. к. ни
его мышцы, ни другие физиологические системы не
приспособлены к такой нагрузке. В некоторых
случаях такой подход дает эффект, но при этом
нередко приводит к тому, что ребенок, не
обладающий необходимыми биологическими
предпосылками для достижения требуемого
результата, попадает в стрессовую ситуацию. В
конечном счете, уровень его физической
подготовленности может даже повыситься, но
отвращение к физическим упражнениям сохранится
на всю жизнь.

Поэтому я считаю, что оценка результатов
двигательных тестов на уроке физической
культуры должна осуществляться на основе
типологически адекватных шкал, учитывающих
диапазон реальных возможностей представителей
каждого конституционального типа, то есть должна
быть дифференцирована.

Практические рекомендации:

1. На учебных занятиях по физическому
воспитанию, проводимых в рамках уроков
физической культуры со школьниками,
рекомендуется формировать группы в соответствии
с особенностями телосложения.

2. При использовании технологии, направленной
на повышение физических возможностей
обучающихся и учитывающей индивидуальные
особенности телосложения старшеклассников,
необходимо 60% времени занятия уделять развитию
ведущего для них двигательного качества: для
обучающихся астено — торакального типа
телосложения — выносливости; для мышечного и
дигестивного соматотипов — скоростно-силовых
качеств. Для школьников астено — торакального
типа 20% объема занятий следует отводить развитию
скоростно-силовых способностей; для обучающихся
мышечного и дигестивного соматотипов 20% —
развитию выносливости. Оставшиеся 20% от общего
объема занятий рекомендуется уделять развитию
остальных физических качеств.

3. При оценке физической подготовленности
необходимо использование нормативов,
учитывающих особенности телосложения
школьников.

4. Для совершенствования процесса управления
физической подготовкой школьников
рекомендуется использовать индивидуальную
карту регистрации результатов обучающихся, в
которую ежемесячно заносить данные об их
физическом состоянии.

5. Использование индивидуально-типологического
подхода в старших классах желательно в течение
всего учебного года или, как минимум, в период
первого учебного полугодия.

6. Индивидуально-типологический подход может
быть использован как в урочных, так и секционных
и самостоятельных занятиях со школьниками.

Вывод:

Таким образом, проведенные исследования при
внедрение в учебный процесс по физической
культуре технологии физической подготовки,
учитывающей индивидуально-типологические
особенности старшеклассников, показало:
эффективность данной технологии по сравнению с
другими подходами в физической подготовке
школьников; и возможность воспроизведения
данной технологии в образовательных учреждениях
другими субъектами.

Введение такого рода дифференцированной
оценки эффективно во многих отношениях.
Во-первых, оценке возвращается ее стимулирующая
роль для наиболее подготовленных учеников: для
того, чтобы получить более высокую оценку при
более высоких нормативах, они должны
постараться. Во-вторых, даже сильно отстающие
ученики, у которых в силу их индивидуальных
особенностей по старой системе при любых
стараниях не хватало сил на выполнение некоторых
контрольных нормативов, теперь получили шанс
улучшить свою оценку, что уже можно
рассматривать как явный стимул к дальнейшим
занятиям.

Особенно положительно это сказывается на
психологическом настрое представителей
дигестивного типа конституции, наиболее часто
страдающих ожирением разной степени и наименее
способных к выполнению контрольных нормативов
по большинству тестов. Чувствительность системы
дифференцированной оценки выше, чем
традиционной системы оценивания, и это не
замедлит сказаться на общем психологическом
настрое обучающихся.

Дифференцированный подход в развитии
двигательных качеств с учётом
индивидуально-типологических особенностей
организма позволяет совершенствовать систему
отбора в различные виды спорта, активизировать и
поддерживать уровень здоровья занимающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Зайцева В.В. Такие разные дети: Шаги физического
    развития / В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин. —
    Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 288 с.
  2. Левушкин С.П. Стандарты физической
    подготовленности школьников г. Ульяновска / С.П.
    Левушкин, О.Ф. Жуков. — Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. — 32 с.
  3. В.Д. Сонькин [и др.] Основные закономерности и
    типологические особенности роста и физического
    развития // Физиология развития ребенка:
    теоретические и прикладные аспекты. — М.:
    Образование от А до Я, 2000. — С. 31-59.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *