Подгрупповое занятие по развитию связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Составление рассказа о весне»

  • Сомова Марина Петровна, учитель-логопед

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Образовательные области: “Социально-коммуникативное
развитие”, “Познавательное развитие”,
“Речевое развитие”, Физическое развитие”.

Фонетическая тема: фонематический
анализ.

Грамматическая тема: развитие связной
речи.

Лексическая тема: весна.

Цель: коррекция речевых нарушений

Задачи:

I. Образовательные.

  • Закрепить знания по теме “Весна”.

II. Коррекционные.

  • Развитие речевого дыхания.
  • Обогащение лексики за счет слов: капель,
    проталина, ледоход.
  • Развитие фонематического анализа.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие высших психических функций внимания и
    памяти.

III. Воспитательные.

  • Воспитывать умение слушать товарищей.
  • Воспитывать положительное отношение к учебной
    деятельности.

Оборудование: раздаточный материал
для развития дыхания — сосульки с капельками,
фишки для фонематического анализа, компьютер,
мультимедийный проектор.

Ход занятия


Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
воспитанников
1. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята, садитесь удобно, начинаем
занятие.

Здороваются, садятся.
2. Основная часть.

Сообщение
темы занятия.

— Мы сегодня поговорим о весне и поиграем в
интересные игры. Вы готовы?

А) Упражнение на развитие речевого дыхания.

— Возьмите в руки сосульки. Посмотрите, с них
падают капельки. Период, когда тают сосульки,
называется капель. Посмотрите и послушайте
(слайд № 2).

— Посмотрите на экран (слайд № 3). Мы будем
выполнять дыхательное упражнение. Выполнять его
нужно правильно: встанем на ноги, вдох сделаем
носом, а затем медленный и ровный выдох ртом на
капельки, чтобы они начали качаться.

— Молодцы, правильно выполняли упражнение.

Да

Слушают звуки капели

Выполняют.

Б) Фонематический анализ слов [капель,
весна
].

— Ребята, возьмите фишки и выложите
схемы слов [капель и весна].

Давайте проверять, у всех ли получилось
правильно. Посмотрите на экран (слайд № 4)

Сколько звуков в слове [капель]?

Сколько букв в слове [капель]? Почему?

Какой первый (второй…) звук? Дайте ему
характеристику.

Аналогично разбирается слово [весна].

— Молодцы, правильно!

Выкладывают схемы.

Пять.

Шесть. Объясняют.

Звук [к], согласный, твердый, глухой (аналогично
другие звуки).

В) Физкультминутка.

— Давайте, поиграем.
Предлагаю “изобразить картинки весны”.

Солнце пригревает.
В полях снег тает.
Птицы прилетают.
Подснежники расцветают.

Весна – красна! Ты к нам пришла
С теплыми лучами, с быстрыми ручьями.
Первым март пришел, белый снег сошел,
За ним апрель отворит окно и дверь.
А как май придет – все кругом расцветет!

Поднимают руки вверх, разведя
пальцы, как лучи.

Наклоны вперед, руки в стороны.

Взмахи руками.

Приседают на корточки, руки перед собой, ладони
сложены в виде бутонов.

Водят хоровод.

Г) Введение в лексику новых слов.


Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новыми
словами. Посмотрите на экран (слайд № 5) место, где
растаял снег и проглядывает земля, называется
проталина. Повторите.

— А когда на речке начинает таять лед, он
ломается и льдины несет течением, такое явление
называется ледоход (слайд № 6). Повторите.

— Как вы думаете, какие два слова спрятались в
слове [ледоход]?

Проталина.

Ледоход.

Отвечают

Д) Составление рассказа с опорой на
схему.

— Сегодня мы будем составлять рассказ о
весне.

— Что изображено на картинке? (слайд № 7)

— Что происходит с солнышком весною?

— Посмотрев на картинку с изображением солнца,
вы должны будете рассказать, что происходит с
солнышком весной.

— Что изображено на следующей картинке? (слайд №
8)

Эта картинка подсказывает, что нужно
рассказать о погоде весной, о том, что происходит
со снегом, о проталинах, о ледоходе…

— Что изображено на следующей картинке? (слайд №
9)

Эта картинка подсказывает, что нужно
рассказать о том, что происходит с растениями
весной.

— Что изображено на следующей картинке? (слайд №
10) Что происходит с птицами и насекомыми весной?

— Что изображено на этой картинке? (слайд № 11)

О чем надо рассказать?

— Кто догадается, о чем нужно рассказать, глядя
на эту картинку? (слайд № 12)

— Молодцы, правильно все рассказали. Для того,
чтобы самостоятельно рассказать рассказ о весне
нужно смотреть на эту схему (слайд № 13) и по
порядку рассказывать, а картинки будут вам
помогать.

— Солнце.

— Сильнее греет, ярче светит, поднимается высоко…

Весна. Весной тает снег, появляются проталины…

На веточках набухают почки, появляются
листочки……

Птицы, насекомые. Перелетные птицы
возвращаются из теплых стран… Насекомые
просыпаются….

Звери, которые впадали в зимнюю спячку,
просыпаются…

О том, что люди переодеваются, готовятся к
посадкам…

Е) Игра, направленная на развитие
внимания.

— Перед тем, как вы расскажите свои
рассказы, хочу посмотреть какие вы внимательные.
Я уберу схему, а вы скажите, что было нарисовано
на первой картинке, что на третьей и т.д.

— Молодцы, у вас хорошая память. Кто хочет
рассказать о весне, используя нашу схему?

— Скажите, ребята, когда ваш товарищ
рассказывает свой рассказ, как нужно себя вести?

Выслушиваем 2-3 рассказа.

Играют.

Отвечают.

Рассказывают свои рассказы.

3. Заключительная часть.

А)
Подведение итогов. Рефлексия.

— Ребята, чем мы сегодня занимались?

— Понравились вам рассказы друзей?

— Что еще понравилось или не понравилось
сегодня на занятии?

Б) Оценка деятельности воспитанников.

— Молодцы, ребята, хорошо сегодня занимались,
рассказали интересные рассказы о весне.

Индивидуальные оценки.

В) Организационный момент.

— До свидания.

Отвечают.

Прощаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *