Подготовка к ЕГЭ по литературе в средней школе

  • Шпигель Мария Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Работа в современной школе требует некоторого
пересмотра видов работы школьников 5-8 классов на
уроках литературы. Подготовка к сдаче экзамена
по литературе в формате ГИА и ЕГЭ должна вестись
уже с пятого класса.

Следует сделать акцент на следующих
требованиях к умениям и знаниям учащихся:

  • Чтение литературных произведений должно быть
    осознанным и творческим.
  • Полноценное владение различными видами
    пересказа.
  • Умение определять принадлежность текста к тому
    или иному роду и жанру литературы.
  • Умение анализировать текст, выявлять авторский
    замысел и средства его воплощения.
  • Выявление языковых средств художественной
    образности и определение их роли в раскрытии
    идейно-тематического содержания произведения.
  • Комментирование художественного текста.
  • Умение давать письменный развёрнутый ответ.

Для того, чтобы к старшим классам довести эти
умения до навыка, нужно уже с пятого класса
вводит на уроках литературы тестовые задания
типологии В и С1-С4.

Далее приводим некоторые примеры заданий для
шестого класса.

Анализ лирического произведения.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее
утро».

В 8. Назовите род литературы, к которому
относится это произведение.

В 9. Укажите название стилистического приёма,
который заключается в использованиисогласных
звуков, усиливающего выразительность
художественной речи и рассчитанного на слуховое
восприятие образа («Ещё ты дРемлешь,
дРугпРелестный — поРа, кРасавица, пРоснись»).

В 10. Как называется созвучие концов
стихотворных строк, играющее авжную
организационную роль в стихе (чудесный —
прелестный, злилась — носилась).

В 11. Как называется образное определение,
являющееся средством художественной
выразительности («друг ПРЕЛЕСТНЫЙ»,
«ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ коврами»).

В 12. Укажите размер, которым написано
стихотворение А.С.Пушкина.

С 3. К какому виду лирики относится это
стихотворение и почему? Возможен ли здесь
однозначный ответ?

С 4. Какие стихотворения о природе Вы знаете?
Попробуйте сравнить одно из них со
стихотворением А.С.Пушкина.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «И.И.Пущину».

В 8. Назовите жанр лирики, к которому относится
это стихотворение.

В 9. Как называется приём художественной
выразительности, использованный в первой строке
стихотворения.

В 10. Назовите средство художественной
выразительности, использованный в следующей
строке: «Когда мой двор УЕДИННЁНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫМ
снегом занесённый».

В 11. Как называется художественный приём,
заключающийся в повторении одинаковых слов в
начале строк.

В 12. Назовите стихотворный размер, которым
написано это стихотворение.

С 3. Какова тема этого стихотворения? Какие
периоды биографии А.С.Пушкина упоминаются в нём?

С 4. Кто из русских поэтов или писателей писал о
дружбе? Попробуйте сравнить одно из этих
стихотворений с произведением А.С.Пушкина.

Анализ эпического произведения.

А.С.Пушкин » Дубровский» том 2, глава 12(стр. 119-120).

В 1. Назовите род литературы, к которому
относится данное произведение.

В 2. Назовите жанр, к которому относится данное
произведение.

В 3. Как называется намеренное употребление в
тексте однокоренных или одинаковых слов,
усиливающих значимость высказывания(«Не
БОЙТЕСЬ, ради Бога, вы не должны БОЯТЬСЯ моего
имени:Но вам не надобно меня БОЯТЬСЯ:»).

В 4. Назовите термин, которым обозначается
разговор одного человека.

В 5. Укажите термин, которым обозначается
выразительная подробность, несущая в тексте
определённую смысловую нагрузку (например,
«стояла неподвижно», «плакала молча»).

В 6. Укажите фамилию учителя, за которого
выдавал себя Дубровский.

В 7. Как называется острое столкновение,
непримиримое противоречие, на основе которого
происходит развитие сюжета?

С 1. Какую роль играет приведённая сцена в
развитии сюжета?

С 2. В каких ещё произведениях А.С.Пушкина
описывается трагическая судьба героев? Что
общего между этими произведениями?

На первый взгляд, эти работы трудны для
восприятия шестиклассниками. Но это не так. Уже
после 2-3 подобных работ дети свободно
воспринимают формулировки вопросов и пытаются
сравнивать различные произведения
художественной литература (задания типологии С2,
С4),что является наиболее трудным на экзамене.

Использованная литература:

  1. Самое полное издание типовых вариантов заданий
    ЕГЭ:2012/авт.-сост.С.А.Зинин.-М.:АСТ:Астрель, 2012.
  2. Литература.6 кл.Учеб.-хрестоматия для
    общеобразоват. Учреждений. В 4 ч. Ч.1./[авт.-сост.
    В.П.Полухина и др.]; под ред.
    В.Я.Коровиной. — М.:Просвещение,ОАО «Московские
    учебники», 2007.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *