Подготовка детей к обучению грамоте в средней группе

  • Мосягина Татьяна Анатольевна, учитель-логопед

Тема: Все звуки.

Коррекционно- образвательные цели. Закреплять
умение запоминать и проговаривать сочетание
однородных и неоднородных слогов па-па-па, па-
пу-пы, па- та-ма с разным ударным звуком, с разной
силой голоса и разной интонацией. Закреплять
навык выделения заданного звука из слов,
различение согласных звуков; определение места
звука в слове. Закреплять навык употребления в
предложение предлогов. Согласование
существительных с прилагательными в роде и
числе.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие
связной речи, зрительного и слухового внимания.
Продолжать работу над интонационной
окрашенностью речи.

Коррекционно-воспитательные цели.
Формирование коммуникативных навыков,
положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: Панно “Берег реки” с
прозрачными кармашками для рыб. Картонные рыбки
с изображением предметов в названии которых есть
согласные звуки (М, Н,К,Д,Т,В,Ф,Б,П.) в начале и конце
слова. Три ведра с прозрачными стеклами,
картонный кот с удочкой.


Ход занятия

1.Орг. момент. (Координация речи с движением,
развитие речевого слуха).

Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться,
разогнуться.

Три -в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сеть.

2.Артикуляционная гимнастика. Вспомнить с
детьми артикуляционную гимнастику для шипящих
звуков.

3.Введение в тему. (Закрепление выделения
заданного звука из слов, различение согласных
звуков, определение места звука в слове.)

Л.Отгадайте загадку. Без расчески причесался и
умылся без воды, в кресло мягкое забрался и запел
на все лады. Кто это? Реб. Это кот. Молодец Л.
(Показывает картонного кота) К нам в гости пришел
кот, он хочет поиграть с вами в игру “Рыбалка”,

давайте поймаем рыбок в названии которых в
начале слова стоит звук (М Н,К,Д,Т,В,Ф,Б,П.), также
выполняется с выделением звука в конце слова.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием, помогли
коту наловить рыбок.

4.Физ. Минутка (координация речи с движением)

Еле- еле, еле- еле завертелись карусели, а потом
кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите,

Карусель остановите. Раз, два, раз, два-

Вот и кончилась игра.

5. Игра “Повтори правильно”. Закреплять умение
запоминать и проговаривать сочетание однородных
и неоднородных слогов па-па-па, па- пу- пы, па- та-
ма с разным ударным звуком, с разной силой голоса
и разной интонацией.

Л.Я буду произносить слоги, а вы внимательно
слушайте и запоминайте.

Па- па – па, па–пу- пы, па- та- ма.

Дети повторяют с разным ударным звуком и разной
силой голоса, разной интонацией.

6.Согласование существительных с
прилагательными в роде и числе.

Л. Показывает мяч. Скажите, какой он? Дети.
Большой, зеленый.

Л. Показывает куклу. Скажите, какая она? Дети.
Нарядная.

Л.Показывает зеркало. Скажите, какое оно? Дети.
Круглое.

Л. Показывает мячи. Скажите, какие они? Дети.
Маленькие, синие..

7. Игра “Гласный- согласный”. Педагог называет
звуки. Если дети слышат гласный звук, то хлопают в
ладоши, если согласный — приседают.

8. Закреплять навык употребления в предложение
предлогов.

Л. Где сидит кот? Реб. На берегу реки, под деревом

Л.Что кот держит в лапах. Реб. Кот держит в лапах
рыбу. Молодцы, вы хорошо ответили на вопросы.
Давайте попрощаемся с котом.

9. Итог. (Оценка работы детей).

Л. О чем говорили на занятии? Какие игры
понравились?

Тема: Все звуки.

Коррекционно- образовательные цели. Закреплять
произношение изученных звуков. Воспроизведение
слоговых сочетаний со стечением двух согласных и
разными гласными. Дифференцировать согласные
звуки в ряду звуков, слогов, подбор слов на
заданный звук. Совершенствования
грамматического строя речи (Согласование
существительных и глаголов в роде и числе, учить
подбирать родственные слова.)

Коррекционно- развивающие цели. Развитие
связной речи, зрительного внимания. Развивать
тембровую окраску и высоту тона, развитие
артикуляционной моторики. Воспитывать
правильное речевое дыхание.

Корреккционно- воспитательные цели.
Формирование навыков сотрудничества,
взаимодействия, самостоятельности,
доброжелательности.

Оборудование: Красная Шапочка, предметные
картинки.


Ход занятия

1.Орг.момент.(координация речи с движением)

Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться,
разогнуться.

Три -в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сеть.

2. Артикуляционная гимнастика.(Формирование
правильного уклада шипящих звуков. Развитие
артикуляционной моторики.)

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает
им сесть правильно и вспомнить, с каким звуком
сдувался пузырь (упражнение повторяется3-4 раза).

Л. А теперь посмотрите, как я выполню новое
упражнение. Сначала я покажу, как сдувается
пузырь, а потом произнесу звук(а). вот так:
шшша…Повторите за мной.

Дети. Шшша…

Логопед следит за тем, чтобы звук (ш)
произносился протяжно.

3.Введение в тему.

Л.Отгадайте загадку.

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей принесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)

Л.К нам в гости пришла Красная Шапочка. Мы ей
расскажем, какие звуки знаем.

Дети. Гласные и согласные.

Л. Давайте произнесем согласные звуки

Дети. М,Н,К,Д,Т,В,Ф,Б,П.

Л.При произнесении этих звуков встречаются
преграды: губы, язык, зубы.

А согласные согласны — шелестеть, шептать,
свистеть

Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.

4. Игра “Повтори за мной”. (Воспроизведение
слоговых сочетаний). Слушайте меня внимательно,
запоминайте, а потом повторяйте.

Пта- пта- пта -пта- поиграем детвора. Пты- пты-
пты- пты- там колючие кусты

.Пто- пто- пто- пто- красивое пальто. Пту- пту- пту-
пту- поиграй со мной в лапту.

5.Физ .минутка.(координация речи с движением)

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на
месте),

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки
вверх),

Руки опускать (руки вниз), приседать, вставать,
прыгать и скакать.

6. Дифференциация изученных согласных звуков из
звукового ряда и из слогов.

Л.Я буду произносить звуки, а вы присядьте, если
услышите (М, Н, К, Д, Т, В, Ф, Б, П.),

Так же проводится со слогами.

7. Подбор родственных слов. Л.Что несла Красная
шапочка бабушке.

Реб. Пирожки и горшочек масла. Л. Давайте
подберем слова из одной семейки к слову масло.
Дети — масло, масляный, масленка, маслята. Молодцы!

8. Согласование глаголов с существительными в
роде и числе.

Л.Вспомните сказку “Красная шапочка”.

Л. Что случилось с бабушкой?

Реб. Бабушка заболела.

Л.Волк, что сделал с бабушкой?

Реб. Волк съел.

Л.Охотники, что сделали с волком?

Реб. Поймали волка. Молодцы, вы правильно
ответили на вопросы, а теперь давайте
попрощаемся с Красной шапочкой ей пора домой.

9. Игра “Поймай мяч” (учить подбирать слова на
заданный звук)

Д: дом, дорога; К: кот, корзина; М: мак, мотылек; Н:
нос, ножницы.

10. Итог (оценка работы детей) Л. Предлагает
назвать игры и задания, которые им понравились, а
потом оценивает работу каждого ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *