Педагогический совет на тему «Совершенствованию форм физического развития, привитие навыков здорового образа жизни в ДОУ»

  • Бубнова Нина Викторовна, руководитель структурного подразделения

1. Вступительное слово.

Тема нашего педсовета “Безопасность и
здоровье наших детей”. Неслучайно эти два
термина объединены воедино. Невозможно иметь
здоровых детей, если они будут подвергаться
опасности, как с физической стороны, так и
психической.

Роль педагога ДОУ состоит в организации
педагогического процесса, сберегающего здоровье
ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего
ценностное отношение к здоровью. В ходе
совместной деятельности с детьми педагог,
сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение
дошкольника к культуре здоровья.

Валеологами определены основные условия
природосообразного, здоровьесберегающего
образования:

  1. Удовлетворение базовых потребностей ребёнка. В
    этом случае он наиболее полно развивает свои
    способности, познаёт собственную уникальность; в
    процессе самоактуализации у него непроизвольно
    формируются основные компоненты здоровья.
  2. Создание экологически чистого (адаптационного,
    реабилитационного, образовательного)
    пространства для каждого ребёнка. Только в этих
    условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности
    каждого воспитанника.
  3. Воспитание у детей потребности в здоровье,
    формирование у них элементарных представлений о
    здоровом образе жизни и выработка
    индивидуального способа валеологически
    обоснованного поведения.

2. Нормативно-правовые документы

В концепции дошкольного воспитания решению
проблем, связанных с охраной и укреплением
здоровья детей, отводится ведущее место

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей
– одна из главных стратегических задач развития
страны. Она регламентируется и обеспечивается
такими нормативно-правовыми документами, как

  • Закон РФ “Об образовании”
  • “О санитарно-эпидемиологическом благополучии
    населения”.

А также Указами Президента России

  1. “О неотложных мерах по обеспечению здоровья
    населения РФ”
  2. “Об утверждении основных направлений
    государственной социальной политики по
    улучшению положения детей в РФ”.

Перечисленные документы и меры, принимаемые
органами управления образованием, помогли
достичь определённых результатов стабилизации,
а в ряде дошкольных учреждений – качественного
улучшения детского здоровья. Но вместе с тем
показатели заболеваемости дошкольников
продолжают ухудшаться как в целом, так и по
основным классам болезней.

3. АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

Реализация важнейших положений Концепции,
связанных с охраной и укреплением здоровья
детей, активизировала поиск новых технологий
физкультурно-оздоровительной работы, оценки
состояния здоровья и физического развития детей.
Большую работу в этом направлении провели такие
известные в сфере дошкольного образования
учёные, как Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева,
О.М.Дьяченко, В.Г.Алямовская и многие другие.
Благодаря их исследованиям, а также обобщению
опыта практической деятельности регионов
Управлением дошкольного образования
Министерства образования Российской Федерации,
создано программно-методическое обеспечение для
профильных дошкольных учреждений, реализующих
оздоровительные программы.

4. Оздоровительная работа, проводимая с
детьми в разных возрастных группах

(Каждая возрастая группа даёт отчёт в устной
и письменной форме)

5. “Мозговой штурм”

  1. От чего зависит здоровье детей?
    (организация оптимального двигательного режима;
    прогулка; проветривание; профилактика простуды;
    безопасно организованная среда; соблюдение
    режима дня)
  2. Что включает в себя цикл по безопасности
    жизнедеятельности детей?
    (Ребёнок и другие люди;
    Ребёнок и природа;
    Ребёнок дома;
    Здоровье ребёнка;
    Эмоциональное благополучие ребёнка;
    Ребёнок на улице)
  3. Назовите формы работы, направленные на
    физическое развитие детей.
  4. Что такое здоровье?
  5. Что такое безопасность?
  6. С какого возраста необходимо проводить работу
    по безопасности жизнедеятельности детей?

К настоящему времени в науке сложилось более 79
понятий “здоровье”. Оказалось, не так просто
дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим
некоторые из них (воспитателям предлагаются в
письменном виде).

  1. Здоровье – это нормальная функция организма на
    всех уровнях его организации.
  2. Здоровье – это динамическое равновесие
    организма и его функций с окружающей средой.
  3. Здоровье – это способность организма
    приспосабливаться к постоянно меняющимся
    условиям существования в окружающей среде,
    способность поддерживать постоянство
    внутренней среды организма, обеспечивая
    нормальную и разностороннюю жизнедеятельность,
    сохранение живого начала в организме.
  4. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных
    состояний, болезненных изменений.
  5. Здоровье – это способность к полноценному
    выполнению основных социальных функций.
  6. Здоровье – это полное физическое, духовное,
    умственное и социальное благополучие.
    Гармоническое развитие физических и духовных
    сил, принцип единства организма, саморегуляции и
    уравновешенного взаимодействия всех органов.

Прочитайте ещё раз определения, что такое
здоровье. И выберите ту формулировку, которая
соответствует теме сегодняшнего педсовета
“Безопасность и здоровье наших детей”

Т.О. чтобы наши дети в детском саду были здоровы,
необходимо их научить безопасности в
современных условиях, осознанному отношению к
своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем
условиям, что их может ожидать или непременно
будет ожидать. И, конечно, же, необходимо
воспитывать потребность детей к здоровому
образу жизни, научить их правильно относиться к
своему здоровью.

6. Рефлексивно-ролевая игра “Что мешает
ребёнку в нашем дошкольном отделении быть
здоровыми”

Мы сознательно поставили вопрос о негативных
воздействиях на ребёнка в детском саду, так как
начинать необходимо с тех причин, на последствия
которых мы можем повлиять, не затрагивая
глобальные: неблагоприятную экологию,
наследственную предрасположенность и пр.

Участники игры объединяются в следующие
группы:

  • “Воспитатели”
  • “Родители”
  • “Администрация”
  • “Специалисты”

Участникам каждой группы необходимо в
письменном виде определить те причины, которые с
их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш
детский сад, быть здоровым (в письменном виде)

В каждой группе выбирается по 2 педагога,
которые примут участие в разработке примерной
программы действий на основе вышеизложенных
наработок групп.

7. Ознакомление воспитателей и
специалистов с инструктивно-методическим
письмом
Министерства образования РФ “О
гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения”

8. Организационно-методические
рекомендации для реализации программы
“Безопасность”

Мы уже имеем представление о программе
Авдеевой, Князевой, Стёркиной “Безопасность”,
знаем, какие основные разделы в неё входят.

Воспитателям предлагается примерное
перспективное планирование по программе
“Безопасность” (для дальнейшей доработки)

9. Представление воспитателями конспектов
занятий
(конспекты занятий прилагаются)

10. Рейд “Безопасные условия пребывания
детей в дошкольном отделении”

Но безопасность – это не только обучение детей
основам здорового образа жизни, не только
осторожное и правильное поведение детей в тех
или иных ситуациях. А так же и безопасность
образовательного процесса, а именно:

  • Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи;
    отсутствие ядовитых и колючих растений;
    безопасное расположение растений в группе;
    оборудование помещений, где находятся дети,
    соблюдая меры противопожарной безопасности)
  • Правильное хранение различных материалов,
    медикаментов (ножницы, иголки находятся в
    недоступном для детей месте, соответствуют
    требованиям; лекарства находятся только в
    аптечке, аптечка в недоступном для детей месте;
    моющие средства находятся так же в недоступном
    для детей месте)
  • Мебель, подобранная по росту детей; маркировка
    мебели
  • Маркировка постельного белья и полотенец
  • Правильное освещение

Слово предоставляется представителю комиссии
по охране труда с результатами рейда
“Безопасные условия пребывания детей в детском
саду”

Решение:

  1. Разработать перспективный план работы с детьми
    в рамках занятий по ОБЖ
  2. Сделать подборку конспектов занятий по ОБЖ
  3. В рамках выполнения указаний
    инструктивно-методического письма обеспечить
    баланс видов деятельности
  4. Оформить консультации для родителей по
    формированию здорового образа жизни.
  5. Оформить в уголке для родителей постоянно
    действующую рубрику по физ. воспитанию и
    оздоровлению детей совместно воспитатель –
    инструктор по ФИЗО – старший воспитатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *