Педагогический проект Безопасная дорога детства

  • Матвеева Татьяна Анатольевна, заместитель заведующего по УВР

Безопасность граждан – одна из основных направляющих функций государства,
опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и
на соответствующие знания и навыки самих граждан.

Все мы пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый
образ жизни нашим детям? Какие знания предложить ребёнку? Чтобы попав в трудную
ситуацию, он не растерялся, а, используя имеющиеся знания, представления,
поступал в соответствии с правилами и нормами безопасности.

Культура личной безопасности подразумевает знание и неукоснительное
соблюдение правил, умение применять их на практике и в экстремальных ситуациях.

Статистические данные, полученные сотрудниками ОГИБДД за 2010 год по городу
Сургуту представлены, следующими цифрами:

Всего с участием детей произошло 10 дорожно-транспортных происшествий, по
вине детей 3 ДТП, 10 детей травмировано.

Важнейшая роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
принадлежит ДОУ. Педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать
дисциплинированным пешеходом

С целью совершенствования педагогами форм, методов обучения и воспитания
дошкольников по овладению элементарными навыками поведения на улице, в
транспорте, повышения педагогической культуры родителей в

МБДОУ был разработан проект «Безопасная дорога детства».

Его цель: организовать целенаправленную образовательную и методическую
деятельность всего коллектива ДОУ по воспитанию педагогов, детей, родителей
грамотными участниками дорожного движения.

Задачи:

  1. Обеспечить методическую поддержку педагогов при организации в ДОУ работы
    по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
  2. Усилить роль педагогического коллектива в вопросах обеспечения
    безопасности дорожного движения детей.
  3. Выявить передовой педагогический опыт по профилактике ДТТ.
  4. Вовлекать родителей в процесс обучения дошкольников основам безопасного
    поведения на дорогах.
  5. Применять современные формы, методы воспитания и обучения дошкольников,
    направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми.

При разработке проекта учитывались требования следующих
законодательных актов и нормативно-правовых документов:

  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения
    в 2006-2012 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от
    01.02.2006 №100;
  • Федеральный закон о безопасности дорожного движения №196 – ФЗ от
    10.12.1995, редакция от 01.12.2007;
  • Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров
    Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. (введены в
    действие с 1.07.2003 года);
  • Устав МБДОУ;
  • Приказы Департамента образования и МКУ «УДОУ» города Сургута,
    внутренними приказами МБДОУ по проведению профилактических проектов,
    мероприятий, декадников, месячников безопасности «Внимание, дети!»;
  • Приказы МБДОУ;
  • Инструкции по охране труда по предупреждению детского дорожного
    травматизма.

Реализация проекта строится на следующих принципах:

  • системности
  • сезонности
  • учета условий городской местности
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей
  • координации деятельности педагогов
  • преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

Проект рассчитан на один год и включает в себя три этапа:

1. Подготовительный

– определение нормативно – правовой базы
– формирование блока диагностических методик для педагогов, детей, родителей
– разработка перспективных направлений по расширению деловых и творческих
контактов с педагогами ДОУ города.

2. Основной

– создание действующей модели организации педагогического процесса,
ориентированную на работу по профилактике дорожно – транспортного травматизма;
– создание условий для реализации проекта;
– осуществление диагностической деятельности;
– повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ;
– повышение педагогической культуры родителей.

3. Заключительный

– обобщение опыта работы по проекту и анализ достигнутых результатов.

Проект реализуется по двум направлениям: совместная деятельность с детьми,
взаимодействие с родителями.

Работа с детьми начинается с выявления знаний, степени сформированности
практических умений и навыков. Эта работа проводится в форме бесед, различных
видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.

Деятельность в рамках проекта

Для реализации поставленых задач по обучению дошкольниками основам
безопасного поведения на дорогахнеобходим комплексных подход, включающий в себя
раличные формы организации: занятия, игры, досуги и развлечения, совместные
мероприятия педагогов, детей, родителей.

Совместная деятельность с детьми включает семь блоков.

  1. Введение в безопасность.
  2. Мой город.
  3. Транспорт.
  4. Светофор.
  5. Дорожные знаки.
  6. Внимание-дорога.
  7. Будь внимательным и осторожным.

Реализация каждого блока строится по следующему алгоритму:

Каждый блок начинается с занятий познавательного цикла. Для закрепления
знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы. Полученные
навыки дети применяют в игровой и продуктивной деятельности, а затем реализуют в
самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений проекта. Круг проблем,
связанных с безопасностью дошкольника, невозможно решать в рамках детского сада.
Для полноценного, осмысленного усвоения правил ребенок должен не только выучить
эти правила, но и видеть их исполнение в реальной жизни. С родителями проводится
просветительская деятельность, разработаны мероприятия.

В ходе реализации разработанного проекта было достигнуто главное –
дошкольники не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют
объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Кроме того:

– по данным ОГИБДД за период с 2010 по 2011 год не было отмечено ни одного
дорожно-транспортного происшествия с участием воспитанников и родителей нашего
ДОУ;
– совершенствовался уровень профессионального мастерства педагогов (победа в
одной из номинаций городского смотра-конкурса «Зеленый огонек» воспитателя
Головко Л.Б);
– созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по охране и
безопасности жизни детей.

Использование пректного метода в ДОУ на практике показывает свое премущество
и эффективность.

Вариант оформления уголка по ПДД в группе

Развлечение с родителями в старшей группе

Литература

  1. Астахов П.А. Я и дорога. – М.: Эксмо, 2009. – 60 с.
  2. Занятия по правилам дорожного движения / Сост, Н.А. Извекова, А.Ф.
    Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б.
    Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  3. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам
    безопасности детей дошк.возраста: Кн.для воспитателей дет.сада/К.Ю.Белая,
    В.Н. Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др. – 4-е изд.– М.: Просвещение, 2004. –
    94 с.
  4. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма:Методическое
    пособие/Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
    – 56 с.
  5. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5 – 8 лет. – М.: ТЦ
    Сфера, 2006. – 80 с.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8
    лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *