Память, которой не будет забвенья

  • Круглякова Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Задачи:

  • познакомить учащихся с трагическими
    страницами нашей истории во время
    Великой Отечественной войны;
  • прививать интерес к истории Отечества, ее
    героическому прошлому и настоящему;
  • воспитывать патриотизм, уважительное
    отношение к исторической памяти своего народа,
    ветеранам войны.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1-й ведущий. Вот уже более 60 лет
отделяют нас от окончания Великой
Отечественной войны, однако из памяти
человечества не изгладились и никогда не
изгладятся чудовищные преступления
немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли
вспоминать о зверствах фашистов, которые
замучили, расстреляли, задушили в газовых
камерах миллионы людей.

2-й ведущий. 11 апреля 1945 года
записано в книгу истории как Международный день
освобождения узников концлагерей. В этот день
узники концентрационного лагеря Бухенвальд –
одного из самых страшных лагерей смерти –
подняли интернациональное восстание против
гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на
территории Германии и оккупированных ею стран
действовало более 14000 концлагерей. За годы второй
мировой войны через лагеря смерти прошли 18
миллионов человек, из них более 5 миллионов –
граждане Советского Союза. Сегодня мы
вспоминаем тех, кто был замучен в застенках.

1-й ведущий. Даже сейчас, спустя
десятки лет, не удалось залечить всех ран,
причиненных войной. Трудно осознать, что творили
фашисты в лагерях смерти.

1-й ученик. Дахау – первый концлагерь в
фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года
на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего
за время существования лагеря в нем находилось в
заключении 250 тыс. человек из 24 стран. Около 70 тыс.
там были зверски замучены или убиты. 140 тыс.
переведены в другие концлагеря, 30тыс. дожили до
освобождения. В Дахау проводились преступные
«медицинские опыты» над людьми.

2-й ученик. Саласпилс. Железнодорожная
станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи
этой станции в годы Великой Отечественной
войны фашистами был устроен концентрационный
лагерь, в котором было уничтожено более 100 тыс.
человек.

3-й ученик. Майданек. Предместье города
Люблин. Польша. Осенью 1941 года здесь был создан
один из немецко-фашистких лагерей массового
уничтожения людей. В Майданеке было истреблено
около 1500 тыс. человек. Печи крематория на
Майданеке называли «фабрикой смерти». Майданек
был уничтожен в1944 году советскими войсками.

1-й ученик. В 1937 году открыл свои ворота
концлагерь Бухенвальд, где официально
заработала нацистская фабрика смерти
Бухенвальда. Здесь узники увидели на его воротах
свой приговор: «Каждому свое». За годы
существования Бухенвальда в эти ворота вошли
более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них
никогда отсюда не вышли.

2-й ученик. Крематорий был самым
страшным местом в лагере, обычно туда приглашали
заключённых под предлогом осмотра у врача. Когда
человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким
способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи
узников. Бухенвальд был мужским лагерем. Заучить
свой порядковый номер на немецком языке узник
должен был в течение первых суток. С этого
момента набор цифр заменял имя. Заключенные
работали на Густловском заводе, который
находился в паре километров от лагеря и
производил оружие. Число охранников достигало 6000
человек.

3-й ученик. В концлагерях и в лагерях
смерти существовала группа врачей-эсэсовцев,
проводивших на заключенных свои преступные
«медицинские опыты». Эти действия, не имевшие
ничего общего с наукой, причиняли заключенным
неописуемые страдания и часто ускоряли их
смерть. Речь идет о группе врачей, стремившихся
достичь личных успехов в области медицины.
Побуждаемые безмерным честолюбием и садистскими
инстинктами, они не останавливались перед тем,
чтобы использовать людей в роли подопытных
кроликов.

4-й ученик. Людей оперировали без
наркоза, удаляли им половые органы, безжалостно
стерилизовали и кастрировали, иногда с помощью
рентгеновских лучей. Заключенные проверялись на
способность выдержать низкое атмосферное
давление и низкие температуры организма. В
Бухенвальде проводились также и другие
эксперименты: опыты по заражению желтой
лихорадкой, оспой, дифтеритом.
Узников разного возраста и пола искусственно
заражали тяжелыми инфекционными заболеваниями и
вели наблюдения, кто первый – дети или женщины –
умрут, как долго их организм сможет
сопротивляться вирусам.

2-й ведущий. Эти и другие лагеря
стали настоящими фабриками по уничтожению людей,
в которых погибло свыше 11миллионов человек. Сюда
попадали люди за одну только принадлежность к
той или иной расе, те, кто, согласно гитлеровским
планам должен был погибнуть, дабы «расчистить
жизненное пространство для германской нации»

Чтец 1.

Думал я – горе притихнет с годами,
Боль отойдет, зарубцуется памятью.
Но хоть промчались весны и зимы,
Воспоминания невыносимы.
Нет, не забыл я годину лихую.
Боль не иссякла. Молчать не могу я.
У миллионов людей на планете
Ждут матерей не вернувшихся дети.
Был я недавно в Освенциме, мама.
След твой найти я пытался упрямо
Звал тебя, жаждой терзаемой, жгучей,
Звал среди проволоки колючей.
Все обошел я бараки в печали,
Только лишь ветры на зов отвечали.
Рамы оконные заледенели,
Жесткие нары давно опустели.

Чтец 2.

В карцер спустился – тихо и голо,
Стужей несло от цементного пола.
Только наручники в склепе остались.
Может, они в твои руки впивались?
Лучше бы сердце того не узнало,
Что о мученьях твоих рассказала.
В лагере том полонянка былая,
Мать, в сновидениях вижу тебя я.
Номер-клеймо на руке узловатой.
Сердце прожег мне тот номер проклятый.
В стужу остригли тебя душегубы
Наголо. Бранью осыпали грубой.
В заметь, в январскую ночь ледяную
Вывезли в легкой рубашке, босую.
Как издевались они над тобою!
Шла ты, седая, под градом побоев.
По снегу шла, как по углям, шатаясь,
Падая наземь, опять поднималась.
Мама, судьбу твою горькую зная,
Не отыскал я тебя, дорогая.
Ты в этом море всего лишь слезинка,
В этой пустыне всего лишь песчинка.

1-й ведущий. Когда освобождали
концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с
женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов
своих жертв перед уничтожением. Они использовали
женский волос в промышленном производстве –
перерабатывали в войлок и пряжу, из которых
вязали носки для подводников и
железнодорожников.

Чтец 1.

Женские волосы жуткой горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, темные и огневые,
Черные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистые.
Люди! Запомните все, что фашисты
Золотом тем набивали матрасы,
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли.

2-й ведущий. 1418 дней войны. Столько
дней шли похоронки. Кровью и слезами поливалась
земля русская. Есть поговорка «На войне детей не
бывает». Те, кто жили в войну, должны были
расстаться с детством в обычном, мирном смысле
этого слова. Дети военной поры умирали от голода
и страха. Как тосковали, что 1сентября 1941 года
не надо было идти в школу.
Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как,
увидев после войны батон хлеба, не знали, можно ли
его есть, потому что за 4 года забыли, что такое
белый хлеб.

1-й ведущий. Во время второй мировой
войны на Земле погибло 30 миллионов детей.
Война стала общей биографией целого поколения
детей. Даже если они находились в тылу, все равно
это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в
целую жизнь.

1-я ученица. … Не буду рассказывать. …
Не могу. … Я не думала после всего жить… Я думала,
что сойду с ума. … Я каждый день вспоминаю, а
рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…
Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала
стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как
родители мучаются. Расстреляли двух моих сестер
и двух моих братьев. Когда убили детей, стали
убивать родителей. Стояла женщина, держала на
руках грудного ребеночка, он сосал водичку из
бутылочки. Они выстрелили сначала в бутылочку,
потом в ребенка, а потом только мать убили.

2-й ученик. …Я видел, как гнали через
нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они
остановились, была обгрызена кора с деревьев. А
тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой
травы, расстреливали. Это было весной…

3-й ученик. Я видел, как ночью пошел под
откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы
всех, кто работал на железной дороге, и пустили
паровоз… Я видел, как запрягали в брички людей с
желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались
на них. Как их расстреливали с этими же желтыми
кругами на шее и кричали: “Юде!…”

4-й ученик. Я видел, как у матерей
штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

1-я ученица. Феликс, которому в сорок
первом году было шесть лет, до сих пор не может
забыть буханку хлеба, которую бросил им из
теплушки раненый солдат:

Чтец 3. Среди заключенных в лагерях
были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В
глазах испуг. Маленькие старички.

Мальчик. Нас заставляли работать по
15-20 часов – на лямках возить груженные разным
грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А
когда мы выбивались из сил, нас раздевали до гола
и обливали холодной водой, били палками.

1-й ведущий. Детей, родившихся в лагере,
эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При
выявлении беременности у прибывших женщин
вызывали преждевременные роды. В случае
сопротивления направляли в газовую камеру.

2-й ведущий. В Польше в городе Лодзь
есть памятник: огромное разорванное материнское
сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов
этого города устроили детский концлагерь. Тут
малышей готовили для отправки в лагеря
уничтожения общего типа, в частности в Освенцим.
Не все дети задушены в газовых камерах, многие
погибли от болезней, голода и побоев.

1-й ведущий. Наверное, не только
материнское сердце – само небо разрывалось над
этим предместьем. Что есть у матери дороже детей?

Стихотворение «Молодая мать»

2-й ведущий. Но не обязательно ехать в
Польшу, чтобы узнать, как вооруженные
фашисткой идеологией палачи уничтожали детей.

Ученик 1. Кавказ. Прекрасный тихий
уголок Теберда. Эти места называют второй
Швейцарией: белеют стволы берез, со всех сторон
высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов.
Здесь находился санаторий для детей, больных
костным туберкулезом. Когда немцы подошли к
Теберде, работники санатория поняли, что детей
необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не
удалось.

Ученик 2. Тем, кто остался в Теберде,
досталось горя еще больше. В первую очередь
гитлеровцы забрали ключи от склада и установили
рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети
ползали по траве, пытаясь разыскать что-то
съедобное.

Ученик 3. 11 ноября 1942 года кровавое
гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им
приказали стать на колени у края свежей
ямы. Грудных и малолетних детей женщины держали
на руках. Их расстреливали три с половиной часа.
После того, как огромный ров засыпали, земля еще
долго шевелилась.

1-й ведущий. 22 декабря 1942 года
газом были уничтожены 54 ребенка детского
санатория.

Чтец 1.

Мы с мамой шли. И под самый вечер,
В ущелье, здесь, у нижней Теберды,
Шагнула нам знакомая навстречу
И показала черный след беды.
Лежали в яме маленькие дети,
Убитые руками палачей.
Рыдало небо, беркут, горы эти,
Как сотни безутешных матерей.

1-й ведущий Уничтожено 214 детей в
городе Ейск.

2-й ведущий. В Латвии гитлеровцы
уничтожили 35476 детей.

1-й ведущий. В концлагерях было
уничтожено 2,5 миллиона детей.

2-й ведущий. Ребенок, прошедший
через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему
детство? А их таких были тысячи …Можно спросить,
что героического в том, чтобы в пять, десять или
двенадцать лет пройти через войну? Что могли
понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

1-й ведущий. Наша сегодняшняя
гостья родилась в концлагере. Судьба была
жестока к ней. Только по счастливой случайности
она осталась в живых. Об этом и о многом другом ее
рассказ.

(Выступление гостя)

2-й ведущий. Что есть у нас, матерей,
дороже наших детей? Что есть дороже у любого
народа? У любой матери, у любого отца? А кто
сосчитает, сколько детей убивала война, которая
убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И
убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в
этот мир.

Чтец 1.

Не рожден, не рожден в сорок первом,
Не рожден, не рожден в сорок третьем,
Не рожден, не рожден в сорок пятом,
Не кричат не рожденные дети.

Чтец 2.

Нет ни плит, нет ни ветров над вами,
Нет ни солнечных дней, ни туманных.
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,
Нужно имя, чтоб стать безымянным.

Чтец 3.

Чтоб письмо в треугольном конверте,
Чтобы слезы тяжелые стыли.
Нужно жить хоть минуту до смерти,
Ну а вы и того не прожили.

Чтец 4.

Не рожден, не рожден в сорок первом,
Не рожден, не рожден в сорок третьем,
Не рожден, не рожден в сорок пятом,
Вечная память этим ребятам.

1-й ведущий.

Почтим память тех, кто погиб в боях за Родину,
Тех, кто ковал победу в тылу, но не дождался ее,
Тех, кто не вынес мук ада в концлагерях,
Тех, кто не дожил до сегодняшнего дня,
МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ

Чтец 1.

Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Тех, кто тогда воевал
Кто насмерть с врагами в войну ту сражался,
Отчизну свою отстоял.

Чтец 2.

Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Тех, кто на фронт не попал.
Тех, кто работал для фронта в три смены,
Трудом он в тылу ту победу ковал.

Чтец 3.

Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Чье детство украла война,
Все горе и беды с взрослыми вместе
Из чаши одной хлебнули сполна.

Чтец 4.

Храните мир повсюду, люди!
Храните вы покой Земли родной!
Пусть вечно мир на всей планете будет!
Разрывы бомб не нарушают наш покой.

1-й ведущий. В преддверии
знаменательного праздника Дня Победы мы хотим
всех поздравить с этой памятной датой и сказать
тем, кто выдержал муки фашистского ада, что
никогда не забудем эти страшные события. А память
поможет нам понять, какой ценой завоеван мир
на нашей земле.

(Песня «Солнечный круг»)

Приложение 1

Литература:

1. Серия «Подвиг». Безмолвные тени.
2. Материалы Нюрнбергского процесса. Том 5.
3. Толкшиевская С.А. «Своими видел я глазами»
4. http://svpressa.ru/war/photo
5. http://dlya-vas.narod.ru/calendarnie-prazdniki/calendarnie-prazdniki_kalendarnie_may_9_maya.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *