Открытое занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром Знакомство с искусством зодчества в архитектуре

  • Афонина Оксана Валерьевна, воспитатель

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Знакомство детей с архитектурными
особенностями города Москва.

2. Закреплять у детей представление
о том, что каждое здание имеет свою архитектуру, у
каждого здания своя функция.

3. Представление об элементах
архитектуры: колоннада, колонна, капитель,
квадрига.

4. Развивать эстетическую оценку,
интерес и любовь к своему родному городу и его
уникальной архитектуре.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

1. Макеты зданий

2. Иллюстрации с изображением мостов
проложенных через Москву-реку.

3. Иллюстрация с изображением
Государственной библиотеки.

4. Иллюстрация с изображением
Большого театра.

5. Иллюстрации с изображением храмов
и церквей.

6. Иллюстрации с изображением
фонтанов.

7. Иллюстрация с изображением
Останкинской башни.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал. Рассматривают
иллюстрации, рисунки, макеты, связанные с
архитектурой Москвы. Воспитатель обращает
внимание на разнообразие демонстрационного
материала.

Воспитатель читает детям
стихотворение М.И.Глинки “Москва”. Предлагает
детям прочитать стихи о Москве. После прочтения
воспитатель предлагает ребятам начать
экскурсию.

Воспитатель:

В городе тысячи разных зданий. Эти
отдельные здания и их ансамбли, площади и
проспекты, парки и стадионы. Здания заводов,
фабрик, электростанций — промышленная
архитектура. Жилые дома, школы, больницы, детские
сады, магазины, библиотеки — гражданская
архитектура. Есть здания, созданные для
искусства это — театры, музеи, цирки. Внешний
облик зданий зависит от их назначения. Все они
разные, имеют свои особенности, но все они
построены для человека. Ребята, а кто из вас
знает, как называют человека, который
придумывает эти здания?

Дети: архитектор.

Воспитатель:

Правильно. Именно этот человек
придумывает внешний вид здания, потом составляет
чертежи, по которым здание строится. Архитектора
можно назвать художником. Архитектура — это
особое искусство создавать, строить здания и
сооружения по законам красоты. Архитектор должен
соединять в своих проектах пользу, прочность,
красоту. Каждый архитектор создаёт свои дома
удобные для жизни и деятельности людей, и они все
разные.

Еще к архитектурным строениям
относятся такие постройки как: храмы, мосты,
фонтаны, изгороди, памятники.

Ребята, давайте рассмотрим
иллюстрации, на которых изображены такие
архитектурные строения, как мосты. Мост — это
сооружение, возведенное через реку или другое
водное препятствие. Создают их не только для
украшения нашего с вами города, но и для удобства
людей. Мосты долговечны, поэтому время от времени
мосты нуждаются в ремонте. Обратите внимание,
какие они все сложные и разные.

Вот этот мост находится у Киевского
вокзала, он ажурный. Весь из стекла и метала. Мост
пешеходный. <Рисунок 1>

Рисунок 1

А вот обратите внимание на Крымский
мост — это транспортный мост, он проложен через
Москву-реку.<Рисунок 2>

Рисунок 2

Как вы думаете, чем они отличаются?

Дети: Отмечают размеры; один
транспортный, другой пешеходный, разная
архитектура.

Воспитатель:

Молодцы. А теперь давайте рассмотрим
другие иллюстрации. Эти здания строились в одно
время.

Это здание Государственной
библиотеки. <Рисунок 3> Раньше в нём жил
богатый дворянин Пашков, дом так и назывался –
домом Пашкова. Первоначально дом был жилым и
только потом стал библиотекой.

Рисунок 3

А вот посмотрите на другую
иллюстрацию. <Рисунок 4> Может кому то из вас
знакомо это здание? Кто может сказать, как оно
называется?

Рисунок 4

Дети: Большой театр.

Воспитатель:

Этот театр строили для зрелищ, для всех
людей. Обратите внимание, что оба эти здания
очень красивые, величественные. Посмотрите,
какие колоннады. Над колоннами проходит верхняя
часть – она называется капитель. Крыша украшена
ажурной изгородью. А кто может сказать, в чём
главное отличие между этими зданиями.

Дети: На здании Большого театра
есть четвёрка лошадей.

Воспитатель:

Молодцы ребята. А называется эта
четвёрка – квадрига.

Вот ещё одна иллюстрация. <Рисунок 5>
На ней изображена церковь. Обратите внимание, в
чём отличие этого здания от других?

Рисунок 5

Дети: У церкви есть купола и похожи
они на шлемы богатырей.

Воспитатель:

А внизу церковь окружает ажурная
изгородь. Она резная, как кружево, чугунная. И она
так же относится к архитектурным постройкам. А
может, кто знает, кто делает такие ограды.

Дети: Кузнецы.

Воспитатель:

Правильно. Кузнецы. А теперь давайте с
вами отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Я иду, и ты идёшь: раз, два, три (шагаем
на месте)

Я пою, и ты поёшь: раз, два, три (хлопаем
в ладоши)

Мы идем, и мы поём: раз, два, три (прыжки
на месте)

Очень дружно мы живём: раз, два, три (шагаем
на месте)

Немного отдохнули, а теперь продолжаем
наши экскурсию.

В современной Москве тоже строят много
домов, зданий. Обратите внимание, какое необычное
здание. <Рисунок 6> Оно всё сделано из бетона,
металла и стекла. Это знаменитая Останкинская
башня. Башня лишена, каких либо украшений, но при
этом она смотрится очень изящно и величественно.
Напоминает корпус взметнувшегося вверх
космического корабля. Это одно из самых высоких в
мире зданий. Высота башни 540 метров.

Рисунок 6

Так же наш город украшают всевозможные
фонтаны. Один из таких фонтанов я вам
покажу.<Рисунок 7> Называется он “Дружба
народов”. В центре фонтана золотой колос,
который окружают 15 красивых, изящных скульптур
девушек разных республик. Находится такой фонтан
на ВВЦ.

Рисунок 7

Ребята, посетите с родителями
Поклонную гору, побывайте на Манежной площади у
древнего Кремля и полюбуйтесь изумительными
фонтанами. Вы увидите, сколько всего
разнообразного вложили архитекторы в свои
произведения. Сколько выдумки, фантазии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и подошла к концу наша с вами
необычная экскурсия в волшебный мир архитектуры.
Мы сегодня познакомились лишь с очень малой
частью того прекрасного и необычного, что можно
встретить в нашем удивительном городе. Но мы
будем продолжать знакомство и с другими
архитектурными строениями.

А сейчас я хочу узнать, с чем я вас
познакомила на сегодняшнем занятии? Какие
архитектурные строения вы запомнили? Что вам
больше всего понравилось?

И в конце мне очень хочется
познакомить вас с замечательной пословицей о
нашем городе: “Кто в Москве не бывал, тот
красоты не видал!”

На этом наше занятие закончилось.
Большое спасибо за ваше внимание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тельтевский П.А. “Московские
шедевры”, М., Московский рабочий, 1983.

“Ознакомление дошкольников с
архитектурой” / Под общей редакцией кандидата
педагогических наук А.А.Грибовской, М.,
Педагогическое общество России, 2005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *