Открытый урок русского языка Путешествие по стране Части речи. 2-й класс

  • Адлер Галина Борисовна, учитель начальных классов

Задачи:

  • формирование у учащихся умения отличать части речи;
  • развитие представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
  • развитие внимания, мышления, памяти, связной речи;
  • воспитание интереса к предмету, создание атмосферы радости совместного труда.

Оборудование:

  • презентация Power Point «Части речи» (Приложение 1), компьютер, проектор;
  • паровозик с вагонами;
  • раздаточные листы для детей (Приложение 2);
  • макет ладошек детей – перфокарта;
  • изображение мешка со словами. Лось, снег, даль, медвежий, веселье, помнить, он, пять, розовый, дружить, мечтает, и, чудесный, в, крепкий.
  • Детские компьютеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

Ребята, посмотрите внимательно на облака. Какое облачко вам больше нравится?

Я рада, что у вас хорошее настроение.

II. Объявление темы урока.

Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг, полным – полно,
А безымянных – нет.

– Сегодня мы совершим путешествие на веселом поезде по стране «Части речи».

– А для нашего путешествия, как вы думаете, что необходимо? Багаж знаний.

– А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечатьправильно, полными ответами.

Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

– Вот мы и на вокзале. Нам нужны билеты для того, чтобы отправиться в путь, но чтобы получить их, необходимо выполнить 1 задание.

Станция, с которой мы отправляемся, называется «Чистописание»

III. Минутка чистописания.

Внимательно посмотрите на данную запись:

Большой – маленький
Сухой – ?
Старый – ?
Твердый – ?

– Определите вид задания, и вы, узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные, начинающиеся с буквы м:

большой – маленький
сухой – мокрый
старый – молодой
твердый – мягкий

Значит, мы будем писать букву м.

– Определите порядок следования букв в этом ряду: Мло омл лом…

– Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

– Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

– Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получаете билеты.

– Все в вагоны! Наше путешествие продолжается.

IV. Актуализация знаний.

– При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи?)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная).

– Из чего состоит наша речь? (Из слов).

– Составьте слова, из данных букв: (омлет, ломать, молодой, молодец, молоко, молочный…)

– Что вы, сейчас записали? (Слова)

– Вот сегодня мы посвятим СЛОВУ урок.

Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно
Слова, слова, слова …

– Что вы знаете о словах?

– У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие признаки, третьи – их действия. Есть такая группа слов, которые ничего не называют. Что это за слова?

– Это предлоги, союзы. Они помогают всем словам связываться друг с другом в предложении.

– Путешествуя по стране, вам предстоит запомнить названия тех частей речи, которые вы начали изучать, научиться их различать, распределять слова к нужной части речи.

V. Изучение нового материала.

– Мы прибыли на станцию «Словознайка»

– На этой станции три домика: желтого, синего, зеленого цветов.

– Эти домики с секретиками! А вы любите секреты? Наш поезд не сможет поехать дальше, пока мы не выполним задания – секреты.

1. Вам предлагается задание желтого домика

– Прочитайте. Распределите на 2 группы. Придумайте по 2 слова в каждый столбик.

(Задание выполняется в паре). Назовите орфограммы.

(А,а)ндрей, (Ж,ж) учка, (Я,я) блоко, (К,к) апуста, (Щ,щ) ука.

– На какие 2 группы вы разделили данные лова? Почему?

– Что такое имя существительное?

– На какие вопросы отвечает имя существительное?

– К каким существительным ставят вопрос Кто?, а к каким Что?

– Какая часть речи живет в желтом домике?

А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.

Ученик:

Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы КТО? И ЧТО?
Отвечать оно должно.

Физкультурная минутка.

Молодцы, ребята! Едем дальше. Наш путь лежит через лес Здоровья, чтобы его преодолеть и попасть в домик синего цвета, надо отдохнуть.

Руки в сторону поставим,
Правой – левую достанем.
А потом наоборот,
Раз-хлопок, два – хлопок.
Повернись еще разок!
1-2-3-4
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз,
И за парты вновь садись!

2. Мы подошли к домику синего цвета давайте узнаем, какие слова поселились там, выполните следующее задание – секрет: Поиграем в игру «Найди разницу»:

– Назови те слова, которые можно отнести к медведю, белке, небу.

У каждой группы в тетради есть таблица с определенным предметом, соедините линиями нужное слово. Придумайте по два признака к своему предмету, запишите под таблицей слов.

  • 1 группа: Медведь (косолапый, хищный, серый, зубастый, трусливый, бурый).
  • 2 группа: белка (пугливая, запасливая, жадная, хищная, ловкая, ушастая).
  • 3 группа: небо (синее, длинное, безоблачное, пасмурное, зеленое, быстрое).

– Как вы определили, какое слово подходит к вашему предмету?

– Как называется часть речи, которая отвечает на эту группу вопросов?

– Что такое имя прилагательное? С какой частью речи оно связано?

– Что обозначают имена прилагательные?

– Для чего нам нужны прилагательные?

– Составьте предложение с любым прилагательным и запишите его.

(Проверка записанных предложений).

– Молодцы! Пожмите друг другу руки.

– Как называется часть руки, которой вы соприкоснулись друг с другом? (Ладонь)

– Возьмите ладошки, которые мы приготовили на уроке труда.

– Ладошки, какие? (Разноцветные)

– На ладошках перфокарты.

Поиграем в игру «Музыкальные прилагательные». Если услышите прилагательное, то поставьте точку в квадрат, прилагательное запомните.

(Взаимопроверка: учитель читает слова, дети проверяют, ставят оценки).

– Молодцы, вы хорошо справились с заданием и отдохнули.

Ученик:

Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета,
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало,
Будем всюду замечать,
И к месту в речи
Их вставлять.

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Они обозначают признак предмета.

Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её выразительной.

3. Молодцы, ребята! Едем дальше.

– Вам необходимо попасть в зеленый домик, он находится далеко на полянке Перепутанница.

– Почему она так называется, сейчас узнаем. В этом домике все слова очень разговорчивые.

Ученик:

Что без меня предмет?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

– Вы догадались, о какой части речи идет речь?

– Какие слова называются глаголами?

– Игра «Выбери!» Но, вот беда!

– Слова проводник сложил в мешок, и они все перепутались, пока вы ехала.

Давайте найдем слова – действия и поселим их в этот домик.

В какие группы их можно объединить?

На доске изображение мешка со словами: (лось, снег, даль, медвежий, веселье, помнить, он, пять, розовый, дружить, мечтает, и, чудесный, в, крепкий).

– У вас есть карточки белого цвета. Положите их перед собой. Работать будете в паре.

Подчеркните слова действия двумя чертами.

– Проверка. Один ученик берет слово из мешка, доказывает, что это глагол.

– Как вы думаете, остальные слова, какой частью речи являются?

– Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?

Ученик:

Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!…
Открываю: наш сосед…
(Он живет над нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
(В. Воскобойникова)

– Вот такие глаголы, сами за себя говорят. Надеюсь, вы так глаголы учить не будете, чтобы ваши соседи не пострадали. Едем дальше. Пока мы в пути, поиграем.

– Я буду говорить слова, а вы будете поднимать руку:

  • 1-й ряд — на глагол,
  • 2-й ряд — на имя существительное,
  • 3-й ряд — на имя прилагательное.

(Книга, прыгает, смелый, пушистый, ученик, думает, радость, веселый, поет).

– Пока играли, мы прибыли на станцию «Проверяйкино!».

VI. Проверка изученного материала.

Работа с компьютером. Тест. (Приложение 3)       

VII. Итог.

– На какие части вы делили слова на уроке?

– Что такое существительное?

– Что такое прилагательное?

– Какие слова отнесем к части речи – глагол?

– Сегодня вы закрепили понятие трех частей речи, и запомнили их особенности.

А более подробно изучать каждую часть речи, мы будем на следующих уроках.

VIII. Рефлексия.

– Было интересно…

– У меня получилось…

– Было трудно…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *