Общешкольная конференция Ломоносовская ассамблея

  • Виноградова Светлана Юрьевна, учитель физики

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (28,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (2,7 МБ)

Загрузить презентацию (7,2 МБ)

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Цели мероприятия: ознакомить учащихся с
научной деятельностью М.В.Ломоносова, показать
широту и разнообразие его научных интересов,
вклад в развитие российской науки и образования.

Конференция рассчитана на учащихся 7-11 классов,
продолжительность – 45 минут. Конференцию ведут
учащиеся старших классов: мальчик и девочка.

— Триста лет назад в поморской деревне на
Курострове, омываемом холодными водами Северной
Двины, родился человек, ставший для русской
культуры тем же, чем Леонардо и Галилей были для
итальянской или Кеплер и Лейбниц – для немецкой.

— “Почему Ломоносов так великолепен? Сознавал
свою силу, “чуял силушку в жилах”. Он был полон
самоощущения гения”, — писал о нем религиозный
философ и публицист Василий Васильевич Розанов.

— Он был ученый и поэт,
Он размышлял про тьму и свет.
— В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
— Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
— Он краски изучил и цвет.
Он создал Университет.
— Своей рискуя головой,
Заряд измерил грозовой.
-Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
— И как сказал о нем поэт:
“Он сам был – университет!”.

Е.Ефимовский

— Талант ученого может проявляться по-разному:
кто-то изо дня в день, ставя опыты и делая
вычисления, сосредоточенно преследует одну
загадку природы и хочет одного – чтобы не мешали,
не отвлекали. А для кого-то, напротив, наука –
ветвящееся древо задач, которые надо раздать
ученикам и последователям, вырастить научную
школу. Ломоносов – единственный в своем роде –
мог и то, и другое, и третье, и многое чего еще.

— О научном наследии М.В.Ломоносова подготовила
презентацию учащаяся 10 “А” класса Гутник
Ксения, руководитель проекта — учитель физики
Виноградова Светлана Юрьевна. (Презентация 1)

— Что есть человек?
Он только частица,
Только атом в громадной природе.
А чем частица может гордиться?
Нечем гордиться частице вроде.
— Когда человек творит вдохновенно,
Он в это время один в целом свете,
И в эти часы и в минуты эти
Он равен всей бесконечной Вселенной.

Е.Ефимовский

— Прежде, чем стать тем, кем он стал, Ломоносов
долго и много учился. Сначала самостоятельно по
книгам “Арифметика” Магницкого, “Грамматика”
Смотрицкого, “Псалтырь” С.Полоцкого. Потом в 19
лет – Славяно-греко-латинская академия. Далее в
числе лучших учеников он был отправлен в
Германию совершенствоваться в математике,
физике, философии, химии и металлургии.

О том, как провел свои годы Ломоносов в Марбурге
и Фрайбурге, чему там обучился, расскажет в своей
презентации учащаяся 8”А” класса, Павлова Анна,
руководитель проекта учитель немецкого языка
Кремнева Любовь Владимировна. (Презентация 2)

— Дискуссии на тему “физики-лирики” теряют
всякий смысл перед многогранными талантами
Ломоносова. Еще в Марбурге он начал писать стихи.
Ода “На взятие Хотина” была замечена
императрицей.

В 1755 году ломоносов издает “Российскую
грамматику”, в посвящении книги великому князю
Павлу Петровичу он пишет слова, которые войдут
потом во все хрестоматии по русской литературе и
учебники русского языка, которые многие
поколения школьников будут учить наизусть.

— “Карл Пятый, римский император, говаривал, что
ишпанским языком — с Богом, французским – с
неприятелями, итальянским – с женским полом
говорить прилично. Но если бы он русскому языку
был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы,
что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо
нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость
французского, крепость немецкого, нежность
итальянского, сверх того крепость и сильную в
изображениях краткость греческого и латинского
языков”.

— Предлагаем Вашему вниманию презентацию
проекта “От Ломоносова до “аськи”, выполненную
учащимися 10 “А” Бондаренко Валерией и Васькиной
Мариной, а также 11 “А” класса Бакиной Натальей и
Потаповым Артемом под руководством
преподавателей русского языка и литературы
Резник — Орской Татьяны Ивановны и Филимоновой
Людмилы Евгеньевны. (Презентация 3)

— “И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!”.

Так писала Анна Ахматова в начале ХХ века.
Надеемся, что эти слова Вы прочувствовали и
запомнили, уважаемые слушатели!

— Был ли Михаил Васильевич в нашей истории
случайностью? Или же ему, крестьянскому сыну,
суждено было появиться ровно в то время, чтобы
впоследствии быть по праву признанным
основоположником всей российской науки?

Как писал много позже президент Академии наук
С.И.Вавилов, “Ломоносову по необъятности его
интересов принадлежит одно из видных мест в
культурной истории всего человечества. Даже
Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гете более
специальны и сосредоточены”.

— До сих пор не вполне, кажется, оценено в
феномене Ломоносова то, что он не только был
самобытным порождением России, но и – как
явление – стал продуктом культурной и научной
интеграции нашей страны с Европой. Но биографы
больше противопоставляли его “всякой немчуре”,
нежели говорили о сотрудничестве с множеством
тогда присутствовавших в России иностранных
талантов. Основатель Московского университета,
родись он в наше время, вполне мог бы возглавить
международный проект “Сколково”.

— Но… Вернемся к трудам Ломоносова. Императрица
Елизавета Петровна очень хотела, чтобы Михаил
Васильевич занялся еще и историей. Она
чувствовала в Ломоносове дух такого же
реформатора, каким был ее отец – Петр I.Ломоносов
написал не только “Краткий Российский
летописец” и “Древнюю Российскую историю”, но и
труды по экономике: “О размножении и сохранении
российского народа”, “О истреблении праздности
у российского народа”, “О исправлении нравов и о
большом народа просвещении”, “ исправлении
земледелия”, “О исправлении и размножении
ремесленных дел и художеств”, “О лучших пользах
купечества”, “О лучшей государственной
экономии”.

— В 1758 году Ломоносова назначают начальником
Географического департамента при академии.
Северный морской путь, задуманный Ломоносовым,
уже много лет служит народному хозяйству России.
Мечта осуществилась.

Опережая свое время, Ломоносов пишет “Слово о
рождении металлов от трясения земли (1757 г.)”.

— Что там Земля! Ломоносов своим неугомонным
разумом пытается проникнуть в глубины Вселенной:
“…открылась бездна звезд полна; звездам числа
нет, бездне дна”.

— Предлагаем Вашему вниманию сценку на стихи
Ломоносова, подготовленную учащимися 10 “А”
класса под руководством учителя литературы
Филимоновой Людмилы Евгеньевны (как встретились
астрономы в миру).

— Никогда не пугало и не останавливало Михаила
Васильевич то, что приходится делать сразу
десятки дел: читать лекции, писать научные
трактаты, ставить опыты по физике и химии,
хлопотать о пенсии семье несчастного профессора
Рихмана, погибшего от грозового разряда,
участвовать в закладке фарфорового завода,
выступать публично и сочинять разные стихи и
проекты.

И все-таки пришло время, когда его могучий
организм начал сдавать. Все реже раздавался в
стенах академии громовой голос, в его бумагах
появилась такая запись: “Я не тужу о смерти:
пожил, потерпел, и знаю, что обо мне дети
отечества пожалеют”.

— Михаил Васильевич Ломоносов скончался 15
апреля 1765 года в возрасте 54 лет. Он похоронен в
Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Но имя Ломоносова не забыто благодарными
потомками. В его честь назван кратер на Луне, в
его честь назван минерал – ломоносовит. Имя его
многократно повторяется на карте мира.

Предлагаем Вашему вниманию презентацию
учащейся 11 “Б” класса Пачковской Софии “Имя
Ломоносова на карте мира”, выполненную под
руководством учителя географии Якобчук Людмилы
Николаевны (см. “Презентация4.ppt”).

— В Москве, в университетском сквере на
Воробьевых горах, точно посередине между
физическим и химическим факультетами, стоит
памятник основателю МГУ Михаилу Васильевичу
Ломоносову. У подножия памятника кипит
студенческая жизнь: листают книги, ipodы,
переписывают конспекты, объясняются в любви.
Нынешние студенты шпагами не размахивают, они
совсем не буйны, а по марбургским меркам, так и
вовсе благопристойны. К тому же половина из них –
девушки.

Сегодня в Московском университете уже не три, а
39 факультетов, 40 тысяч студентов, фонд научной
библиотеки – 9 миллионов томов, собственное
издательство и типография, школа-интернат, в
которую приезжают учиться со всей России.

— В настоящее время студентами МГУ являются и
выпускники нашей школы:

  • на геологическом факультете учится Горнякова
    Наталья – 5 курс;
  • на географическом – Петрик Мария, 5 курс,
    Михайлюкова Полина, 5 курс, Алексеев Владимир, 2
    курс;
  • на искусствоведческом факультете –
    Болховитинова Елена, 2 курс;
  • на физическом факультете – Царева Ольга, 2 курс.

Думается, Михаил Васильевич взирает на свое
детище с удовольствием и гордостью.

— Перед Вами выступает хор учащихся 6 “А”
класса под руководством учителя музыки
Капустиной Галины Николаевны. “Гимн республики
“Наука”.

— Уинстону Черчиллю было уже за 90. Его
пригласили прочитать лекцию в университете,
которая оказалась для него последней. В зале
давка, люди приехали из других городов. Ректор
справедливо представил Черчилля как величайшего
из живущих англичан и пообещал, что он подведет
итоги своей жизни и поделится своим бесценным
опытом. Под бурные и продолжительные овации
Черчилль взошел на трибуну и произнес:

— Никогда. Никогда. Никогда. Никогда. Никогда не
сдавайтесь!

И сошел с трибуны. В историю. Не сдавайтесь. И у
Вас все получится.

Литература.

  1. Стихотворение Е.Ефимовского “Он был ученый и
    поэт”, книга Е.Ефимовского “След колесницы”,
    Ленинград, 1988 год, издательство “Детская
    литература”, Ленинградское отделение.
  2. Стихотворение Е.Ефимовского “Что есть
    человек”, книга Е.Ефимовского “След колесницы”,
    Ленинград, 1988 год, издательство “Детская
    литература”, Ленинградское отделение.
  3. Книга “Михаил Васильевич Ломоносов”,
    Н.Ф.Уткина, 1986 год, Москва, издательство “Мысль”.
  4. Брошюра “Быть лидером”, В.А.Никонов, избранные
    лекции, 2011 год, Москва, издательство Московского
    университета.
  5. Статья Валентины Еремеевой “Гений”, журнал
    “Русский мир.ru”, ноябрь 2011, издательство
    “Гламур-Принт”.
  6. Статья от редакции “Наследие М.В.Ломоносова”,
    журнал “Русский мир.ru”, ноябрь 2011, издательство
    “Гламур-Принт”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *