Обобщение знаний об имени существительном. 2-й класс

  • Жовнир Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

Цели:

  1. закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках имени существительного, способствовать формированию навыков граммотного письма;
  2. развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память.
  3. воспитывать интерес к русскому языку, умение выслушивать мнение товарищей.

Оборудование: тетради, карточки с именами существительными, геометрические фигуры, монограмма с пословицей, словарик, космический корабль, карта полёта, иллюстрации тарелок, облака настроений.

Ход урока

I. Орг.момент.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что этот урок принесёт всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

– Каким вы хотите видеть наш урок?

У каждого по 3 облачка с разным настроением.

– Поднимите, какое вам больше нравиться?

Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

II. Тема урока.

–Перед вами монограмма с пословицей. Прочитайте её.

– Как вы её понимаете? (Ум и смекалка – что брат с сестрой).

Что интересного заметили? (пословица состоит из одних имён существительных)

Сформулируйте тему урока. (тема нашего урока – имя существительное) Молодцы!

Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие к звёздам в созвездие Имени существительного.

Повторим, обобщим всё, что знаем об этой части течи, познакомимся с новым словарным словом.

III. Мобилизующий этап.

Перед вами карта нашего путешествия.

Но для того, чтобыотправиться в полёт, нам нужен космический корабль. Сейчас мы попробуем его сконструировать, для этого необходимо назвать все признаки имени существительного.

– Итак наш корабль готов, скорость полёта 28000 км/час.

Отправляемся.

Руки на месте.
Ноги на месте
Локти у края.
Спина прямая.

Перед нами первая звезда.

– Кто нас встречает? Какое время года?

Загадка:

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Зима.

– Очень внимательно послушайте слова, которые подарила вам зима и постарайтесь их запомнить. (Зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо)

IV. Минутка чистописания.

В царство зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес.
В него заходим.
Идти вперёд нам чтобы,
Преодолеем-ка сугробы.

Перед вами ряд букв.

– Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке чистописания? Почему?

Открыли тетради, записали число, классная работа и прописали зимние сугробы с буквой д.

V. Словарно-орфографическая работа.

Вторая звезда предлагает вам познакомиться с новым словарным словом.

– Посмотрите на геометрические фигуры.

Каждая фигура содержит определённую букву.

– Постарайтесь запомнить фигуры и буквы в каждой из них.

Теперь я буду показывать геометрические фигуры, в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить. Какие буквы были изображены на каждой из них и соединить их между собой, чтобы получилось слово.

– Какое слово получилось? (тарелка)

– Какое значение имеет это слово?

Это слово имеет несколько значений.

Тарелка – ударный музыкальный инструмент – два металических диска, ударяясь с друг другом создают звук.

Ещё есть летающие тарелки.

В толковом словаре Ожегова дано следующее толкование:

Летающие тарелки – видимые в сумерках на небе движущиеся светящиеся диски, шарики, возникающие вследствии технических экспериментов в атмосфере или физико-химический процессов.

Составьте устно предложения с этим словом.

– Дайте характеристику этому слову.(имя существительное, неод. Ед ч. Нариц.и т.д..)

Откройте словарик, запишите новое слово, выделите орфограмму.

VI. Работа по теме урока.

а) Подлетая к третьей звезде, нужно выполнить следующее задание.

Назовите одним словом и укажите род.

– Какие слова помощники мы должны помнить, чтобы правильно определить род имён существительных?

(он, мой-м.р., она,моя – ж.р., оно,моё-с.р.)

(2 уч-ся работают на переносной доске).

  • Плод яблони – яблоко
  • Животное с длинными ушами – заяц
  • Инструмент для копания земли – лопата
  • Крупный населённый пункт, в котором обычно есть заводы и фабрики – город
  • Вечно-зелёное хвойное дерево – сосна
  • Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном – тарелка

Проверка.

– Какое слово лишнее и почему? (Сосна, заяц)

б) Следующая звезда предлагает поиграть в игру «Узнай предмет по его действию»

работает карточка №1

– Прочитайте слова, Что это за слова?(Существительные).Почему?

  1. Дождь, туча.
  2. Вода, море.
  3. Солнце, яма.
  4. Шкаф, снег.
  5. Чашка, хлеб.
  6. Земля, каша.
  7. Тумбочка, рана.
  8. Трещина. Качество.
  9. Морщинка, цена.
  10. Кресло, царапина.

Внимание! Задание заключается в следующем.

Я называю глагол. Каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, которое к нему подходит и записать его вместе с глаголом. Желающие могут указать род имён существительных. (2 учеников работают на переносной доске)

  • Шумит …
  • Падает …
  • Засветило …
  • Остыла …
  • Появилась …

VII. Физкультминутка

Пятая звезда предлагает вам отдохнуть.

Я буду называть имена существительные.

Если существительное в единственном числе – все подпрыгивают и делают хлопок над головой.

Если во множественном – приседают.

Приготовились: дом, города, улицы, тюльпан, загадка, флаги, поле, страна, глаза, берёзы, песок, собаки, окна, туман. Молодцы!

VIII. Работа над пройденным материалом.

Прочитайте предложения на доске.

Д.ревья ст.ят в зимнем уборе.
Коля и Даша шли по л.сной тр.пинке.
В.сёлая лягушка л.вила ком.ров.

Сформулируйте задание

– Какие орфограммы работают?

– Как пишутся имена собственные?

– Как проверяем безударную гласную?

Следующая звезда предлагает поработать по вариантам:

1 в. Выписать предложение только с одушевлёнными именами существительными.

2 в. Выписать предложение только с неодушевлёнными.

Подчеркнуть главные члены предложения, и указать какими частями речи они выражены.

IX. Самостоятельная работа. Работа с текстом.

Чтобы вернуться домой мы должны поработать с космическими карточками. Прочитайте предложения; составьте из них зимнюю зарисовку; исключите предложения, которые не подходят по теме. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Услужливый м…ро. з.т.нул реки л… …ком.
По листьям шуршит дождь.
Ре…кий ветер теребит в…рху…ки д…ревьев.
Во все стороны двинулись мощные потоки в…ды.
До самых бр…вей нахлобучили они белосне…ные ша…ки. Надели пуховые варе…ки.
Шустрые сн…г…ри порхают по ши…кам елей.

X. Домашнее задание.

Наше путешествие подходит к концу.

Мы возвращаемся домой. На земле нас ждёт последняя звезда из созвездия имени существительного.

Вспомните и запишите слова, которые подарила вам зима в начале урока.

Проверьте и допишите недостающие.

Дома вас ждёт интересная творческая работа. Вы напишите мини рассказ, используя эти слова. Но в вашем рассказе должно быть как можно больше имён прилагательных.

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

XI. Итог урока. Рефлексия.

Закрыли свои космические тетради.

Славно дети потрудились
Вижу многого добились
Знаю, будете вы рады
Возвращению домой.

Вы все сегодня хорошо работали.

  • каким получился урок?
  • что интересного было для вас?
  • а для чего вы всё это делали?

(грамотно и без ошибок писать)

Поднимите то облачко, которое вам сейчас нравится?

Я рада, что у вас хорошее настроение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *