НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе у детей с нарушением зрения Спасение Красной Шапочки

  • Киселева Марина Николаевна, воспитатель

Образовательные и развивающие задачи: продолжать
учить детей сравнивать группы предметов путём
составления пар и пересчёта; повторить знаки >,
<, =; продолжать решать простые арифметические задачи; закрепить представления о геометрических фигурах, их названиях, величине; закрепить представления о числах в пределах 10, счёт, представления о символических изображениях.

Коррекционные задачи: продолжать
развивать прослеживающую функцию глаза;
закреплять представления о геометрических
фигурах, их названиях, представления о величине,
умение ориентироваться на плоскости.

Воспитательные задачи: учить детей
вместе решать предложенные задачи, находить
выход из проблемной ситуации; воспитывать
желание помогать оказавшимся в беде; интерес к
занятиям математикой.

Материалы к занятию: лабиринт;
изображение дровосека из геометрических фигур;
карточки с заданиями на сравнение чисел; 5
изображений пирожков, 2 яблок, 2 груш, медведь,
лиса, барсук, волк для ковролина, набор стрелочек
и грибочков для составления письма.

Предварительная работа: работа с
лабиринтами, составление разнообразных фигур из
геометрических форм, формирование счётных
умений в пределах 10.

Технологии: использование блоков
Дьенеша.


Ход занятия

– Красная Шапочка попала в беду:
хитрый Волк перепутал все тропинки в лесу, и
девочка заблудилась. Волк прислал вам письмо, в
котором пишет, что поможет Красной Шапочке
выбраться из леса, если вы выполните все его
задания.

Задание № 1.

Волк попросил Красную Шапочку
сравнить числа, но она была очень напугана и
сделала ошибки. Их надо исправить. Дети получают
карточки с выражениями, в которых допущены
ошибки:

2>1 5>4

5<6 5=5

7>8 4<3

2=3 1>2

Дети исправляют ошибки и читают
выражения.

Задание № 2.

Задача 1. В корзине у Красной Шапочки
было 5 пирожков для бабушки. Волк съел 2 пирожка.
Сколько пирожков осталось в корзинке у Красной
Шапочки?

На ковролине появляются пирожки,
иллюстрирующие задачу. Дети решают задачу,
объясняя свои действия. На ковролине
выкладывается решение задачи:

5 – 2 = 3.

Задача 2. У Красной Шапочки в корзинке
лежат для бабушки 2 яблока и 2 груши. Сколько всего
фруктов Красная Шапочка несёт бабушке?

Дети выкладывают на ковролине яблоки и
груши, показывающие решение задачи, затем
решение и объясняют его:

2 + 2 = 4.

Физкультминутка “Ёжик”.

Дети стоят, слегка согнувшись. Руки
согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены
вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают
медленные частые шажки:

Утром по лесной дорожке –
Топ – топ – топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.

Кончики пальцев детей соединяются –
они “срывают” ягоды.

Пока дети – “ёжики” топали, они
подошли к другому ковролину.

Задание № 3.

Волк пригласил в гости лису, медведя,
барсука. Хватит ли всем пирожков, которые
остались в корзинке у Красной Шапочки?

Дети вспоминают, сколько пирожков
осталось у Красной Шапочки (3).

Считают зверей: медведь, лиса, барсук
(тоже 3). А Волка забыли. Значит 4.

На ковролине выкладываются
изображения медведя, лисы, барсука и волка, 3
пирожка. Дети с помощью верёвочек составляют
пары. Кому-то из зверей пары не хватило. Значит
зверей больше, чем пирожков.

– Кого больше? (Зверей.)

– На сколько? ( На 1.)

– Чего меньше? (Пирожков.)

– На сколько? (На 1.)

– Значит пирожков на всех зверей не
хватит.

– Как ещё можно определить, хватит ли
всем зверям пирожков?

– Посчитать количество зверей и
пирожков и сравнить числа.

4<3

– Итак, что мы ответим Волку?

– Пирожков на всех зверей не хватит.

– Что же делать? (Добавить ещё 1. Не
брать пирожок Волку, потому что съел уже два.)

Задание № 4.

Волк пишет, что встретил в лесу
дровосека и сильно испугался. Просит помочь ему
разобраться, что за необычного дровосека он
встретил.

На ковре появляется изображение
дровосека. Дети определяют, что дровосек состоит
из геометрических фигур, называют эти фигуры и
считают, сколько их.

Рисунок 1

– Дровосеку одному не справиться с
Волком. Давайте сложим ему друзей-помощников.

Дети подходят к столам, на которых
лежат блоки Дьенеша.

– Надо не просто сложить фигуры друзей
дровосека, но и выполнить при этом определённые
условия: вы разделитесь на две команды. (Дети
делятся на команды.) Одна команда будет
складывать дровосека из не красных и не
маленьких фигур,
другая команда – из не синих
и не толстых фигур.
Начинайте.

Дети совещаются и складывают друзей
дровосека.

Задание № 5.

А вот и дорожки, которые запутал Волк.
Да так хорошо запутал, что и сам не может
разобраться, какая же из них ведёт к домику
бабушки.

На ковре появляется лабиринт:

Рисунок 2

Дети находят дорожку к домику бабушки
и составляют письмо Красной Шапочке с указанием,
по какой дорожке она сможет попасть к бабушке.

Рисунок 3

Итог занятия

– Кто отнесёт письмо Красной Шапочке?

– Попросим Волка. Он увидел, какие вы
отзывчивые и добрые и тоже захотел стать таким
же. А что для этого нужно, подскажем Волку.

– Помогать, сочувствовать, не обижать,
не драться, не ругаться, не дразнить, быть
внимательным …

– Ребята, вы хорошо сегодня
потрудились: помогли Красной Шапочке добраться
до бабушки, а Волку – исправиться.

– Волк убежал с письмом для Красной
Шапочки, а вы мне скажите, какие задания Волка
было вам выполнять легко, интересно, а какие –
трудно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *