Нетрадиционные средства коммуникации в работе с детьми с ОНР

  • Ранюк Людмила Михайловна, учитель-логопед

» Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса».

(В. Г. Белинский)

Инновационные процессы на современном этапе
развития общества затрагивают в первую очередь
систему дошкольного образования, как начальную
ступень раскрытия потенциальных способностей
ребёнка. Бурное развитие информационных
коммуникационных технологий наложили
определённый отпечаток на деятельность
современного педагога. На смену традиционным
подходам приходят новые подходы обучения и
воспитания, направленные на активизацию
познавательного развития ребёнка, позволяющие
по-новому организовать процесс обучения.

Следует отметить, что дети с ОНР часто
испытывают большие затруднения в формировании
связной речи, у них снижена речевая активность,
что влечёт за собой низкую коммуникативную
направленность их речи. Задача учителя-логопеда
научить детей связно и последовательно излагать
свои мысли, рассказывать о событиях из
окружающей жизни. Известно, чем активнее
работает мозг ребёнка, тем лучше развиваются его
структуры, а значит, быстрее восстанавливаются
нарушенные речевые и психические функции.
Интеллект ребёнка растёт пропорционально
получаемой информации (Доман Г.).

Идя в ногу со временем, учителю-логопеду
приходится искать вспомогательные средства,
облегчающие, систематизирующие и направляющие
процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с
общепринятыми методами и приёмами я стараюсь
использовать в работе с детьми нетрадиционные
творческие методики, эффективность которых
очевидна. Одними из них являются:

  • Фоторамка;
  • Электронные наглядно-игровые средства.

Использование фоторамки на индивидуальных
занятиях.

В структуре логопедических занятий важное
место занимает индивидуальная работа. Она
осуществляется с опорой на наглядность. В
настоящее время для этих целей используется
картинный материал, натуральные предметы и их
модели. Эффективность логопедических занятий
повышается при использовании различных
наглядных материалов. Поэтому на индивидуальных
занятиях, в сочетании с традиционными методами
использую (фрагментарно) фоторамку с соблюдением
всех технических и санитарно-гигиенических
требований. Это абсолютно новое, уникальное
средство, нашедшее применение в работе с детьми.
Компактная и стильная цифровая фоторамка Kodak
EasyShare, оснащена цветным ЖК-дисплеем c разрешением
800 х 480 пикселя и эксклюзивной системой
управления цветов Kodak Color, воспроизводит
видеоклипы и работает как Мр3-плеер. Благодаря
функции слайд-шоу фотографии меняются с разной
скоростью, а наличие встроенных динамиков
создают индивидуальное музыкальное
сопровождение.

С применением фоторамки удобно проводить
артикуляционную гимнастику. Работа ведётся
следующим образом. На экране появляется
изображение нужного упражнения, например,
“Лошадка”, в речевом и музыкальном
сопровождении. Ребёнок смотрит и слушает, затем
выполняет самостоятельно.

<Рисунок 1>

Также фоторамка применяется при
рассматривании репродукций картин родного
города, времён года и др. При этом используется
тематическое озвучивание представляемых
слайд-шоу. Например, при ознакомлении детей с
иллюстрациями зимы, используется музыка П.И.
Чайковского из альбома “Времена года”.

Данное средство имеет ряд преимуществ в
коррекционной работе:

  • Удобный пульт дистанционного управления;
  • Удобная функция перетаскивания позволяет с
    легкостью переносить снимки;
  • Оснащение множеством функций: собственное
    слайд-шоу, просмотр мультимедийных обучающих
    программ;
  • Возможность задать время просмотра.

Использование электронных
наглядно-игровых средств в коррекционной работе
с детьми.

В ряду инновационных педагогических подходов
хочу представить, разработанные мною,
электронные наглядно-игровые средства.
Использование игровых средств в коррекционной
работе, по мнению Т.Б. Уваровой, способствуют
возрастанию у детей интереса к занятиям,
повышению внимания, речевой активности. С их
помощью создаётся игровая ситуация,
актуализируются знания детей. А электроника
добавляет свою необычность, красочность,
свечение, так как внутри расположены светодиоды
разного цвета. И поскольку у дошкольников хорошо
развито непроизвольное внимание, то учебный
материал, предъявляемый в ярком, интересном и
доступном для ребёнка виде вызывает интерес и
обращает на себя внимание. В этом случае
применение электронных игр становится особенно
целесообразным, так как позволяет предоставлять
информацию в привлекательной форме, что не
только ускоряет запоминание содержания, но и
делает его осмысленным и долговременным.

Дидактическая электронная игра “Вкусный сок”
разработана для детей от 5-и лет.

<Рисунок 2>

Игра предназначена для
индивидуально-подгрупповой деятельности
взрослого и ребёнка. В данной игре используются
задания с возможностью самопроверки.

Цель:

  • Расширение и активизация словаря по теме
    “Фрукты, ягоды”;
  • Закрепление образования относительных
    прилагательных;
  • Усвоение притяжательных местоимений -мой,
    -моя, -моё;
  • Закрепление цвета;
  • Вычленение контурного изображения предметов из
    наложенных друг на друга;
  • Развитие мелкой моторики.

Поле игры имеет изображение зелёного яблока. На
нём расположены бутылочки с наклейками разных
фруктов и ягод, внутри которых находятся
светящиеся светодиоды. На вопрос взрослого,
какой сок можно приготовить из фруктов и ягод,
ребёнок отвечает полным предложением: “Из яблок
можно приготовить яблочный сок (апельсиновый,
сливовый, лимонный, черничный и др.). После ответа
предлагается самопроверка: найти
соответствующую цвету фрукта капельку (у лимона
жёлтая капелька, у сливы – фиолетовая, у
апельсина – оранжевая и т. д.) и включить.
Правильность ответа определяется совпадением
высвеченной бутылочки и капельки, под которой
находится выключатель. Затем ребёнок узнаёт
наложенные контурные изображения яблока, груши,
ананаса, банана, вишни и называет предметы, про
которые можно сказать “мой”, “моя”, “моё” (мой
банан, ананас; моя груша; моё яблоко).

<Рисунок 3>

Электронное многофункциональное пособие
“Чудо-книга” представляет собой книгу размером
А3, состоящую из двух частей – “страниц”.

<Рисунок 4>

Они оснащены магнитами и светодиодами:
красными (правая сторона) и зелёными (левая
сторона), находящимися внутри “книги”. Игры,
проводимые с помощью данного пособия,
заимствованы и частично переработаны из книги
Уваровой Т.Б. “Наглядно-игровые средства в
логопедической работе с дошкольниками”.
“Чудо-книга” даёт возможность детям, у которых
не развито словесно-логическое мышление,
наглядно представить конкретную ситуацию со
своим содержанием, персонажем, организацией и
методикой проведения. Сам процесс обучения
становится эмоциональным, действенным,
позволяющим ребёнку усвоить свой собственный
опыт, активизируя познавательную деятельность.
Работа с пособием осуществляется следующим
образом: правая сторона “книги” загорается
красным цветом (сигнал для мотивации) и на
странице появляется сказочный персонаж,
например, Барон Мюнхгаузен. От его имени даются
задания. Затем левая сторона книги загорается
зелёным цветом и на ней прикрепляются
соответствующие предметные картинки, по которым
ребёнок должен отвечать.

<Рисунок 5>

Пример занятия с использованием
электронного пособия “Чудо-книга”.

“Барон Мюнхгаузен”

Цель: формирование навыка образования имён
существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.

Оборудование: “Чудо-книга”; иллюстрация
сказочного персонажа барона Мюнхгаузена,
сидящего на пушечном ядре; набор предметных
картинок: коляска, стул, стол, стакан, шапка,
цветок, сани, звезда, дом; магнитики.

Л о г о п е д: Дети, посмотрите на
иллюстрацию с изображением барона Мюнхгаузена.
Храбрый барон, как известно, летал на пушечном
ядре высоко в небе. Сверху ему всё казалось очень
маленьким. Он смотрел сверху вниз и удивлялся:
“Какое же отсюда всё крошечное! Маленькие домики,
деревца”
.

Сейчас я буду показывать картинки и
прикреплять их на страницу, а вы скажете, что на
них нарисовано, а потом назовёте их так, как про
них сказал бы Мюнхгаузена, если бы увидел сверху.
Например, дом. Как про него скажет Мюнхгаузен?

Д е т и: Домик. (Колясочка, стульчик и
т.д.)

Как правило, у детей вначале вызывает трудность
не только сам процесс игры, но и образование слов
уменьшительно-ласкательного значения. Поэтому
ребёнку предоставляется возможность
самостоятельно прикреплять изображения на
страницу книги. При затруднении логопед задаёт
наводящие вопросы. Игра продолжается до тех пор,
пока все изображения предметов не будут названы.
После этого предлагается ребёнку ещё раз назвать
все предметы с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.

Таким образом, применение нетрадиционных
коммуникативных средств в коррекционной работе
позволило сделать следующие выводы: они являются
дополнительным средством в образовательном
процессе детей дошкольного возраста с ОНР,
повышают мотивацию ребёнка к логопедическим
занятиям, способствуют повышению речевой и
познавательной активности, формируют
положительное отношение к обучению.

Список использованной литературы:

  1. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка.
    “Аквариум” Москва 1996
  2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные
    технологии и устная речь как средство
    коммуникации: достижения и поиски.
    //Дефектология. — 1998. — № 1
  3. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. //
    “Литур” Екатеринбург. 1999
  4. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в
    логопедической работе с
    дошкольниками.//Творческий центр Сфера. 2009
  5. www.pedsovet.org/forum/topic405.html Лизунова Л.Р.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *