Научно-исследовательская деятельность учащихся

  • Хайруллина Айсылу Адибовна, учитель химии, биологии

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы,
способности, желания, возможности. Но не смотря на это мы, педагоги, должны дать
всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в
каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и
самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых
методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий,
способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса
к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных
способностей детей..

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является
организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся
под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской
задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет
развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру
учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в
определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является
творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих
исследовательских работ:

Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление
информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из
первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика
реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений,
рассуждений

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения
эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы
носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку
особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и
описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы,
значимой для участников проекта.

Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и
качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент
научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной
методики исследования.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с
научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики
собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и
выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является
непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Все творческие работы имеют общие элементы:

  1. Все работы выполняются с использованием литературных источников, но при
    выполнении реферативных работ анализ литературы является основным
    содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных,
    описательных, исследовательских работ анализ литературных источников
    выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.
  2. В методическом плане все виды работ структурированы на постановку
    проблемы, собственно материал и выводы.

Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих
работ является:

  1. Практическая методика исследования выбранного явления.
  2. Собственный экспериментальный материал.
  3. Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы –
технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:

Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы
достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам
познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и
родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить
его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской
деятельности школьников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *