Народное декоративно-прикладное искусство Подмосковья. Лоскутные мячики из Хотькова

  • Шелуханова Светлана Львовна, учитель технологии

Невозможно воспитать ребёнка своей страны без
освоения им народной культуры. Вот почему
необходимо повышать уровень преподавания
народных традиций, национальных особенностей и
народных промыслов в школах. Эти требования
определили актуальность и практическую
значимость моей программы.

Среди важнейших задач, стоящих перед
общеобразовательной школой, — улучшение
художественного образования и эстетического
воспитания учащихся, то есть формирование у них
чувства прекрасного, высокого эстетического
вкуса, умения понимать, ценить красоту не только
искусства, но и действительности.

Важная роль в решении этой задачи отводится
народному и декоративно-прикладному искусству.
Поэтому на занятиях необходимо изучить и
использовать веками накопленный опыт народа, в
котором всегда соединяются и польза, и красота.

Успешному развитию творческих способностей
детей помогает умелое использование
произведений народного прикладного искусства
Родного края.

Живейший интерес и стимулы для фантазии
вызывает у подростков занятия по изучению
декоративно-прикладного искусства Подмосковья.

У колыбели игрушек.

Традиции мастеров художественных промыслов
Подмосковья уходят далеко в глубину веков. У
художественных промыслов Подмосковья богатая
предыстория, самобытные художественные
традиции.

Крупными центрами художественного женского
рукоделия были монастыри. Народные промыслы на
Руси испокон веков были тесно связаны с
православной культурой.

Среди древнейших русских художественных
промыслов следует назвать игрушечный промысел,
который стал развиваться в Троице-Сергиевом
монастыре в XVI-XVII вв.

У историков игрушечного промысла на Руси стоял
игумен земли Русской – преподобный Сергий
Радонежский. Около трёх веков, насчитывает
традиция местного монастырского рукоделия.

Тряпичные игрушки изготавливали в Покровском
женском монастыре, в городе Хотькове.

Хотьковские шитые “мягкие” игрушки известны
были всему миру. Далеко за пределами Хотькова шла
молва и об изготавливаемых здесь вещах для
светского и церковного обиходов, а также всяких
украшениях. Мастерством шитой игрушки и высокой
золото-шёлковой вышивкой именит был Хотьковский
девичий монастырь. Здесь было истинное гнездо
художества женского.

Монахини стегали одеяла по заказам, шили
церковную одежду, а из остатков материи делали
игрушки. Они собирали лоскуты у местных портных и
мастерили лоскутные мячики – погремушки, сшитые
из выпуклых подушечек, набитых сухим мхом.

Начинка и обёртки.

Мох заготавливали летом, высушивая его в тени,
чтобы стебли сохранили упругость, мячики —
погремушки — выглядели гранёными мозаичными
шарами.

Внутри гремели камушки “замурованные” в
бересту.

Сверху “ гремучие” мячики украшали цветной
фольгой, витой канителью (тонкой металлической
проволокой, туго свитой в спираль), вышитыми
крестиками — получались красивые игрушки.

Шили игрушки — погремушки из бережливости и
экономного отношения к тканям и дорогим отделкам
и для того чтобы порадовать детей.

Лоскутное шитьё.

Лоскутные мозаичные шарики служили красивой и
полезной дидактической игрушкой-забавой, с
младенчества раскрывая ребенку совершенство и
многоцветность мира. Хотьковские лоскутные
мячики — образец совершенства традиционного
искусства русского лоскутного шитья.

Лоскутное шитьё — часть народного искусства,
можно сказать часть фольклора, народного
творчества, народной мудрости. Годами люди
накапливали опыт и передавали его следующим
поколениям. Народное искусство является
уникальным миром духовных ценностей, корнями,
уходящее в далекие народные традиции, которые
питают современные виды культуры. Сегодня, к
сожалению, современный человек все больше
утрачивает связь с народным искусством, что
приводит к потере связи с поколениями, обнищанию
духовного мира человека.

Что же делать в этом случае?

Возрождение традиций, промыслов, искусства
лоскутного шитья (на примере лоскутных мячиков
из Хотькова) поможет в решении этой проблемы. Мы
можем узнать как можно больше о народном
искусстве, возродить и приумножить полученные
знания.

Мячики делают в школе.

Развития креативности и творческих
способностей школьников явилось основанием для
разработки программы “Народное декоративно –
прикладное искусство Подмосковья. Лоскутные
мячики из Хотькова”, которая успешно была
внедрена и апробирована на уроках технологии,
кружках, элективных курсах в
общеобразовательной школе.

Программа построена по направлениям:

  • знакомство с историей декоративно-прикладного
    искусства Подмосковья;
  • проектирование и выполнение в материале
    предметов декоративно-прикладного творчества.

Практическое постижение народного искусства
предполагает освоение технологических приемов
изготовления изделий. Определяющей задачей
этого является формирование навыков
изготовления изделий декоративно-прикладного
творчества.

Сделаем сами.

Для изготовления мячика вам потребуется:

Для шара-основы: разноцветные лоскутки сатина
или ситца, наполнитель (синтепон), нитки мулине
разных цветов, цветная или золотистая тесьма,
бисер или бусины (по желанию).

Для погремушки: мячик от пинг-понга, горсть
сухого гороха (фасоль, камешки), скотч.

Последовательность выполнения работы:

  1. Подберите подходящие по цвету, лоскутки ткани и
    сшейте 12 подушечек, из которых будет состоять
    мячик. Для каждой подушечки потребуется 2 лоскута
    в форме квадрата 10х10 см.
  2. Сшить чехольчики 12 шт. (сложить 2 квадрата
    изнанкой внутрь и сшить по трём сторонам (швом
    “вперёд иголку”)).
  3. Наполнить один чехольчик наполнителем, зашить
    четвёртую сторону, получилась первая подушечка.
  4. Пришить к первой подушечке с 4-х сторон, четыре
    чехольчика.
  5. Сшить чехольчики между собой по боковым
    сторонам квадрата.
  6. Наполнить чехольчики наполнителем и зашить все
    чехольчики по кругу.
  7. Пришить к одной из подушечки последний
    чехольчик, заполнить его наполнителем и зашить
    проём.
  8. Уложить погремушку в мячик, заполнить пустоты в
    мячике наполнителем, пришить последнюю
    подушечку по трём сторонам потайным швом.
  9. Получился мячик. Швы между подушечками мячика
    прикройте тесьмой (пришить тесьму потайными
    стежками).
  10. Для окончательной отделки формы в центр каждой
    подушечки прикрепите декоративные кусочки
    фольги, цветной бумаги или лоскуты легкой ткани.
    Украшением может служить бисер, пуговицы, бусины
    – в зависимости от вашего вкуса и фантазии (по
    желанию).

Вкладывая в свою работу любовь и талант,
учащиеся создают простые и наивные изделия, но в
них проявляются их взгляды и чувства. Они
испытывают настоящую творческую радость, оттого,
что любовно сделали своими руками.

Работы, выполненные учащимися, несут в себе
огромную положительную энергетику, смысловую и
эмоциональную значимость. А поскольку все работы
выполнены в различных техниках, индивидуальной
манере, то вместе они являются яркой
иллюстрацией эффективности программы “Народное
декоративно – прикладное искусство Подмосковья.
Лоскутные мячики из Хотькова”.

Литература.

1. Дайн Г.Л. “Лоскутные мячики из Хотькова”.

2. Сергиев Посад, Весь Сергиев Посад, 2008 г.

3. Симоненко В.Д.учебник “Технология” 5 кл.

4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vechernie —
posidelki.blogspot.com;

5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://nostromoclub.3dn.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *