Методическое сопровождение педагогов и познавательно-исследовательская деятельность воспитанников ДОУ

  • Кудрина Наталья Михайловна, заместитель заведующего по ВМР

На базе МБДОУ детский сад № 39 третий год
функционирует муниципальная экспериментальная
площадка по проблеме “Создание условий для
развития детского исследования как метода
обучения старших дошкольников”. Проблема
актуальна, так как соответствует
психологическому своеобразию современного
детства и отвечает социальному заказу общества в
формировании активной, творчески развитой
личности. В федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного
образования наряду с социально-коммуникативным,
речевым, художественно-эстетическим, физическим
направлениями развития и образования выделено и
познавательное развитие детей. Указывая
различные виды детской деятельности,
подчёркивается, что
познавательно-исследовательская деятельность
начинается с раннего возраста и реализуется
путём детского экспериментирования.

Для успешной реализации проблемы, для работы
педагогического коллектива в инновационном
режиме необходимо разработать систему
методической работы, которая обеспечит высокую
педагогическую грамотность и профессиональное
мастерство педагогов. Нами была определена
основная цель методической работы:

развитие интеллектуально-творческого
потенциала личности педагога для организации
познавательно-исследовательской деятельности и
развитие исследовательских способностей
воспитанников детского сада.

На первом, организационном этапе решались
следующие задачи:

— определить уровень готовности педагогов к
участию в экспериментальной работе;

— выявить уровень осведомленности о проблеме.

В ходе основного этапа работы были поставлены
задачи:

— изучить научно-методическую литературу, в
которой рассматриваются основные положения о
познавательно-исследовательской деятельности;

— содействовать самообразованию педагогов,
совершенствуя навыки самостоятельной работы с
научной литературой, Интернетом;

— формировать у педагогов и воспитанников
представления об исследовательском обучении как
ведущем способе познавательной деятельности;

— научить формулировать тему, проблему,
выдвигать гипотезы исследования, определять
объект и предмет исследования;

— использовать адекватные задачам методы
исследования;

— научить формулировать выводы и предложения по
результатам исследования;

— создать условия в развивающей
предметно-пространственной среде групп для
организации познавательно-исследовательской
деятельности воспитанников;

— совершенствовать практические навыки
педагогов в организации и руководстве
познавательно-исследовательской деятельностью.

На заключительном этапе нашей работы основными
задачами стали:

— контроль и анализ эффективности работы
педагогов по организации и руководству
познавательно-исследовательской деятельности
воспитанников;

— определение перспектив работы по оптимизации
условий для познавательного развития
воспитанников;

— привлечение внимания родителей к организации
исследовательской деятельности детей.

Основными формами организации методического
сопровождения деятельности педагогов в
инновационном процессе стали:

— консультации;

— работа творческой группы;

— обсуждения, беседы;

— семинары — практикумы;

— мастер-классы;

— смотры-конкурсы;

— работа методических объединений;

— педагогические советы.

Итогом всех методических мероприятий явился
фестиваль исследовательских работ и творческих
проектов дошкольников.

В начале работы в рамках муниципальной
экспериментальной площадки было проведено анкетирование
и опрос педагогов на готовность ведения
работы по исследовательской деятельности. В
результате анкетирования было выявлено, что
всеми критериями ведения исследовательской
деятельности владеют 10% педагогов, 30% педагогов
владеют подконтрольно, 60% педагогов недостаточно
владеют информацией о структуре и функциях
детского экспериментирования, слабо
ориентируются в способах организации
исследовательской деятельности.

Результаты анкетирования, опроса педагогов
показали, что они нуждаются в методическом
сопровождении. Для этого была создана творческая
группа
в составе заместителя заведующего по
воспитательной и методической работе и знающих
педагогов, имеющих опыт работы по данной
проблеме. Кроме этого, уделили большое внимание
самообразованию
педагогов, через подбор и
изучение литературы по проблеме. Для этого в
методическом кабинете оформлена тематическая
подборка книг, журнальных статей, посвящённых
исследовательской деятельности дошкольников.
Теоретической базой для нашей работы мы
определили труды психологов и педагогов Л.А.
Венгер, Н.Н. Подъякова, А.И.Савенкова. Изучая
основные закономерности становления и развития
детей дошкольного возраста, они доказали, что на
определённых этапах развития ребёнка происходят
процессы саморазвития и “самодвижения”
детского мышления. Основным видом
ориентировочно-исследовательской (поисковой)
деятельности детей Н.Н. Подъяков определяет
детское экспериментирование, которое является
ведущим на протяжении всего дошкольного детства.
В лекциях А.И. Савенкова представлен как
исторический, теоретический так и практический
аспект исследовательского обучения
дошкольников. На основе предложенной А.И.
Савенковым методики проведения учебных
исследований наши педагоги разработали и
реализовали все свои исследовательские и
творческие проекты.

Большую помощь педагогам в организации
поисково-исследовательской деятельности
оказали детские энциклопедии, книги с
занимательными фактами, забавными, простыми
опытами и практическими заданиями,
“мастерилки”, рабочие тетради “Маленький
исследователь”.

Перед проведением смотра-конкурса по
оформлению центров экспериментирования
творческой группой был составлен примерный
перечень материалов и оборудования. Педагогами
была пересмотрена развивающая
предметно-пространственная среда. Каждый центр
дополнен новыми предметами и материалами,
стимулирующими поисковую активность дошколят.
Все материалы, находящиеся в центрах
экспериментирования, распределены по разделам:
“Природный материал”, “Песок и вода”,
“Строительные материалы”, “Картон и бумага”,
“Ткань”, “Шерсть”, “Магниты”, “Резина”,
“Звук-волшебник”. В состав центра
экспериментирования вошли: мини-лаборатория,
“аптека”, “огород” на окошке, полочка “умных”
книг и коллекций, “конструкторское бюро”. В этом
смотре приняли активное участие и родители
воспитанников. Они сшили для юных исследователей
белые халаты, костюмы магистров, подготовили
комплекты рисунков-символов. Родители вместе с
детьми смастерили разные макеты, которые
способствуют расширению возможностей
экспериментирования детей.

Для повышения профессиональной компетентности
педагогов важны консультации по
психологическим и педагогическим аспектам
познавательного развития детей, например:
“Проектный метод в работе педагогов ОУ”,
“Исследовательская деятельность как один из
этапов метода проектирования”, “Методика
проведения учебных исследований”, “Воображение
как основа творческой личности ребенка”. Во
время консультации-иллюстрации, педагогам были
предложены иллюстрации, зарисовки,
карточки-схемы наблюдений и опытов. При
проведении консультации-диалога два педагога
освещая одну тему, познакомили коллег с разными
подходами к проблеме. Один педагог организует
исследовательскую деятельность с экологическим
направлением, на основе программы Н.А. Рыжовой
“Наш дом-природа». Другой педагог познакомил с
игровым экспериментированием, с проблемными
ситуациями, которые возникают у персонажей
детских произведений художественной литературы.
Слушатели проанализировали, оценили
“педагогические находки” коллег и выбрали то,
что им ближе. Возникновение разных мнений
способствовало развитию творчества педагогов.
Никого не оставила равнодушным
консультация-парадокс. Во время консультации
педагоги находили запланированные ошибки. Они
заполняли две колонки карточки, выбирая из
предложенного текста правильные и ошибочные
варианты ответов.

Повышению качества образовательного процесса
способствовала работа педагогов в составе
творческой группы. На её заседаниях педагоги
общались, обменивались опытом, что привело к
более тесному сотрудничеству и сотворчеству.
Творческая группа помогала в составлении планов,
конспектов деятельности, сценариев досугов,
итоговых отчётов о результатах работы, в
проведении мастер-классов.

Эффективен при выборе форм работы такой
методический приём, как “педагогический багаж”.
Участники мероприятия получали по три цветных
листочка. Каждый писал предложения, что можно
применить, что будет интересным, а что нуждается
в доработке.

Выработке исследовательских умений педагогов
посвятили и работу методические объединения
детского сада. В системе методического
сопровождения педагогов нашего учреждения
действуют пять методических объединений:
воспитателей раннего возраста, воспитателей
младшего и среднего, воспитателей старшего
дошкольного возраста, музыкальных
руководителей, учителей-логопедов. Педагоги не
только показывают работу с детьми, но и обсуждают
с коллегами полученные результаты, делая акцент
на методах и приёмах, которые обеспечили
эффективность работы. На методических
объединениях педагоги составили тематические
планы и продумали систему совместной
деятельности по организации циклов наблюдений и
экспериментов. В настоящее время для маленьких
экспериментаторов оформляется картотека
простых опытов и экспериментов “Игры и забавы
для светлой головы”.

На заседаниях педагогического совета обсуждали
вопросы работы экспериментальной площадки,
анализировали состояния
воспитательно-образовательной работы педагогов
по познавательно-исследовательской
деятельности, осуществляли обмен опытом,
подводили итоги работы и планировали дальнейшую
работу коллектива. Экспериментальная работа
объединяла коллектив в открытом обмене мнениями,
в творческой дискуссии. Сотрудничество
начинающих и менее творческих педагогов с более
опытными коллегами послужило хорошей практикой
и стимулом к развитию.

Благодаря комплексу методических мероприятий
расширился кругозор педагогов, повысился
уровень образовательной деятельности, что
позволило нам провести на муниципальном и
региональном уровне семинары-практикумы, на
которых представили опыт наших педагогов. В ходе
районных семинаров “Метод проектов в ДОУ как
инновационная педагогическая технология”,
“Экспериментирование как метод познавательного
развития дошкольников” педагогов познакомили с
моделированием исследовательской деятельности,
расширили их словарный запас, пополнив его
специальной терминологией, познакомили с видами
исследовательской деятельности и научили
составлять ее алгоритм. Чтобы знакомить
детей с “техникой” проведения исследования,
взрослым необходимо самим её хорошо знать,
поэтому опытные специалисты провели мастер-классы,
демонстрируя оригинальные методы и приемы для
активизации мышления и творчества детей,
различные виды взаимодействия в процессе
активной поисковой деятельности.

Среди действенных форм методической работы
особую роль играют практикумы, на которых
теоретические вопросы, решаются различными
видами практической деятельности. Такие
практикумы позволили педагогам принять участие
в тренировочных занятиях, в ходе которых они
прошли полный цикл исследовательской
деятельности – от определения проблемы до
представления и защиты полученных результатов.
Педагогам района был предложен раздаточный
консультативный материал по темам “Детское
экспериментирование” и “Метод проектов в ДОУ”.
Участники семинаров-практикумов учли
методические рекомендации, практический опыт
наших педагогов по использованию таких форм
работы и во всех детских садах района
активизировали работу по организации
познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников. Благодаря чему количество
дошкольников, участвующих в исследовательских
конкурсах значительно возросло, увеличилась
конкуренция.

В детском саду стало традицией проведение фестиваля
исследовательских работ и творческих проектов
“Я — исследователь”. Количество участников
фестиваля, тематика исследований постоянно
расширяется. Наш опыт показал, что
исследовательская деятельность носит характер
сотрудничества, в котором принимают участие дети
и педагоги детского сада, а также родители и
другие члены семьи. Совместная деятельность
сближает детей и взрослых, формирует партнёрские
отношения, воспитывает чувство сопереживания за
общее дело и его результат. Во время реализации
исследовательских проектов укрепляются
взаимоотношения между родителями и детьми.
Вместе с детьми они обсуждают промежуточные
результаты и дают оценку конечного продукта. А
чтобы обеспечить безопасность ребёнка во время
проведения домашних опытов и экспериментов для
родителей была разработана памятка с
руководством к действию и правилами
безопасности.

Исследовательская деятельность, явилась той
нетрадиционной формой работы с родителями,
которая помогла сделать их активными
участниками в жизни детского сада.

Результатом данной исследовательской
деятельности считаем победы наших воспитанников
в течение последних лет на муниципальном и
региональном этапах всероссийского конкурса “Я
— исследователь”.

И если первых участников мы отправляли в город
Сочи после долгих уговоров родителей, то теперь
родители сами стремятся с детьми подготовиться к
защите проекта, чтобы оказаться победителями
муниципального этапа и принять участие в
региональном этапе этого конкурса.

Не вызывает сомнение, что участие в
экспериментальной работе способствует
профессиональному росту педагога, влияет на
формирование педагогического мастерства,
формирует профессиональное самосознание.

Таким образом, методическое сопровождение
педагогов в экспериментальной деятельности на
уровне ДОУ — это комплекс взаимосвязанных
целенаправленных мероприятий для оказания им
помощи в решении профессиональных задач,
способствующих их развитию. Методическая помощь
востребована, важна и эффективна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *