Методическое сопровождение к разделу Духовная музыка

  • Соколова Галина Борисовна, учитель музыки

“Серьезная” классическая музыка, на которой в
основном базируется музыкальное образование,
выросла из музыки церковной. А потому значимость
её открытия для детей не вызывает сомнения. Опыт
введения духовной музыки на уроках в
общеобразовательной школе показал, что детям
важнее получить первоначальные знания не с
позиции принципа историзма, а на
эмоциональной основе, что вызывает интерес и
стимулирует их дальнейшее самообразование в
этой области.

Постижение духовной музыки невозможно без
ощущения внутренней причастности человека
Высшему началу, поэтому в уроках используется
метод “внутреннего диалога”, который позволяет
заглянуть в глубину своего “я”, обратиться к
человеческой сущности, затронуть душу,
совершенствовать себя самого.


7 класс.
Тема полугодия: “Музыкальный образ”

Тема урока: “Молитва”

С жанром молитвы дети уже встречались, слушая
арию Ивана Сусанина М.И. Глинки, фортепианные
пьесы из “Детского альбома” П.И. Чайковского
“Утренняя молитва” и “В церкви” и увертюру “1812
год”.

Цель урока – раскрыть
эмоционально-ценностное значение жанра молитвы
в музыкальной культуре.

Задачи:

  • выявить особенности музыкального развития
    молитвы “Отче наш” из Литургии св. И. Златоуста
    С.В.Рахманинова;
  • расширить представление о творчестве С.В.
    Рахманинова;
  • подчеркнуть значимость жанра молитвы в
    творчестве наших современников: монаха-барда о.
    Романа и барда Ю. Визбора;
  • вспомнить примеры образцов молитвы в знакомых
    музыкальных произведениях.

Художественный материал, который используется
на уроке:

1. Песня иеромонаха Романа. “Господи, помилуй”.

2. Православные монастыри и храмы России —
зрительный ряд.

3. Рахманинов С.В. Молитва “Отче наш из
Литургии св. Иоанна Златоуста.

4. Визбор Ю. “Многоголосье”.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок и
начинаем мы его с новой песни, которая прозвучит
в исполнении Жанны Бичевской. В чём необычность
этой музыки? Дайте ей название?

Звучит песня иеромонаха Романа “Господи,
помилуй”
(Приложение 1).

Со звучания второго куплета – зрительный ряд,
слайд меняется в конце каждого куплета.

Дети: (ответы детей собирательные)
“Молитва”, “Русь”, “Господи, помилуй”,
“Монах”, “Монастырь”. Такое впечатление, что
написана эта песня глубоко верующим человеком,
тем более что в ней звучит молитва “Господи,
помилуй”, которую, как на службе в храме,
исполняет мужской хор.

Учитель: Все ваши названия, в основном,
правильно передают смысл песни. И об этом сегодня
пойдет речь на нашем уроке. Итак, тема урока:
“Молитва”.

Учитель открывает доску, где написана тема
урока.

Как, по-вашему, эта музыка светская или
духовная?

Дети: Духовная.

Учитель: В церкви под гитару?

Дети: Нет… О церкви… Светская о церкви…

Учитель: А молитва? Давайте не будем спешить с
ответом и попробуем разобраться. Эту песню
написал монах-священник Роман из
Псково-Печерского монастыря.

Дети: Складывается такое впечатление, что он
как бы выходит за стены монастыря.

Учитель: Возможно, но зачем? Давайте
обратимся к словам этой песни (для детей слова
напечатаны).
Попробуйте объяснить
подчеркнутые выражения:

Странники стоят, молится народ,
Русь еще жива, Русь еще поет:
“Господи, помилуй”.
Схимники в крестах, бороды, как снег,
Потупив глаза, молятся о всех:
“Господи, помилуй”.
<…>
Твой черед настал, молодой звонарь,
Пробуди простор, посильней ударь.

Дети: Отец Роман обращается ко всем людям –
верующим и неверующим в надежде на то, что его
услышат, поймут его тревогу за судьбу России.
Поэтому музыка выходит за рамки церковной. Он
хочет, чтобы его услышало как можно больше людей:
“Пробуди простор!”. Слишком велико его волнение
за судьбу России, за то, что люди не слышат своего
сердца, своей совести. Это обращение и к Богу, и ко
всем людям.

Учитель: Это может быть обращением к нам с
вами?

Дети: Да, конечно.

Учитель: Это песня-молитва, то есть это не
просто песня в ее привычном значении, а обращение
к человеческим душам, нечто среднее между
светской и духовной музыкой. Так, с помощью
песен-молитв возрождает сегодня отец Роман
многовековую традицию духовной поэзии,
используя самый распространенный сегодня
музыкальный инструмент – гитару.

Звучит последний куплет песни (Приложение
1).

Учитель: Человек обращается к Богу, приходит
в церковь по своей внутренней потребности. Это
личное, сокровенное, это особое состояние души.
Представьте себе, что мы с вами оказались в
православном храме (проекция внутреннего
убранства храма).

Храм – Дом Бога, вместилище Духа Святого. Дух
Святой – это та энергия, которая дает жизнь
всему. И в каждом из нас теплится божественная
искорка, дающая нам жизнь. Это значит, что человек
– сосуд для Духа Святого, и тело человеческое –
тоже храм. И когда мы обращаемся внутрь себя, мы
можем встретиться с тем светом, который внутри
нас, со своей сущностью. Наши “диалоги” с самим
собой – это плод того погружения внутрь себя, где
мы встречаем главные вопросы нашей жизни.

Диалог 1

— Как ты думаешь, зачем человек живет? Какая в
этом цель?

— Какая цель, какая цель. Разве у меня есть время,
чтобы думать о всякой ерунде? Живём, значит надо.
И, правда, ты такой странный… не как все.

В этом диалоге последнее слово осталось за
“внешним” голосом, которому некогда
задумываться о смысле жизни, и все глубокие
вопросы кажутся лишними и скучными. Но как важно
поверить себе “внутреннему”, ведь именно там –
истина. А мы боимся слушать себя, верить себе,
потому что кажется, что становишься не таким как
все.

А вот другой диалог.

Диалог 2

— Для чего дана жизнь, я спрашиваю, для чего
живут люди? Нет, я просто не понимаю, для чего
необходимо проживать такие долгие годы, чтобы
потом уснуть, уснуть навсегда и быть выброшенным
на “свалку”. Молчишь… Значит знаешь. Знаешь и
молчишь?

— Да.

— Я не знаю, для чего мне дана жизнь в этом
огромном мире, непонятном и сложном.

— Знаешь, просто не осознаешь этого.

— Нет, я не могу понять, что это – эта жизнь, этот
мир. Кто всё создал, повернул рычаг и дал ход
времени, которое бежит так неумолимо быстро, что
кажется, оставляет все меньше времени, чтобы
сделать что-то хорошее в этом мире, оставить о
себе след…

— Вслушайся в свои слова: не это ли ответ?

— Не знаю… Нет, думаю, в глубине души моей ты все
это знаешь, но почему не говоришь, зачем меня
мучаешь?

— …(Молчание).

— Возможно, прожив эту долгую жизнь, в конце ее я
все же осознаю свою значимость в этом Мире, пусть
даже огромном и непонятном.

Как хочется сказать этому человеку: “Не бойся
почаще спрашивать своего “молчуна”. Рано или
поздно он заговорит. Ведь не зря сказано:
“Стучите и откроется”.

Но давайте вернёмся в храм.

Входя в храм, мужчины обнажают головы, женщины,
наоборот, покрывают их.

Кто-нибудь из вас наблюдал, как проходит служба?

Дети: Священники читают Библию, молитвы, поют,
совершают определенные действия.

Учитель: Знакомо ли вам слово “литургия”?

Дети: Знакомо (но объяснить, как правило, не
могут).

Учитель: Значение этого слова вы по-своему
уже объяснили.

Литургия – основное христианское
богослужение в православной церкви,
определенная последовательность молитв и
священных действий. Вы могли бы сейчас вспомнить
какую-либо молитву?

Дети: (почти всегда в классе находится такой
человек, который без специальной подготовки
произносит молитву и чаще – “Отче наш”).

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день,
И прости нам долги наши,
Как и мы прощаем должникам нашим.
И не введи нас во искушение,
Но избавь нас от лукавого,
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки!
Аминь!

Бывает так, что дети читают другие молитвы, а
“Отче наш” не знают или по каким-то причинам не
хотят прочитать. В таком случае молитву “Отче
наш” произносит сам учитель.

Учитель: Молитва “Отче наш” особенная: она
называется Молитвой Господней, так как Иисус
Христос сам произнес ее, когда ученики просили
научить их молиться. Представьте себе, что,
находясь в православном храме на службе, на
Литургии, вы слышите звучание молитвы “Отче
наш”. Что отличает это звучание от только что
произнесенной вами молитвы?

Звучит “Отче наш” из Литургии И.Златоуста
С.В.Рахманинова (самое начало).

Приложение 2.

Дети: Она распевается.

Учитель: Да. Молитвы можно прочитать, а можно
распеть на простые обиходные распевы или более
сложные, написанные композиторами. Вы сами
мне уже говорили, что музыка, звучащая во время
церковной службы, особенная, она необыкновенно
серьезна, сосредоточенна, помогает человеку
погрузиться в самого себя, остаться наедине с
Богом. Давайте вернемся к звучанию молитвы “Отче
наш”. Обратите внимание на особенности ее
музыкального развития. Может даже что-то вам
покажется необычным в этом звучании?

Звучит “Отче наш” из Литургии И.Златоуста
С.В.Рахманинова.

Дети: Такое впечатление, что хор звучит как
оркестр.

Учитель: А кто сейчас слышал реальное
звучание хора и симфонического оркестра?

Многие дети слышат эту музыку, как звучание
хора и симфонического оркестра.

Учитель: Но вы же знаете, что в православном
храме музыка исполняется только голосом?

Дети: Да, но когда слушаешь эту музыку, то,
действительно, создается впечатление звучания
хора и оркестра.

Учитель: Я с вами согласна. Есть даже такое
выражение – хоровая инструментовка, то есть
краски-тембры голосов так тонко подобраны и
сливаются в гармонии, что создается впечатление
оркестрового звучания. На самом деле звучал
четырехголосный смешанный хор a cappella. Написал эту
музыку Сергей Васильевич Рахманинов. Молитва
“Отче наш” — часть из его Литургии.

Учитель: Как вы думаете, в любой ли церкви
может прозвучать такое исполнение молитвы?

Дети: Наверное, нет. Такая музыка требует
высокого мастерства в исполнении, ведь не каждая
церковь имеет высокопрофессиональных певчих. И
храм, где она будет звучать, должен быть большим,
таким, например, как храм Христа Спасителя.

Учитель: Почему?

Дети: Потому что поражает сила звука, такая
мощная кульминация! А ведь этому звуку нужно
где-то поместиться, где-то “жить”. Это можно
сравнить с огромной волной, которая накатывается
на тебя и вот-вот поглотит.

Учитель: Хорошо. Но не кажется ли вам, что
такое сильное крещендо не совсем естественно для
распевания молитвы? Ведь молитва – это особое
состояние души, погружение в себя?

Дети: Но первоначальное звучание и было очень
сосредоточенным, тихим, эмоционально сдержанным.
А в кульминационный момент музыка как будто
вырывается из глубины души, как эмоциональный
всплеск (вспоминают арию Ивана Сусанина).
Возможно, такая хоровая мощь передает огромную
силу Всевышнего.

Учитель: Может быть. Безусловно, это очень
сложная музыка, и не только
музыкантам-исполнителям, но и нам с вами –
слушателям нужно стремиться дорасти умом и душою
до ее мудрости.

Как вы уже поняли, в звучании этой молитвы
музыка занимает не менее важное место, чем слова.

Дети: Слова даже уходят на второй план, а
музыка как будто наполняет все пространство.

Учитель: Она, как Божественное проявление,
всюду: и в душе человека, и вокруг него.

И вновь звучит молитва “Отче наш” из Литургии
И.Златоуста С.В.Рахманинова.

“Я – как скрещенье многих дней.
И слышу я в лугах росистых
И голоса моих друзей,
И голоса с небес российских”.

Дети узнают слова из песни Ю.Визбора
“Многоголосье”, которые произносятся учителем
на последних звуках музыки.

Звучит песня Ю.Визбора “Многоголосье” в
исполнении учащихся. Урок закончен.

Приложение 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *