Методическое сопровождение исследовательской деятельности для оказания эффективной психолого-педагогической помощи учащимся с девиациями

  • Лебедева Оксана Александровна, преподаватель

Отклонения, или как они называются научным
термином — девиации присутствуют в каждой
социальной системе. Поэтому умение выявлять
причины таких отклонений, находить пути
преодоления их негативных форм должно быть
свойственным каждому современному человеку.

Оценка любого поведения всегда подразумевает
его сравнение с какой-то нормой, проблемное
поведение часто называют девиантным.

Девиантное поведение — поступки,
противоречащие принятым в обществе правовым или
нравственным нормам.

К основным субъектам девиантного поведения
можно отнести лиц, страдающих определенными
формами психической патологи и склонных на этой
основе к аморальному поведению, попыткам
вандализма и самоубийствам.

Таким образом, психические расстройства
проявляются в двух формах:

1) Акцентуированные характеры, т.е. крайние
варианты нормы. Психические расстройства в виде
акцентуаций возникают у подростков по ряду
причин:

1. Часто психические расстройства обусловлены
тем, что к подростку общество предъявляет
завышенные требования. Если на врожденные
отклонения в характере накладываются
болезненные отрицательные переживания, то
формируется комплекс неполноценности, и
возникает необходимость в искусственных
компенсаторах — алкоголе, наркотиках,
агрессивном поведении.

Особенно провоцирует появление ранее скрытой
акцентуации или патологии, пубертатный период,
т.е. период полового созревания.

2. Сказываются трудности переходного возраста,
т.е. переход во «взрослую» жизнь, он
сопровождается перестройкой психики.
Перестраиваются такие важные процессы как:
мышление, ощущения, восприятие, меняется мир
иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются
черты темперамента, способности, задатки.

3. Перестройка «Я-концепции». «Я-концепция» —
это устойчивая и неповторимая система
представлений индивида о себе, на основе которой
он строит свои отношения с окружением и самим
собой.

2) Личностные расстройства

Отчуждение — ощущение недостатка теплых
отношений с другими;

Деперсонализация — эмоциональное
расстройство, при котором отмечается потеря
контакта с собственной личностной
действительностью;

Депрессия — состояние аффекта с
отрицательной окраской.

Подростки с девиантным поведением, как правило,
оказываются трудны в общении. Чтобы установить с
ними контакт для любой последующей работы
требуется приложить довольно много усилий.
Оказать профессиональную помощь поможет
методика контактного взаимодействия Филонова:


Стадии взаимодействия Содержание и характер
контакта
Основная тактика Результат
1 Расположение к общению Использование общепринятых норм и фраз.
Сдержанное и доброжелательное обращение. Равное
отношение, отсутствие эмоциональных реакций.
Непринужденная беседа на отвлеченные темы.
Отсутствие советов, уверений, навязчивости
Одобрение, согласие, безусловное
принятие
Принятие согласия
2 Поиск общего интереса Поиск нейтрального интереса. Переход с
нейтрального на личностно-значимый интерес.
Подчеркивание уникальности личности. От общих
суждений о людях к конкретному человеку. От его
ценностей к состояниям и качествам.
Равное отношение — заинтересованность
— подчеркивание уникальности личности
Положительный эмоциональный фон,
согласие
3 Выявлен6ие предполагаемых
положительных качеств
Рассказы о положительных качествах,
поиск оригинального. Демонстрация отношений к
этим качествам отношение к отрицательным
качествам других. Поиск отрицательных качеств у
себя.
Принятие того, что предлагает партнер,
авансирование доверием.
Создание ситуации безопасности,
безусловное принятие личности.
4 Выявление предполагаемых опасных
качеств
Уточнение границ и пределов личности.
Выявление качеств, мешающих общению.
Представление, прогнозирование ситуаций
общения. Сомнения, выявления неясностей.
Высказывания о собственных негативных
качествах.
Принятие позитивного без обсуждения,
сомнения, возражения.
Ситуация доверия, открытости.
5 Адаптивное поведение партнеров Подчеркивание положительных и учет
негативных качеств. Советы по качествам.
Подчеркивание динамики представлений о
человеке. Подчеркивание индивидуальности и учет
ее в общении. Обсуждение того, что будет
представлять трудности. Желание
приспосабливаться к особенностям другого.
Открытые высказывания; стимулирование
диалога, советы.
Определение объекта и предмета
изменения и преобразования.
6 Установление оптимальных отношений Общие планы действий. Совместная
разработка программы. Нормативы общения,
взаимодействия. Распределение ролей.
Составление планов по самоизменению
Общие намерения Согласие на выполнение принятого плана.

Набор психодиагностического инструментария по
рассматриваемой проблеме достаточно
разнообразен. Для диагностических целей могут
быть использованы и общие методики, и
специальные тесты, и их сочетание в виде батарее
тестов:

  • опросник Р. Кеттела,
  • патохарактерологичсекий опросник А.Е. Личко,
  • проективный тест М. Люшера,
  • методика Маскулинность — Феминность Сандры
    Беем,
  • методика состояния агрессивности Басса —
    Дарки,
  • методика диагностики уровня эмпатических
    способностей В.В. Бойко,
  • тест Шмишека и т.д.

Вкратце раскрою наименее известные:

1. Методика Маскулинность — Феминность
Сандры Бем.

Исследуются подростки с девиантным и
недевиантным поведением. Методика была
предложена Сандрой Бем (1974 г.) для диагностики
психологического пола и определяет степень
андрогенности, маскулинности и феминности
личности. Опросник содержит 60 утверждений
(качеств), на каждое из которых испытуемый
отвечает «нет» или «да», оценивая тем самым
наличие или отсутствие у себя названных качеств.
Опросник можно применять и в форме экспертного
рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по
представленным качествам осуществляется
компетентными лицами, хорошо знающими
испытуемых (муж, жена, родители и т.д.).

Ответы подсчитываются, за каждое совпадение с
ключом приписывается 1 балл.

Феминность = (сумма баллов по феминности) : 20, где
20 это количество утверждений по феминности

Маскулинноть = (сумма баллов по маскулинности) :
20, где 20 это количество утверждений по
маскулинности

Основной индекс:

IS = (Феминность — Маскулинность) х 2,322

Если IS от (-1) до (+1) андрогинность

IS меньше (-1) ( IS>1) маскулинность

IS больше (+1) (IS>1) феминность

Если IS < -2,025 ярко выражено маскулинность

IS >+ 2,025 ярко выраженная феминность

Методика С. Бем является одной из наиболее
валидной и информативной гендерной оценки.

2. Методика диагностики уровня
эмпатических способностей В.В. Бойко.

Испытуемым предлагаетсяя ответить свойственны
ли им данные утверждения. Предлогается 32 вопроса,
на которые нужно дать ответ: «да» или «нет».
Затем подсчитывается число совпавших ответов по
ключу по каждой шкале и определяется суммарная
оценка. Методика предполагает оценки по
следующим шкалам: рациональный канал эмпатии;
эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал
эмпатии, установки, способствующие эмпатии;
проникающая способность к эмпатии.

Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0
до 6 баллов и указывают на значимость конкретного
параметра в структуре эмпатии.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную
роль в интерпретации основного показателя —
уровня эмпатии. Суммарный показатель может
изменяться от 0 до 36 баллов. Уровни оценки : 30
баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии;
29-22 — средний уровень, 21-15- заниженный, менее 14
баллов — очень низкий.

Универсальной методикой выявления
предрасположенности к тем или иным девиациям в
поведении представляется «Методика диагностики
склонности к отклоняющемуся поведению»
(выработана Вологодским центром гуманитарных
исследований и консультирования «Развитие» в
1992г.). Она содержит 7 шкал:

  • Шкала установки на социальную желательность —
    15 пунктов
  • Шкала склонности на социальную желательность —
    17 пунктов
  • Шкала склонности к аддиктивному поведению — 20
    пунктов
  • Шкала склонности к самоповреждающему и
    саморазрушающему поведению — 21 пункт
  • Шкала склонности к агрессии и насилию — 25
    пунктов
  • Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
    — 15 пунктов
  • Шкала склонности к делинквитному поведению — 20
    пунктов

Опросник включает 98 неповторяющихся
пунктов-утверждений. Существует два варианта
теста, для девушек и юношей.

Девиантное поведение — явление комплексное и
сложное. Оно может иметь внешние и внутренние
причины. Девиантное поведение связано с
индивидуально-типологическими особенностями
личности, которые создают благоприятную или
неблагоприятную основу для воздействия
негативных факторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *